mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2011
    25
    окт
    Красота родной природы в произведениях Ф.И. Тютчева
    Рейтинг:
    Категория: Сценарии, Разное
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Творческий проект

    Поэт Ф.И. Тютчев в своих стихах удивительно точно описал различные природные явления, картины окружающего нас мира. Дети младшего школьного возраста способны интуитивно осознать эту неразрывную связь человека и природы, ассоциативно оценить и осмыслить словесные образы и зрительное восприятие. Форма проведения занятия – творческий проект – позволяет детям в полной мере проявить свое творчество, исследовательские наклонности.


    Цели и задачи:
    1.    Познакомить детей младшего школьного возраста с творчеством Ф.И. Тютчева
    2.    Показать красоту родной природы через средства выразительности, используемые поэтом в своих произведениях
    3.    Развивать умение ценить красоту родной природы
    План проведения:
    1.    Организационный момент;
    2.    Обозначение темы занятия;
    3.    Биография Ф.И. Тютчева;
    4.    Тема природы в поэзии Тютчева;
    5.    Творческое задание;
    6.    Обобщение, подведение итогов;
    7.    Слушание стихов поэта.
    Оборудование:
    •    картон (формат А-3)
    •    карточки с текстом стихов;
    •    клей;
    •    маркеры;
    •    фломастеры;
    •    книги со стихами русских поэтов о природе;
    •    мультимедийная установка для показа презентации по теме;
    •    портрет Ф.И. Тютчева;
    •    набор иллюстраций по теме "Природа".


