Анализ стихотворения, 8-й класс
Аналитическое чтение стихотворения способствует развитию читательского опыта учащихся, приобщает их к творческой деятельности, формирует умения интерпретации произведения. Данный урок - это урок сотворчества, открытия богатства смысловых пластов стихотворения Н.Рубцова, прикосновения к чуду, которое называется Поэзия. Эпиграфом к урокам по творчеству поэта стали строки из моего стихотворения: «К стихам Рубцова прикоснусь – из них живой воды напьюсь».
Основные установки: • на понимание смыслового богатства стихотворения; • на дальнейшее развитие читательского опыта. Цели урока: • активизация опыта восприятия и истолкования лирического произведения (в соответствии с Программой по литературе для 8 класса); • формирование умений, связанных с анализом и интерпретацией художественного произведения; • приобщение учащихся к творческой деятельности. Форма урока: литературная беседа. Методы: сочетание методов творческого чтения, эвристического и исследовательского. Подготовка к уроку: • вспомнить структуру анализа лирического произведения; • повторить определения следующих терминов: лирика, лирический герой, композиция, ритм, стихотворный размер, средства художественной изобразительности;
Ход урока
…стихотворение с беспредельным, самородным началом…
Слово учителя. Установки урока. Вступление к анализу произведения (данный урок проводится после изучения стихотворения Н.Рубцова «Русский огонек»): Вопросы к классу: Какой лейтмотив стихотворения? Основная мысль? Основной образ? Тихий свет скромного огонька, в «предчувствии тревожном» горящего для всех «в бескрайнем мертвом поле», во мгле, рождает у лирического героя «добрую веру» в жизнь, желание за добро расплатиться добром, а за любовь – любовью. Каков лирический герой в стихотворении «Видения на холме», что его тревожит, что он любит? Русь для Рубцова – самое дорогое, что он оставляет на этом свете. Бесприютный и неприкаянный странник, познавший холод и бездомье, поэт любил Россию так, как любят самых близких людей – мать и отца. Выразительное чтение стихотворения Н. М. Рубцова «Видения на холме» (один из самых эмоциональных моментов урока) Выявление и активизация опыта первичного восприятия. Вопросы и задания для беседы: • Поделитесь впечатлениями от встречи со стихотворением Н. М. Рубцова. Кто является лирическим героем стихотворения «Видения на холме»? • Вспомните структуру анализа лирического произведения и запишите его план в левой части тетради (работа проводится коллективно). Правую сторону тетради старшеклассники заполняют самостоятельно. Первоначальная запись может выглядеть следующим образом: • Основная тема и мотивы. • Композиционное строение. • Ритмическая организация стихотворения. • Интонационно-синтаксические средства художественной выразительности. Вспомнив структуру анализа лирического произведения, школьники должны придумать как можно больше вопросов к стихотворению и постараться на них ответить. В процесс данной творческой деятельности включается и учитель. Цель педагога в данном случае связана с совершенствованием навыков анализа поэтического текста у старшеклассников. Например, на данном этапе урока формулировались вопросы: • Какая тема стихотворения, на ваш взгляд, главная? • Какой видит свою родину поэт? • Какие страницы истории Руси вспоминаются поэту? Как изображаются враги России? Что им противопоставляется в стихотворении? • Какова композиция стихотворения? Какие выразительные средства использует поэт? • строфического и стихового членения этого поэтического текста? • Как воплощается в этом стихотворении основная для лирики Р. антитеза «Свет-мгла»? Какие уже знакомые образы появляются вновь? • Какие картины «грозного раздора» в миг прозрения увидел лирический герой будто «наяву»? Что беспокоит поэта? Какие опасности подстерегают Русь? Кто они, «иных времен татары и монголы»? • На осмысление названия стихотворения: что такое видение? Связываю с картиной М.Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Ниже привожу примеры ответов на некоторые вопросы. Видение у Н.