Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное
Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики
Астрономия
Биология
География
Иностранный язык
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
Русский язык
Технология
Физика
Химия
Экология
Экономика
Сайта
Педагогика
Общество
Происшествия
Все сценарии
Все статьи
Все открытые уроки
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Какие статьи чаще добавлять? |
Аналитическое чтение стихотворения способствует развитию читательского опыта учащихся, приобщает их к творческой деятельности, формирует умения интерпретации произведения. Данный урок - это урок сотворчества, открытия богатства смысловых пластов стихотворения Н.Рубцова, прикосновения к чуду, которое называется Поэзия. Эпиграфом к урокам по творчеству поэта стали строки из моего стихотворения: «К стихам Рубцова прикоснусь – из них живой воды напьюсь».
Основные установки:
• на понимание смыслового богатства стихотворения;
• на дальнейшее развитие читательского опыта.
Цели урока:
• активизация опыта восприятия и истолкования лирического произведения (в соответствии с Программой по литературе для 8 класса);
• формирование умений, связанных с анализом и интерпретацией художественного произведения;
• приобщение учащихся к творческой деятельности.
Форма урока: литературная беседа.
Методы: сочетание методов творческого чтения, эвристического и исследовательского.
Подготовка к уроку:
• вспомнить структуру анализа лирического произведения;
• повторить определения следующих терминов: лирика, лирический герой, композиция, ритм, стихотворный размер, средства художественной изобразительности;
Ход урока
…стихотворение с беспредельным, самородным началом…
Слово учителя. Установки урока. Вступление к анализу произведения (данный урок проводится после изучения стихотворения Н.Рубцова «Русский огонек»):
Вопросы к классу:
Какой лейтмотив стихотворения? Основная мысль? Основной образ?
Тихий свет скромного огонька, в «предчувствии тревожном» горящего для всех «в бескрайнем мертвом поле», во мгле, рождает у лирического героя «добрую веру» в жизнь, желание за добро расплатиться добром, а за любовь – любовью.
Каков лирический герой в стихотворении «Видения на холме», что его тревожит, что он любит? Русь для Рубцова – самое дорогое, что он оставляет на этом свете. Бесприютный и неприкаянный странник, познавший холод и бездомье, поэт любил Россию так, как любят самых близких людей – мать и отца.
Выразительное чтение стихотворения Н. М. Рубцова «Видения на холме» (один из самых эмоциональных моментов урока)
Выявление и активизация опыта первичного восприятия.
Вопросы и задания для беседы:
• Поделитесь впечатлениями от встречи со стихотворением Н. М. Рубцова. Кто является лирическим героем стихотворения «Видения на холме»?
• Вспомните структуру анализа лирического произведения и запишите его план в левой части тетради (работа проводится коллективно).
Правую сторону тетради старшеклассники заполняют самостоятельно.
Первоначальная запись может выглядеть следующим образом:
• Основная тема и мотивы.
• Композиционное строение.
• Ритмическая организация стихотворения.
• Интонационно-синтаксические средства художественной выразительности.
Вспомнив структуру анализа лирического произведения, школьники должны придумать как можно больше вопросов к стихотворению и постараться на них ответить.
В процесс данной творческой деятельности включается и учитель. Цель педагога в данном случае связана с совершенствованием навыков анализа поэтического текста у старшеклассников. Например, на данном этапе урока формулировались вопросы:
• Какая тема стихотворения, на ваш взгляд, главная?
• Какой видит свою родину поэт?
• Какие страницы истории Руси вспоминаются поэту? Как изображаются враги России? Что им противопоставляется в стихотворении?
• Какова композиция стихотворения? Какие выразительные средства использует поэт?
• строфического и стихового членения этого поэтического текста?
• Как воплощается в этом стихотворении основная для лирики Р. антитеза «Свет-мгла»? Какие уже знакомые образы появляются вновь?
• Какие картины «грозного раздора» в миг прозрения увидел лирический герой будто «наяву»? Что беспокоит поэта? Какие опасности подстерегают Русь? Кто они, «иных времен татары и монголы»?
• На осмысление названия стихотворения: что такое видение? Связываю с картиной М.Нестерова «Видение отроку Варфоломею».
Ниже привожу примеры ответов на некоторые вопросы.
