Творческий проект
Поэт Ф.И. Тютчев в своих стихах удивительно точно описал различные природные явления, картины окружающего нас мира. Дети младшего школьного возраста способны интуитивно осознать эту неразрывную связь человека и природы, ассоциативно оценить и осмыслить словесные образы и зрительное восприятие. Форма проведения занятия – творческий проект – позволяет детям в полной мере проявить свое творчество, исследовательские наклонности.
Цели и задачи: 1. Познакомить детей младшего школьного возраста с творчеством Ф.И. Тютчева 2. Показать красоту родной природы через средства выразительности, используемые поэтом в своих произведениях 3. Развивать умение ценить красоту родной природы План проведения: 1. Организационный момент; 2. Обозначение темы занятия; 3. Биография Ф.И. Тютчева; 4. Тема природы в поэзии Тютчева; 5. Творческое задание; 6. Обобщение, подведение итогов; 7. Слушание стихов поэта. Оборудование: • картон (формат А-3) • карточки с текстом стихов; • клей; • маркеры; • фломастеры; • книги со стихами русских поэтов о природе; • мультимедийная установка для показа презентации по теме; • портрет Ф.И. Тютчева; • набор иллюстраций по теме "Природа".
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент. II. Обозначение темы занятия. Дети читают стихи Тютчева. Еще земли печален вид, А воздух уж весною дышит, И мертвый в поле стебль колышет, И елей ветви шевелит. Еще природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна Весну послышала она И ей невольно улыбнулась: *** Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит - И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован,- Не мертвец и не живой - Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой... Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой - В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой. *** Как неожиданно и ярко, На влажной неба синеве, Воздушная воздвиглась арка В своем минутном торжестве! Один конец в леса вонзила, Другим за облака ушла - Она полнеба обхватила И в высоте изнемогла. О, в этом радужном виденье Какая нега для очей! Оно дано нам на мгновенье, Лови его - лови скорей! Смотри - оно уж побледнело, Еще минута, две - и что ж? Ушло, как-то уйдет всецело, Чем ты и дышишь и живешь. Учитель: - удивительные, неповторимые стихи, не правда ли? Кто же их написал? (Ответы детей) У.- Да, правильно, эти замечательные стихи принадлежат перу известного поэта Ф.И. Тютчева. Наследие этого поэта, оставленное нам не так велико - около 400 произведений. Но большинство из них - настоящие шедевры. III. Дети рассказывают биографию поэта. Фёдор Иванович Тютчев (1803-1873) родился в старинной дворянской семье, в имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Юные годы провел в Москве. В 1821 году блестяще закончил словесный факультет Московского университета. Вскоре поступил на службу в министерство иностранных дел, в 1822 году уехал за границу, получив назначение на скромную должность в русское посольство в Мюнхене. В чужих краях Тютчев прожил двадцать два года, но не терял духовной связи с родиной и изредка навещал ее. Стихи Тютчев начал писать еще подростком, но выступал в печати редко и не был замечен ни критикой, ни читателями. Настоящий дебют поэта состоялся в 1836 году; тетрадь стихотворений Тютчева, переправленная из Германии, попадает в руки Пушкина, и тот, приняв тютчевские стихи с изумлением и восторгом, опубликовал их в своем журнале "Современник". Однако призвание и известность приходят к Тютчеву гораздо позднее, после его возвращения на родину, в 50-х годах, когда о поэте восхищенно отозвались Некрасов, Тургенев, Фет, и когда вышел отдельный сборник его стихотворений (1854). И все же Тютчев не становится профессиональным литератором, до конца жизни оставаясь на государственной службе. Учитель: - Удивительно, но факт. Человек, чье творчество получило самую высокую оценку современников: Пушкина, Некрасова, Тургенева Фета, сам себя поэтом не считал. По его словам, он не писал, а записывал стихи, а точнее описывал все, что его окружало, волновало, огорчало, восхищало. Записывал: А потом еще и еще раз возвращался к тексту и оттачивал каждое слово, каждую фразу, добиваясь красоты, точности, чуда. IV. Тема природы в поэзии Тютчева. - Давайте послушаем историю создания одного из самых красивых стихотворений поэта: (Рассказывают дети): 22 августа 1857 года поэт вместе с дочерью Марией направлялся из Овстуга в Москву. "Дорога утомляла, отец и дочь дремали. И вдруг он взял из её рук листок с перечнем почтовых станций и дорожных расходов и на его обороте начал быстро писать: Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора - Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера... Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто всё - простор везде, - Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Мария, видя, как рука у отца нетерпеливо дрожит, а подскакивающая на ухабах коляска не даёт писать, берёт у него карандаш и бумагу и сама под его диктовку заканчивает стихотворение: Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь - И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле: Учитель: - О чем это стихотворение? Дети: - О природе, о красоте осенней поры: Учитель: - Вы совершенно правы! Творчество Тютчева многогранно, но самые красивые его стихи - стихи о природе. А кто еще из русских поэтов писал о природе? (Ответы детей. Обсуждение выставки книг русских поэтов.) Природа: А какие образы, ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово? (Ответы детей) Заметили? Чаще всего вы называете объекты, явления природы, рисуя словесные пейзажи. А также деятельность человека, его чувства:. То же самое можно найти и в стихах Тютчева. Он как бы пишет картину в стихах о каком-либо природном явлении и дает понять, что природа и человек неразрывно связаны. Человек - это часть природы. О чем же может поведать нам природа? (Ответы детей) Очень часто мы можем слышать следующие высказывания: "У этого человека светлая душа: Он способен сострадать: У него чистая душа, он способен принести радость, счастье окружающим: Он красив душою:" А есть ли душа у природы? (Ответы детей) А язык? Существует ли язык природы? (Ответы детей) А способна ли природа испытывать любовь, передать ее? (Ответы детей) В подтверждении ваших слов давайте послушаем еще несколько стихотворений поэта. (Чтение детьми стихов Тютчева) Перед уроком мы с вами разбились на команды. И это неспроста. Каждая команда получит ряд заданий, а после их выполнения, мы обсудим результат и обменяемся мнениями о работе каждой команды. V. Творческое задание. 1. Перед вами текс стихотворения. Задание: - выразительно прочитать; - определить тему; - рассказать о своих впечатлениях. 2. Каждая команда оформляет имеющийся у них лист картона по схеме: - тема; - ассоциации, вызванные тем или иным явлением природы; - эпитеты, соответствующие конкретной теме. 3. Поиск средств выразительности в заданном стихотворении: - эпитеты; - олицетворения; - противоречия. 4. Художественное оформление (подбор иллюстраций, рисование) 5. Защита творческой работы. VI. Обобщение, вывод. Идет показ презентации, по ходу которой читаются высказывания современников о творчестве поэта, а также декламируются его стихи. Вывод: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык: Учитель: - Я думаю, что эти бессмертные строки послужат лучшим обобщением сегодняшнего разговора. А каково ваше мнение? (Дети высказывают свое мнение) VII. Слушание стихов Ф.И. Тютчева о природе.
Скачать презентацию: http://doc.support.shpors.ru/201110/Красота родной природы_презентация_(support.shpors.ru).ppt
Гаврилова Наталья Юрьевна, учитель начальных классов
МОУ лицей № 24 г. Сергиев Посад
{SL_links}
Вернуться назад
|