Конспект занятия в старшей группе
Целью занятия является создание условий для познавательной активности детей, направленной на ознакомление со своим организмом. Трудные для восприятия детьми сведения о сердце и легких представлены в занимательной форме. Дошкольники в ходе простейших опытов осознают необходимость укреплять здоровье с помощью спорта, витаминов.
Программное содержание: • Создать условия для познавательной активности детей, направленной на ознакомление со своим организмом. • Закреплять и углублять знания детей об основных особенностях функционирования сердца и легких человека. • Формировать осознанное отношение к необходимости укреплять здоровье с помощью спорта, витаминов. • Поощрять готовность и желание высказать свою точку зрения, пользуясь распространенной формой предложения, при этом слушать друг друга. • Воспитывать желание вести здоровый образ жизни. Материал: Плакаты с изображением кровеносной и дыхательной систем человека, зеркала по количеству детей, настольно-печатная игра «Аскорбинка и ее друзья» ОАО «Радуга» г. Киров, кукла «Растишка» в костюме космонавта. Воздушные шары, кусочки ваты, бабочки из бумаги для упражнений на дыхание. Бумага, цветные карандаши. Сердечки разного цвета (4 красного, 4 синего, 4 зеленого). Мольберт. Иллюстрации «Зарядка», «Витамины» автор Стеркина Р.Б («Безопасность» рабочая тетрадь). Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций и чтение детской энциклопедии «Потомучка» Ф.Эрдаг перевод Л.Л.Затолокиной издательство «Астрель», игровые упражнения типа «Послушай свой организм», дидактическая игра «Умею – не умею», в которой активизируется внимание на физических возможностях организма.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята! Вы заметили, в каком необычном костюме встретил вас сегодня Растишка? Он в костюме космонавта, он полетит в космос. И мне он рассказывал, что собирается полететь на Луну, рассказать жителям Луны, если они, конечно, там есть о людях. Ему будет трудно рассказывать о человеке, он ведь всего лишь кукла, наш талисман. Но он так давно живет у нас в группе и знает, что вы все занимаетесь в клубе юных ученых. Поэтому Растишка просит вас записать на диктофон рассказы о том, как устроен человек, а уж он доставит кассету с записями на Луну. Воспитатель: Вы согласны помочь? Тогда сделаем вот что: выбирайте себе сердечко любого цвета. Занимайте места в зале ученого совета, в секторе такого же цвета. Дети выбирают сердечки и рассаживаются. 4 ребенка в синем секторе (на стульях синие прямоугольники, лежат приготовленные воспитателем головные уборы соответствующего цвета, на столе в середине синий круг), 4 ребенка в красном секторе, 4 ребенка в зеленом секторе. Дети надевают головные уборы. Воспитатель: Ну, наконец, мы можем приступить к работе. Я включаю диктофон, не забудьте, пожалуйста, что говорить надо громко, четко и понятно. Первый вопрос – какие органы человека никогда не отдыхают? – Сердце, легкие. Воспитатель: Докажите это. – Человек дышит и днем и ночью. Сердце всегда стучит. Если сердце перестанет работать, человек умрет. Воспитатель: Где находиться сердце, и как можно определить работает ли оно? – Сердце находится в груди, ближе к левой стороне. Чтобы определить работает сердце или нет, можно приложить ухо к чьей-нибудь груди и послушать. Проверить пульс. Доктор определяет. С помощью УЗИ. Воспитатель: Много способов вы назвали, молодцы. Давайте же проверим, работают ли сердца у ваших товарищей? Приложите ухо к груди соседа, послушайте. Воспитатель: А теперь я предлагаю вам нащупать у себя на руке пульс. Чувствуете, как пульсирует под пальчиком жилка? Это сердце толкает кровь. Воспитатель: Вы сказали, что сердце может услышать доктор. Да для этого у него есть аппарат, который называется СТЕТОСКОП. Давайте хором повторим это трудное название. Воспитатель: Кто расскажет Растишке о том, что такое УЗИ? Кто проходил эту процедуру? Теперь мы все знаем, что доктор ведет по человеку специальной компьютерной мышкой и видит на экране