Урок литературы в 7-м классе
Урок литературы в 7-м классе знакомит учащихся с творчеством В.Хлебникова и направлен на формирование умения анализировать лирические произведения.
Цели урока: 1. Познакомить с поэтом В.Хлебниковым 2. Заставить юных читателей творить вслед за автором, наблюдать, как из слова рождается образ и какое это волшебство 3. Воспитывать душевную чуткость, умение прислушиваться к своим чувствам и ощущениям, желание понимать чувства других людей
Оборудование урока: 1. Литературная газета “Поэтические загадки В. Хлебникова” 2. Выставка “Стихотворение В. Хлебникова “ Кузнечик” в рисунках учащихся” 3. Стенд “К уроку” (перечень приемов, используемых поэтом в стихотворении) 4. Папка “НОТ” ученика 5. Видеоматериал о лете
И если подлинно поется И полной грудью, наконец, Все исчезает – остается Пространство, звезды и певец! О.Мандельштам
Ход урока
Слова учителя
“Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели… На этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей и рассчитывает автор”, - писал С.Я. Маршак.
Именно на таких читателей рассчитывал и В.Хлебников. Кто же он В.Хлебников?
В.Хлебников – русский поэт, живший в начале 20 века. Родился он в 1885 в Астраханской губернии. Отец поэта был ученым орнитологом (орнитолог – это ученый, изучающий жизнь птиц). Учился в Казанском университете. Вел страннический образ жизни, часто не завершал свои литературные работы. Был мастером по придумыванию новых слов. В печать его стихи сдавали обычно его друзья. В 1922 году поэта не стало. Такая несправедливо короткая жизнь. Те, кто жил в одно время с поэтом, называли Хлебникова “ заумником”, а его стихи - “заумными”. Сам же он именовал себя “будетлянином”. Вы догадались, что значит это слово? Будетлянин – это человек будущего.
А среди ваших знакомых кто – нибудь носит имя Велимир? Нет? Ничего удивительного. Это имя для себя придумал сам Хлебников, а звали его Виктор Владимирович. Поэт, несомненно, заслужил свое необычное имя. Вслушайтесь! Велимир! Кто он – повелитель мира или певец мирового величия? Не будем гадать по одному только имени, а лучше обратимся к стихам Велимира Хлебникова. Сегодня на уроке нам предстоит разгадать поэтические загадки, которые любил загадывать своим читателям Велимир Хлебников.
“Поэтические загадки В.Хлебникова” - это и будет тема нашего урока. А чтобы разгадать загадки поэта, вы должны проявить душевную чуткость, использовать свое творческое воображение, прислушаться к своим чувствам и ощущениям. А сейчас закройте глаза, забудьте, что за окном лежит снег, и вспомните лето! (Видеоматериал о лете) Вот оно! Яркое солнышко, зелень травы. И вы не раз, наверное, видели кузнечика, стрекочущего в зеленой траве. Может быть, даже наблюдали за ним, присев на корточки. Какой он кузнечик? Послушаем ваши стихи, которые вы сочиняли дома?
- Ребята молодцы! Каждый из вас описал кузнечика таким, каким его запомнил, т.е. у каждого свои ощущения, свои представления.
- А вот послушайте, каким увидел кузнечика В.Хлебников.
Чтение и анализ стихотворения “Кузнечик”.
- Похож ли кузнечик Хлебникова на вашего? Чем? Чем не похож?
- Кузнечик Хлебникова тоже красивый, легкий.
- Поэт описывает кузнечика интересно, необычно.
-А какие слова показались вам необычными?
- Крылышкуя, золотописьмом, зинзивер, лебедиво,озари.
- Понятны ли они вам?
– Нет.
- Попробуем прояснить смысл этих необычных слов. Быть может, не такие уж они необычные.
- Что вы представляете, произнося слово крылышкуя?
– Кузнечик машет крылышками.
- А что за слово, золотописьмом? Как оно образовано?
– Писать золотом.
- Что рисует ваше воображение, когда мы читаем золотописьмом тончайших жил?
- Я представляю, как кузнечик перепархивает с травинки на травинку, расправляет свои маленькие крылышки, и они переливаются, словно расписанные золотой краской.
– На этих крылышках тоненькие жилочки, как на листочках деревьев.
– Я представляю, как светит солнце.
– Читаем дальше. “Пинь, пинь, пинь! Тарарахнул зинзивер”. Кто такой зинзивер? Представьте его себе.
- Может быть, это маленькая, красивая птица.
– Я думаю, что маленький, пушистый зверек.
– Почему вы думаете по-разному?
– Это фантазия автора.
– Произнесите это слово еще раз. Какие повторяющиеся звуки вы слышите?
– Повторяются гласный и, мягкий согласный звук з.
– Как называется прием повторения гласных и согласных звуков?
– Звукопись.
– Какие виды звукописи вы знаете? Прочитайте.
– С какой целью автор использует аллитерацию, ассонанс?
– Повторяющиеся звуки автор использует, чтобы передать звуки жаркого дня, звуки природы. – Прочитаем стихотворение еще раз. Представим себе эту картину. Летний день, солнышко, зелень травы, кузнечик. Вам нравится?
– Да.
– А автору нравится? Как вы догадались?