Видение у Н.Рубцова – отдых для души, опутанной житейскими цепями. Это состояние заставляет человека осознать свою связь с миром, ощутить причастность своей судьбы к судьбе родины. Душа человека во сне, в полудреме не знает пространственных и временных границ, черпает силы в том, что было давно с человеком и его отчизной, переживает боль давно минувших столетий. Чтобы уберечь родину от ошибок в настоящем, видения воскрешают картины русской старины. Будто наяву видит лирический герой «в крови и жемчугах тупой башмак скуластого Батыя». Его историческая память очень тревожна. Трагические моменты истории он переживает как непреходящую личную боль.
Рубцову было свойственно глубочайшее чувство исторического прошлого. В стихотворении оно раскрывается с наибольшей силой. Перед нами прошлое, настоящее и перспектива будущего. Перед глазами лирического героя предстает прошлое: цепь грозных событий: картины грозного раздора, татаро-монгольское нашествие, затмившее свет на звездных берегах, другие бесчисленные страданья и битвы (о них свидетельствует многоточие в конце первой строфы).
Холм – за деревенской околицей – не такая уж большая высота, но с нее видна вся Родина – не в пространственном, а в историческом временном плане. Холмы воспринимались поэтом как своеобразные следы истории народа: древность, повеет, дол. Очень удачное сочетание, точное и единственно возможное: дол – впадина, углубление. Древность – далекое прошлое, ушедшее в глубь веков. Лексический пласт подчеркивает далекое прошлое. Традиционно-поэтическое дол органично вписывается в идейно-художественный план произведения.
Обращаем внимание на тщательно продуманную композицию стихотворения. Оно состоит из четырех восьми-девятистрочных строф пятистопного ямба, обособленных не только обычными пробелами и многоточиями, завершающими каждую строфу. Важную роль играет и графическое выделение в отдельную строку эмоционально напряженного повтора кресты, кресты: лирический герой медленным взглядом охватывает бесконечный ряд крестов, этих безмолвных свидетелей людского горя. Интонационно эта строка не сливается ни с предыдущей, ни последующей строками. Возникает пауза, в течение которой в душе лирического героя окончательно созревает горькое осознание – «Я больше не могу!»
Формальное деление стихотворения на четыре строфы четко отражает ход грустных размышлений поэта и смену чувств и настроений.
Слово учителя. В. Кожинов, исследователь творчества Н. Рубцова, писал: «Первая строка стихотворения всегда очень важна; это своего рода камертон, задающий всю мелодию. Но мало того: в лирической миниатюре (а большинство стихотворений Николая Рубцова состоит из 12-24 строк) первая строка по своей весомости сравнима с прологом или начальной главой романа».
Перечитайте первую строку стихотворения «Видения на холме». Согласны ли вы с мнением ученого? Обоснуйте свой ответ.
Слово учителя. Обратите внимание, что эмоциональным настроением эта строка перекликается с последней строфой, образуя кольцевую композицию произведения, здесь несколькими штрихами поэт создает выразительную, полную гармонии, чарующую картину жизни:
Cмирно на лугу
Траву жуют стреноженные кони.
Заржут они – и где-то у осин
Подхватит эхо медленное ржанье,
И надо мной –
бессмертных звезд Руси,
Спокойных звезд безбрежное мерцанье…
Кони, пасущиеся в поле, издавна служили в народной поэзии символом мира, спокойствия, вольности.
Творчески используя этот символ, Рубцов подчеркивает его значение эпитетом стреноженный (треножить – значит связывать путами обе передние ноги животного с третьей или только передние ноги. Никому в голову не придет стреножить коней в неспокойной, тревожной обстановке. Значение «спокойный, лишенный тревог» несут в себе и наречие смирно, и несколько неожиданный на первый взгляд эпитет медленное ржанье (медленный – «неторопливый, неспешный», то есть спокойный).
Не нарушает тишины и далекое (но слышное в тишине) эхо, откликнувшееся на спокойное ржание коней.
Композиционной основой произведения служит контраст между «видениями» прошлого и реальностью. Альтернативой «грозному раздору» звучит мотив тишины и покоя, в четвертой, заключительной строфе.
Накопление эпитетов в последних строчках (бессмертных, спокойных, безбрежное) настойчиво утверждает мысль о вечном сиянии звезд в небе над Русью.
На протяжении всего стихотворения не раз меняется эмоциональная тональность речи, отражая смену чувств и настроений лирического героя.
Просветленный финал.