Рубцова – отдых для души, опутанной житейскими цепями. Это состояние заставляет человека осознать свою связь с миром, ощутить причастность своей судьбы к судьбе родины. Душа человека во сне, в полудреме не знает пространственных и временных границ, черпает силы в том, что было давно с человеком и его отчизной, переживает боль давно минувших столетий. Чтобы уберечь родину от ошибок в настоящем, видения воскрешают картины русской старины. Будто наяву видит лирический герой «в крови и жемчугах тупой башмак скуластого Батыя». Его историческая память очень тревожна. Трагические моменты истории он переживает как непреходящую личную боль. Рубцову было свойственно глубочайшее чувство исторического прошлого. В стихотворении оно раскрывается с наибольшей силой. Перед нами прошлое, настоящее и перспектива будущего. Перед глазами лирического героя предстает прошлое: цепь грозных событий: картины грозного раздора, татаро-монгольское нашествие, затмившее свет на звездных берегах, другие бесчисленные страданья и битвы (о них свидетельствует многоточие в конце первой строфы). Холм – за деревенской околицей – не такая уж большая высота, но с нее видна вся Родина – не в пространственном, а в историческом временном плане. Холмы воспринимались поэтом как своеобразные следы истории народа: древность, повеет, дол. Очень удачное сочетание, точное и единственно возможное: дол – впадина, углубление. Древность – далекое прошлое, ушедшее в глубь веков. Лексический пласт подчеркивает далекое прошлое. Традиционно-поэтическое дол органично вписывается в идейно-художественный план произведения. Обращаем внимание на тщательно продуманную композицию стихотворения. Оно состоит из четырех восьми-девятистрочных строф пятистопного ямба, обособленных не только обычными пробелами и многоточиями, завершающими каждую строфу. Важную роль играет и графическое выделение в отдельную строку эмоционально напряженного повтора кресты, кресты: лирический герой медленным взглядом охватывает бесконечный ряд крестов, этих безмолвных свидетелей людского горя. Интонационно эта строка не сливается ни с предыдущей, ни последующей строками. Возникает пауза, в течение которой в душе лирического героя окончательно созревает горькое осознание – «Я больше не могу!» Формальное деление стихотворения на четыре строфы четко отражает ход грустных размышлений поэта и смену чувств и настроений. Слово учителя. В. Кожинов, исследователь творчества Н. Рубцова, писал: «Первая строка стихотворения всегда очень важна; это своего рода камертон, задающий всю мелодию. Но мало того: в лирической миниатюре (а большинство стихотворений Николая Рубцова состоит из 12-24 строк) первая строка по своей весомости сравнима с прологом или начальной главой романа». Перечитайте первую строку стихотворения «Видения на холме». Согласны ли вы с мнением ученого? Обоснуйте свой ответ. Слово учителя. Обратите внимание, что эмоциональным настроением эта строка перекликается с последней строфой, образуя кольцевую композицию произведения, здесь несколькими штрихами поэт создает выразительную, полную гармонии, чарующую картину жизни: Cмирно на лугу Траву жуют стреноженные кони. Заржут они – и где-то у осин Подхватит эхо медленное ржанье, И надо мной – бессмертных звезд Руси, Спокойных звезд безбрежное мерцанье… Кони, пасущиеся в поле, издавна служили в народной поэзии символом мира, спокойствия, вольности. Творчески используя этот символ, Рубцов подчеркивает его значение эпитетом стреноженный (треножить – значит связывать путами обе передние ноги животного с третьей или только передние ноги. Никому в голову не придет стреножить коней в неспокойной, тревожной обстановке. Значение «спокойный, лишенный тревог» несут в себе и наречие смирно, и несколько неожиданный на первый взгляд эпитет медленное ржанье (медленный – «неторопливый, неспешный», то есть спокойный). Не нарушает тишины и далекое (но слышное в тишине) эхо, откликнувшееся на спокойное ржание коней. Композиционной основой произведения служит контраст между «видениями» прошлого и реальностью. Альтернативой «грозному раздору» звучит мотив тишины и покоя, в четвертой, заключительной строфе. Накопление эпитетов в последних строчках (бессмертных, спокойных, безбрежное) настойчиво утверждает мысль о вечном сиянии звезд в небе над Русью. На протяжении всего стихотворения не раз меняется эмоциональная тональность речи, отражая смену чувств и настроений лирического героя. Просветленный финал. Проследите за звукописью стихотворения, как изменяется она с изменением настроения? Поэт использует прием звукописи. В начальной строке повторяются гласные а, у, придающие гармонию стиху: «Взбегу на холм и упаду в траву» Выразительна звукопись второй и третьей строк: «…древностью повеет вдруг из дола!/ И вдруг картины грозного раздора/ Я в этот миг увижу наяву». Смысловая значимость буквосочетаний др, вдр, грз, рздр нарастает постепенно, достигая полного завершения в последнем, логически ударном слове, создавая тем самым яркий слуховой образ. Сильное впечатление производит звуковое оформление второй части третьей строфы: Они несут на флагах черный крест, Они крестами небо закрестили, И не леса мне видятся окрест, А лес крестов В окрестностях России.
