Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное
Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики
Астрономия
Биология
География
Иностранный язык
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
Русский язык
Технология
Физика
Химия
Экология
Экономика
Сайта
Педагогика
Общество
Происшествия
Все сценарии
Все статьи
Все открытые уроки
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Какие сценарии чаще добавлять? |
Одной из задач педагогики является научить работать учащихся творчески и в коллективе. Этому способствуют инновационные технологии, в том числе французские мастерские. Французские мастерские – это новый стиль взаимоотношений учителя и ученика, учащихся между собой, это позиция диалога и активная форма работы, результатом которой является презентация нового продукта, возникшего в ходе коллективного творчества.
Цели:
• Получить набор фактов о положении различных групп населения в Афинах, о реформах Солона.
• Научить учащихся оперировать понятиями реформа, демократия.
• Научить учащихся делать предположения на основе имеющихся знаний и опыта.
• Научить учащихся анализировать факты и сведения, делать выводы и обобщения.
• Прививать учащимся навык иметь свое мнение по проблеме.
Технология: французские мастерские.
Оборудование:
1. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира: учебник 5 класса. – М.: Просвещение, 2008.
2. Таблички с названиями групп – категорий населения (крестьяне-земледельцы, купцы, городской демос, знать)
3. Алгоритм выполнения заданий
Ход урока
Учащиеся делятся на 4 группы по 5-6 человек и рассаживаются вместе. Группы получают названия по категориям населения: крестьяне-земледельцы, купцы, городской демос, знать и соответствующие таблички. Затем группы получают алгоритм выполнения заданий:
• индивидуальное размышление над проблемой;
• обсуждение проблемы– задания в группе;
• принятие коллективного решения по проблеме;
• презентация классу готового продукта.
Далее группы получают поочередно задания (I–VII).
Задания:
I. Рассказать об условиях жизни своей категории населения, используя текст учебника.
В результате презентации этого задания мы узнаем о бедственном и бесправном положении земледельцев, демоса, о порабощении их знатью.
Найти выход из сложившейся ситуации.
На презентации данной проблемы учащиеся чаще всего предлагают устроить восстание или (редко) провести реформы.
Учитель: В 594 году до н.э. по желанию знати и демоса в Афинах архонтом был избран Солон-мудрец, поэт, оратор. Солон был уважаемым в Аттике человеком, он занимался почетным в то время делом – морской торговлей. Честный и умный, искренне желавший улучшить ситуацию, Солон сразу приступает к реформам.
II. Разработать свой проект реформ.
На презентации готового продукта учащиеся предлагают следующие варианты:
• отменить законы Дракона;
• отобрать землю у богатых и поделить ее между гражданами Афин;
• забрать излишки земли у богатых и раздать ее бедным;
• для решения важных вопросов созывать собрание свободных граждан и т.д.
III. Какие реформы провел Солон?
Используя текст учебника, учащиеся делают следующие выводы:
• Солон отменил законы Дракона, т.е. долговое рабство;
• Солон отпустил на волю всех рабов – должников;
• Солон велел выкупить за деньги государства всех проданных заграницу;
• Солон ввел закон, запрещавший обращать в рабство за долги.
Эти выводы записываются в тетрадь под заголовком “Реформы Солона”.
IV. Подумайте, как управлять обществом, чтобы сохранить мир и равновесие?
На презентации этого задания учащиеся говорят о необходимости создания армии, созыва народного собрания, которому будет подвластно решение всех вопросов, создания независимого суда.
V. Как же происходило управление государством при Солоне?
Работая с текстом учебника, учащиеся следующие выводы:
• знать была лишена преимуществ в управлении государством;
• архонтом мог стать выходец из демоса, обладавший богатством;
• созывалось Народное собрание из всех свободных афинян (граждан);
• устанавливался народный суд, судьи выбирались независимо от знатности и богатства, давали клятву;
• на суде могли присутствовать все желающие афиняне;
• судьи голосовали тайно, путем бросания черных и белых камешков.
VI. Каково отношение вашей группы населения к Солону?
На презентации узнаем, что все слои населения оказались не довольны Солоном: купцы и знать лишились бесплатных рабочих рук в результате отмены долгового рабства, демос и крестьяне не получили земли, т.к. ее не отобрали у богатых.
VII. Что же делать Солону?
Обсудив по группам эту проблему, учащиеся приходят к выводу, что Солон должен сдать бразды правления и уйти.
Учитель: Солон действительно попросил у афинян разрешения уехать за пределы страны. Он много странствовал, писал стихи, находясь вдали от Родины, прожил долгую жизнь, умер в возрасте 80 лет.
Вывод (записывается в тетради): Законы Солона способствовали ликвидации пережитков родового строя и господства родовой аристократии, оформили государственный строй Афин, как города-полиса, заложили основы афинской демократии
(демократия-власть народа).
Домашнее задание: пересказ параграфа 30, сообщение о Солоне или рисунок по теме.
Гаврилова Марина Юрьевна, учитель
ГОУ "СОШ №160 с углубленным изучением английского языка", г.Санкт-Петербург
,