Проследите за звукописью стихотворения, как изменяется она с изменением настроения?
Поэт использует прием звукописи. В начальной строке повторяются гласные а, у, придающие гармонию стиху: «Взбегу на холм и упаду в траву»
Выразительна звукопись второй и третьей строк: «…древностью повеет вдруг из дола!/ И вдруг картины грозного раздора/ Я в этот миг увижу наяву». Смысловая значимость буквосочетаний др, вдр, грз, рздр нарастает постепенно, достигая полного завершения в последнем, логически ударном слове, создавая тем самым яркий слуховой образ. Сильное впечатление производит звуковое оформление второй части третьей строфы:
Они несут на флагах черный крест,
Они крестами небо закрестили,
И не леса мне видятся окрест,
А лес крестов
В окрестностях
России.
Кресты, кресты…
В каждой строке повторяется корень крест, создается ритмический рисунок, в котором мы явственно слышим мерный марш вражеских колонн. «Они крестами небо закрестили» - повторение через сотни лет летописного «И тьма землю объяла…». «лес крестов в окрестностях России» - черные кресты покрыли не только небо, но и землю, то есть земля русская усеяна могилами, отмеченными могильными крестами. Множественное число слова «окрестность» подчеркивает безграничность пространства, охваченного бедой. Создается образ необычной силы обобщения.
И звукопись, и ломаная структура последней строки третьей строфы, нагнетающий повтор кресты, кресты, многоточие как тревожное предчувствие бесконечного множества этих «знаков беды» усиливают чувство эмоционального напряжения и как взрыв отчаяния – «Я больше не могу!» Отсутствие глагола, обозначающего конкретное действие (не могу что делать?) говорит о том, что лирический герой больше не может находиться в плену нахлынувших видений. Он делает спасительный жест («Я резко отниму от глаз ладони»), который возвращает его к настоящему, к свету, солнцу, тишине и покою.
Сделайте вывод об особенности поэтического мира Рубцова.
Родина для поэта – это прежде всего сельская Россия с ее бескрайними полями, лесами, безбрежным небом. Звездное небо символизирует собой вечность, перед лицом которой даже нашествие Батыя – лишь миг. Гармоничность природы Руси противостоит здесь смерти и горю, что приносили на русскую землю враги. Однако финальная картина мирной жизни утверждает незыблемость миропорядка.
Как меняются картины в каждой из строф? Какие штрихи создают в первой строфе тягостное состояние? Грозный раздор. Пустынный свет – это лишь предчувствие, заканчивающееся разорванной строкой:
Затмит на миг
В крови и жемчугах
Тупой башмак скуластого Батыя…
Сравним последний стих со стихом, начинающим это предложение: Пустынный свет на звездных берегах.
Редкое у Рубцова нагнетание эпитетов в каждой из этих строк несет глубокую эмоциональную нагрузку.
Какое видение сменяет предыдущее? Найдите ряд однокоренных слов, помогающих передать высокий драматический момент стихотворения. (Черный крест, крестами небо закрестили, окрест, лес крестов в окрестностях России, кресты, кресты… и это фактически в четырех строках стихотворения!)
Заметим, что последняя строка «кресты, кресты…» по законам стихосложения должна была бы быть частью следующей, начинающей третью строфу: «Я больше не могу!» Почему происходит такой разрыв? Что разрывает не только строфу, но и вводит строфический пробел?
Усилием воли поэт стряхивает тяжесть мрачных видений. И высокий пафосный подъем сменяется мирной, спокойной картиной.
Неизмеримое звездное небо, бессмертные звезды Руси, безбрежное мерцанье, красота окружающего мира. Спокойствие и доброта – все это разве не может перебороть злобу и мстительность, вражду и ненависть?
Заключительный этап урока. Обращение к словам Г. Горбовского:
"Поэзия Н.Р. несет в себе мощный нравственный заряд, она, эта поэзия, способна не только воспитывать в человеке чувства добрые, но и формировать более сложные духовные начала…И спасибо ему от нас запоздалое за красоту и пронзительность этой поэзии, спасибо ему за любовь его земную, неопалимую."
Домашнее задание: используя полученные на уроке знания, дать развернутый ответ на любой вопрос, прозвучавший в классе.
Гагельганц Ирина Иннокентьевна, учитель русского языка и литературы
МОУ "Атамановская СОШ", с.Атаманово, Красноярский край
,