здоровое сердце у тебя или нет. Воспитатель: А сейчас, ребята, трудное задание. Посовещайтесь и попробуйте изобразить сердце. Воспитатель: Каким способом вы изображали сердце? Почему? Воспитатель: Да, из вас действительно вырастут настоящие ученые, вы все сделали правильно. Действительно, сердце человека похоже на его кулак и внешним видом, и размером. Выставляю на мольберт плакат, изображающий кровеносную систему человека. Воспитатель: Посмотрите, внутри сердце разделено перегородками на левую и правую половины. Из левой половинки – ярко-красная кровь, богатая кислородом поступает ко всем органам, ко всем клеточкам нашего организма. А когда кровь отдала кислород, полезные вещества, витамины организму, она по другим трубочкам (они синего цвета) течет обратно в сердце, только в правую половинку. Эта кровь забрала в себя вредные для человека вещества, цвет ее стал темно-красный. Сердце толкает кровь, значит, оно должно быть сильным. Его надо укреплять и беречь. Как же мы можем это сделать? Воспитатель: Давайте попробуем выполнить несколько упражнений, с которыми справились дети на этой картинке. Выставляю на мольберт иллюстрацию «Зарядка». Проводиться физминутка. Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам найти с помощью вот этого лабиринта (раздаю каждому сектору карточки) какой же витамин наиболее полезен для сердца. Дети находят опытным путем и соединяют стрелочками сердце и витамин В. Воспитатель: Давайте найдем и назовем для Растишки продукты, в которых есть полезные витамины для сердца. Проводиться дидактическая игра «Где спрятался витамин». Дети собирают пазлы – Витамин «В» есть в молоке, йогурте, петрушке, рыбе. – Еще он спрятался в печени, мясе, бананах, горохе. – Полезно кушать творог, гречневую кашу и апельсины. Воспитатель: Спасибо, дети, все ваши советы для Растишки я записала на диктофон. Возвращайтесь, пожалуйста, на свои места. Интересно, а для чего человеку легкие? – Легкие нужны для того, чтобы человек дышал. – Легкие подают кислород в организм. Он содержится в воздухе, которым мы дышим. Воспитатель: выставляет на мольберт плакат «Дыхательная система человека». Сколько легких у человека? Воспитатель: Где находятся легкие? Они чем-то защищены? – Легкие находятся в груди. Рядом с сердцем. Внутри грудной клетки. Она их защищает. Воспитатель: А состоят легкие из миллионов крошечных воздушных мешочков – легочных пузырьков, их можно увидеть только в микроскоп. Когда мы делаем вдох, они наполняются воздухом. При выдохе воздух из пузырьков выходит. Сейчас мы проведем опыт (раздаю детям зеркала). Сделайте вдох, а потом выдохните на зеркало. Что случилось с зеркалом? – Зеркало запотело. Почему же это произошло? – Мы выдохнули воздух. Воспитатель: Проведите по зеркалу пальчиком. Каким он стал? Воспитатель, собирая зеркала: Пальчики стали мокрыми. Это произошло потому, что вместе с воздухом мы выдыхаем из организма и лишнюю воду. За день каждый ребенок выдыхает 2 стакана воды, а взрослые целых 4 стакана. Воспитатель: Растишка предлагает показать инопланетянину упражнения, с помощью которых люди могут развивать свои легкие. Раздаю на один стол – кусочки ваты на подносе, на второй – воздушные шарики, на третий – бумажные бабочки на нитке. Дети экспериментируют с предложенными предметами и выполняют упражнения: «У кого бабочка улетит дальше», «Сдуй пушинку», «Надувание шаров». Воспитатель: Легкие – очень важный орган. Какие же правила надо выполнять, для их хорошей работы? – Чаще гулять на природе, дышать свежим воздухом. – Поменьше простужаться. – Никогда не курить – это вредно. Воспитатель: Как вы думаете, помогли мы Растишке? И если да, то чем? – Конечно, помогли. Мы рассказали ему о том, что сердце и легкие – это важные органы для людей, их надо укреплять. Назвали полезные продукты. Можно остановить запись (выключаю магнитофон). Растишка обязательно доставит кассету с записью вашего рассказа на Луну.
Гаврилюк Надежда Германовна, воспитатель
МДОУ №28, г.Сургут, Тюменская обл.
{SL_links}
Вернуться назад
|