Кресты, кресты… В каждой строке повторяется корень крест, создается ритмический рисунок, в котором мы явственно слышим мерный марш вражеских колонн. «Они крестами небо закрестили» - повторение через сотни лет летописного «И тьма землю объяла…». «лес крестов в окрестностях России» - черные кресты покрыли не только небо, но и землю, то есть земля русская усеяна могилами, отмеченными могильными крестами. Множественное число слова «окрестность» подчеркивает безграничность пространства, охваченного бедой. Создается образ необычной силы обобщения. И звукопись, и ломаная структура последней строки третьей строфы, нагнетающий повтор кресты, кресты, многоточие как тревожное предчувствие бесконечного множества этих «знаков беды» усиливают чувство эмоционального напряжения и как взрыв отчаяния – «Я больше не могу!» Отсутствие глагола, обозначающего конкретное действие (не могу что делать?) говорит о том, что лирический герой больше не может находиться в плену нахлынувших видений. Он делает спасительный жест («Я резко отниму от глаз ладони»), который возвращает его к настоящему, к свету, солнцу, тишине и покою. Сделайте вывод об особенности поэтического мира Рубцова. Родина для поэта – это прежде всего сельская Россия с ее бескрайними полями, лесами, безбрежным небом. Звездное небо символизирует собой вечность, перед лицом которой даже нашествие Батыя – лишь миг. Гармоничность природы Руси противостоит здесь смерти и горю, что приносили на русскую землю враги. Однако финальная картина мирной жизни утверждает незыблемость миропорядка. Как меняются картины в каждой из строф? Какие штрихи создают в первой строфе тягостное состояние? Грозный раздор. Пустынный свет – это лишь предчувствие, заканчивающееся разорванной строкой: Затмит на миг В крови и жемчугах Тупой башмак скуластого Батыя… Сравним последний стих со стихом, начинающим это предложение: Пустынный свет на звездных берегах. Редкое у Рубцова нагнетание эпитетов в каждой из этих строк несет глубокую эмоциональную нагрузку. Какое видение сменяет предыдущее? Найдите ряд однокоренных слов, помогающих передать высокий драматический момент стихотворения. (Черный крест, крестами небо закрестили, окрест, лес крестов в окрестностях России, кресты, кресты… и это фактически в четырех строках стихотворения!) Заметим, что последняя строка «кресты, кресты…» по законам стихосложения должна была бы быть частью следующей, начинающей третью строфу: «Я больше не могу!» Почему происходит такой разрыв? Что разрывает не только строфу, но и вводит строфический пробел? Усилием воли поэт стряхивает тяжесть мрачных видений. И высокий пафосный подъем сменяется мирной, спокойной картиной. Неизмеримое звездное небо, бессмертные звезды Руси, безбрежное мерцанье, красота окружающего мира. Спокойствие и доброта – все это разве не может перебороть злобу и мстительность, вражду и ненависть? Заключительный этап урока. Обращение к словам Г. Горбовского: "Поэзия Н.Р. несет в себе мощный нравственный заряд, она, эта поэзия, способна не только воспитывать в человеке чувства добрые, но и формировать более сложные духовные начала…И спасибо ему от нас запоздалое за красоту и пронзительность этой поэзии, спасибо ему за любовь его земную, неопалимую." Домашнее задание: используя полученные на уроке знания, дать развернутый ответ на любой вопрос, прозвучавший в классе.
Гагельганц Ирина Иннокентьевна, учитель русского языка и литературы
МОУ "Атамановская СОШ", с.Атаманово, Красноярский край
{SL_links}
Вернуться назад
|