    ХОД ЗАНЯТИЯ


    I. Организационный момент.
    II. Обозначение темы занятия.
    Дети читают стихи Тютчева.
    Еще земли печален вид,
    А воздух уж весною дышит,
    И мертвый в поле стебль колышет,
    И елей ветви шевелит.
    Еще природа не проснулась,
    Но сквозь редеющего сна
    Весну послышала она
    И ей невольно улыбнулась:
    *** 
     Чародейкою Зимою
    Околдован, лес стоит -
    И под снежной бахромою,
    Неподвижною, немою,
    Чудной жизнью он блестит.
    И стоит он, околдован,-
    Не мертвец и не живой -
    Сном волшебным очарован,
    Весь опутан, весь окован
    Легкой цепью пуховой...
    Солнце зимнее ли мещет
    На него свой луч косой -
    В нем ничто не затрепещет,
    Он весь вспыхнет и заблещет
    Ослепительной красой.
    ***
    Как неожиданно и ярко,
    На влажной неба синеве,
    Воздушная воздвиглась арка
    В своем минутном торжестве!
    Один конец в леса вонзила,
    Другим за облака ушла -
    Она полнеба обхватила
    И в высоте изнемогла.
    О, в этом радужном виденье
    Какая нега для очей!
    Оно дано нам на мгновенье,
    Лови его - лови скорей!
    Смотри - оно уж побледнело,
    Еще минута, две - и что ж?
    Ушло, как-то уйдет всецело,
    Чем ты и дышишь и живешь.
    Учитель: - удивительные, неповторимые стихи, не правда ли? Кто же их написал?
    (Ответы детей)
    У.- Да, правильно, эти замечательные стихи принадлежат перу известного поэта Ф.И. Тютчева.
    Наследие этого поэта, оставленное нам не так велико - около 400 произведений. Но большинство из них - настоящие шедевры.
     III. Дети рассказывают биографию поэта.
    Фёдор Иванович Тютчев (1803-1873) родился в старинной дворянской семье, в имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Юные годы провел в Москве. В 1821 году блестяще закончил словесный факультет Московского университета. Вскоре поступил на службу в министерство иностранных дел, в 1822 году уехал за границу, получив назначение на скромную должность в русское посольство в Мюнхене.
    В чужих краях Тютчев прожил двадцать два года, но не терял духовной связи с родиной и изредка навещал ее. Стихи Тютчев начал писать еще подростком, но выступал в печати редко и не был замечен ни критикой, ни читателями. Настоящий дебют поэта состоялся в 1836 году; тетрадь стихотворений Тютчева, переправленная из Германии, попадает в руки Пушкина, и тот, приняв тютчевские стихи с изумлением и восторгом, опубликовал их в своем журнале "Современник".
    Однако призвание и известность приходят к Тютчеву гораздо позднее, после его возвращения на родину, в 50-х годах, когда о поэте восхищенно отозвались Некрасов, Тургенев, Фет, и когда вышел отдельный сборник его стихотворений (1854). И все же Тютчев не становится профессиональным литератором, до конца жизни оставаясь на государственной службе.
    Учитель: - Удивительно, но факт. Человек, чье творчество получило самую высокую оценку современников: Пушкина, Некрасова, Тургенева Фета, сам себя поэтом не считал. По его словам, он не писал, а записывал стихи, а точнее описывал все, что его окружало, волновало, огорчало, восхищало.
    Записывал: А потом еще и еще раз возвращался к тексту и оттачивал каждое слово, каждую фразу, добиваясь красоты, точности, чуда.
    IV. Тема природы в поэзии Тютчева.
    - Давайте послушаем историю создания одного из самых красивых стихотворений поэта: (Рассказывают дети):
    22 августа 1857 года поэт вместе с дочерью Марией направлялся из Овстуга в Москву. "Дорога утомляла, отец и дочь дремали. И вдруг он взял из её рук листок с перечнем почтовых станций и дорожных расходов и на его обороте начал быстро писать:
    Есть в осени первоначальной
    Короткая, но дивная пора -
    Весь день стоит как бы хрустальный,
    И лучезарны вечера...
    Где бодрый серп гулял и падал колос,
    Теперь уж пусто всё - простор везде, -
    Лишь паутины тонкий волос
    Блестит на праздной борозде.
    Мария, видя, как рука у отца нетерпеливо дрожит, а подскакивающая на ухабах коляска не даёт писать, берёт у него карандаш и бумагу и сама под его диктовку заканчивает стихотворение:
    Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
    Но далеко еще до первых зимних бурь -
    И льется чистая и теплая лазурь
    На отдыхающее поле:
    Учитель: - О чем это стихотворение?
    Дети: - О природе, о красоте осенней поры:
    Учитель: - Вы совершенно правы! Творчество Тютчева многогранно, но самые красивые его стихи - стихи о природе.
    А кто еще из русских поэтов писал о природе?
    (Ответы детей. Обсуждение выставки книг русских поэтов.)
    Природа: А какие образы, ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово?
    (Ответы детей)
    Заметили? Чаще всего вы называете объекты, явления природы, рисуя словесные пейзажи. А также деятельность человека, его чувства:.
    То же самое можно найти и в стихах Тютчева. Он как бы пишет картину в стихах о каком-либо природном явлении и дает понять, что природа и человек неразрывно связаны. Человек - это часть природы.
    О чем же может поведать нам природа?
    (Ответы детей)
    Очень часто мы можем слышать следующие высказывания: "У этого человека светлая душа: Он способен сострадать: У него чистая душа, он способен принести радость, счастье окружающим: Он красив душою:"
    А есть ли душа у природы?
    (Ответы детей)
    А язык? Существует ли язык природы?
    (Ответы детей)
    А способна ли природа испытывать любовь, передать ее?
    (Ответы детей)
    В подтверждении ваших слов давайте послушаем еще несколько стихотворений поэта.
    (Чтение детьми стихов Тютчева)
    Перед уроком мы с вами разбились на команды. И это неспроста.
    Каждая команда получит ряд заданий, а после их выполнения, мы обсудим результат и обменяемся мнениями о работе каждой команды.
    V. Творческое задание.
    1. Перед вами текс стихотворения. Задание:
    - выразительно прочитать;
    - определить тему;
    - рассказать о своих впечатлениях.
    2. Каждая команда оформляет имеющийся у них лист картона по схеме:
    - тема;
    - ассоциации, вызванные тем или иным явлением природы;
    - эпитеты, соответствующие конкретной теме.
    3. Поиск средств выразительности в заданном стихотворении:
    - эпитеты;
    - олицетворения;
    - противоречия.
    4. Художественное оформление (подбор иллюстраций, рисование)
    5. Защита творческой работы.
    VI. Обобщение, вывод.
    Идет показ презентации, по ходу которой читаются высказывания современников о творчестве поэта, а также декламируются его стихи.
    Вывод:
    Не то, что мните вы, природа:
    Не слепок, не бездушный лик -
    В ней есть душа, в ней есть свобода,
    В ней есть любовь, в ней есть язык:
    Учитель: - Я думаю, что эти бессмертные строки послужат лучшим обобщением сегодняшнего разговора. А каково ваше мнение?
    (Дети высказывают свое мнение)
    VII. Слушание стихов Ф.И. Тютчева о природе.


    Скачать презентацию: http://doc.support.shpors.ru/201110/Красота родной природы_презентация_(support.shpors.ru).ppt
    Лучшая бесплатная программа для .PDF файлов - Foxit PDF Reader

    Гаврилова Наталья Юрьевна, учитель начальных классов

    МОУ лицей № 24 г. Сергиев Посад



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 12318
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.