– Об этом говорят восклицательные предложения: “О, лебедиво! О, озари!”
– Что это за слова? Есть ли такие в нашем языке?
–Я знаю слово лебедь.
– Представьте себе лебедя. Это чудо природы! На него нельзя смотреть без восхищения. Вот автор и образует от слова лебедь – лебедиво. Не просто красиво, а восхитительно!
– От какого слова образовано слово озари? Какой цвет, на ваш взгляд, оно окрашивает?
– Это слово расцвечивает картинку.
– На картинке все блестит, сверкает, переливается в лучах полуденного солнышка.
– Найдите метафору в стихотворении.
– Кузов пуза – это значит желудок, животик кузнечика.
– Почему нелегко взлететь кузнечику?
– Много травы уложил кузнечик в кузов пуза, поэтому ему тяжело.
– А что еще есть в кузнечике?
– Много вер, т.е. веры.
- А во что, по – вашему, может верить кузнечик?
– В солнышко, в хороший день, во все хорошее.
– Чтобы еще лучше разобраться в стихотворении, вы рисовали дома иллюстрации.
– Напомните мне, на какие правила вы опирались, выполняя иллюстрации. (Ученик читает правила выполнения иллюстрации к стихотворению)
– Вот они – ваши кузнечики. Каждый нарисовал его таким, каким представил.
– Обобщим все, о чем мы говорили. Какая картина предстала перед вами? Сумели ли понять мысли поэта?
-Я думаю, это прекрасный, чудесный мир природы.
- Я представляю мир красоты и волшебства.
– Для меня это все, что окружает нас, но мы не всегда замечаем эту красоту.
– Я представляю чудесную картину, наполненную звуками, красками, догадками, фантазией.
– Я думаю, что главное, эту красоту надо видеть и беречь.
- А что вы можете сказать об авторе стихотворения? Каким он вам представляется? Ответы запишите в тетрадь.
– Для меня, это добрый, умный, внимательный человек.
– Он умеет видеть красоту.
– Он хороший фантазер.
- А как пишут о кузнечике татарские поэты? Послушаем.
– Чтение стихотворения Р. Валеевой. (на татарском языке)
– Каждый язык прекрасен по-своему. Особенно родной язык.
- Как мягко и красиво звучат слова.
– Авторы прочитанных стихов ярко выражают свои мысли, используя воображение и фантазию, богатство родного языка.
– Загадки поэта в стихотворении “Кузнечик” мы сумели разгадать. А сможете ли вы разгадать другие загадки В. Хлебникова. Посмотрим. Итак, еще одно стихотворение поэта, еще одна поэтическая загадка. “Там, где жили свиристели” - так называется это стихотворение.
– Какие чувства вызывало это стихотворение у вас?
– Во мне это стихотворение вызвало чистое, радостное чувство.
– Какую картину создает поэт?
– Поэт создает картину природы, наполненную светом и воздухом.
– Мы уже говорили, что В. Хлебников – мастер неологизмов, т.е. новых слов. Найдите неологизмы в тексте и попробуйте раскрыть смысл слов.
– Поюны – те, кто поет.
– Поюнна – вызывает ассоциацию со словами поющая и юная.
– А что обозначает слово – вабный?
- В словаре В. Даля есть это слово, его синонимы – лакомый, заманчивый.
– А какое слово поэт повторяет несколько раз?
– Времери.
– Как называется прием повторения слова в конце строки? Для чего автор использует этот прием?
- Выразительное повторение слов и выражений в конце отрезка речи называется эпифорой.
– Поэт повторяет слова снегири, времери, чтобы обратить на них внимание читателя.
– Хлебников мечтает видеть жизнь счастливой и радостной.
– Понравились вам стихи В. Хлебникова? Чем?
- Мне стихи Хлебникова понравились. Он умеет мечтать о счастливой и свободной жизни.
– Поэт покорил меня яркостью, неповторимостью.
– Хлебников умел сочинять такие интересные неологизмы.
– Мне захотелось познакомиться с другими стихами поэта.
Итак, в наш класс вошла поэзия. Было бы замечательно, если бы она вошла и в нашу жизнь. Ведь поэзия - великое чудо. Читая стихи, начинаем понимать себя в других, учимся видеть красоту окружающего мира, становимся добрее, умнее, красивее. Настоящую оценку творчеству поэта может дать только время, только будущее. И я думаю, что слова О. Мандельштама относятся и к поэзии Велимира Хлебникова, ведь настоящая поэзия бессмертна.
И если подлинно поется И полной грудью, наконец, Все исчезает – остается Пространство, звезды и певец!
Наш урок подошел к концу. Я всех благодарю за урок. Вы отлично работали. А дома предлагаю вам разгадывать поэтические загадки Хлебникова. Запишем три варианта заданий, варианты выбираем по желанию.
I вариант – подготовить выразительное чтение других стихов поэта. II вариант – попытаться сочинить стихи о своих мечтах и фантазиях. III вариант – нарисовать иллюстрации к стихотворениям В. Хлебникова.
Я с нетерпением буду ждать наш следующий урок, ваших интересных ответов. До свидания.
Гайфуллина Сирина Атласовна, учитель русского языка и литературы
МОУ "Джалильская средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов", Республика Татарстан, пос. Джалиль
{SL_links}
Вернуться назад
|