{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Открытые уроки, Литература > Поэтические загадки Владимира Хлебникова
{LF_links}

Поэтические загадки Владимира Хлебникова


10 февраля 2012. Разместил: lessons

Урок литературы в 7-м классе

Урок литературы в 7-м классе знакомит учащихся с творчеством В.Хлебникова и направлен на формирование умения анализировать лирические произведения.


Цели урока:
1. Познакомить с поэтом В.Хлебниковым
2. Заставить юных читателей творить вслед за автором, наблюдать, как из слова рождается образ и какое это волшебство
3. Воспитывать душевную чуткость, умение прислушиваться к своим чувствам и ощущениям, желание понимать чувства других людей

 Оборудование урока:
1. Литературная газета “Поэтические загадки В. Хлебникова”
2. Выставка “Стихотворение В. Хлебникова “ Кузнечик” в рисунках учащихся”
3. Стенд “К уроку” (перечень приемов, используемых поэтом в стихотворении)
4. Папка “НОТ” ученика
5. Видеоматериал о лете

        И если подлинно поется
        И полной грудью, наконец,
        Все исчезает – остается
        Пространство, звезды и певец!
        О.Мандельштам

Ход урока

Слова учителя

“Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели… На этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей и рассчитывает автор”, - писал С.Я. Маршак.

Именно на таких читателей рассчитывал и В.Хлебников. Кто же он В.Хлебников?

В.Хлебников – русский поэт, живший в начале 20 века. Родился он в 1885 в Астраханской губернии. Отец поэта был ученым орнитологом (орнитолог – это ученый, изучающий жизнь птиц). Учился в Казанском университете. Вел страннический образ жизни, часто не завершал свои литературные работы. Был мастером по придумыванию новых слов. В печать его стихи сдавали обычно его друзья. В 1922 году поэта не стало. Такая несправедливо короткая жизнь. Те, кто жил в одно время с поэтом, называли Хлебникова “ заумником”, а его стихи - “заумными”. Сам же он именовал себя “будетлянином”. Вы догадались, что значит это слово? Будетлянин – это человек будущего.

А среди ваших знакомых кто – нибудь носит имя Велимир? Нет? Ничего удивительного. Это имя для себя придумал сам Хлебников, а звали его Виктор Владимирович. Поэт, несомненно, заслужил свое необычное имя. Вслушайтесь! Велимир! Кто он – повелитель мира или певец мирового величия? Не будем гадать по одному только имени, а лучше обратимся к стихам Велимира Хлебникова. Сегодня на уроке нам предстоит разгадать поэтические загадки, которые любил загадывать своим читателям Велимир Хлебников.

“Поэтические загадки В.Хлебникова” - это и будет тема нашего урока. А чтобы разгадать загадки поэта, вы должны проявить душевную чуткость, использовать свое творческое воображение, прислушаться к своим чувствам и ощущениям. А сейчас закройте глаза, забудьте, что за окном лежит снег, и вспомните лето! (Видеоматериал о лете) Вот оно! Яркое солнышко, зелень травы. И вы не раз, наверное, видели кузнечика, стрекочущего в зеленой траве. Может быть, даже наблюдали за ним, присев на корточки. Какой он кузнечик? Послушаем ваши стихи, которые вы сочиняли дома?

- Ребята молодцы! Каждый из вас описал кузнечика таким, каким его запомнил, т.е. у каждого свои ощущения, свои представления.

- А вот послушайте, каким увидел кузнечика В.Хлебников.

Чтение и анализ стихотворения “Кузнечик”.

- Похож ли кузнечик Хлебникова на вашего? Чем? Чем не похож?

- Кузнечик Хлебникова тоже красивый, легкий.

- Поэт описывает кузнечика интересно, необычно.

-А какие слова показались вам необычными?

- Крылышкуя, золотописьмом, зинзивер, лебедиво,озари.

- Понятны ли они вам?

– Нет.

- Попробуем прояснить смысл этих необычных слов. Быть может, не такие уж они необычные.

- Что вы представляете, произнося слово крылышкуя?

– Кузнечик машет крылышками.

- А что за слово, золотописьмом? Как оно образовано?

– Писать золотом.

- Что рисует ваше воображение, когда мы читаем золотописьмом тончайших жил?

- Я представляю, как кузнечик перепархивает с травинки на травинку, расправляет свои маленькие крылышки, и они переливаются, словно расписанные золотой краской.

– На этих крылышках тоненькие жилочки, как на листочках деревьев.

– Я представляю, как светит солнце.

– Читаем дальше. “Пинь, пинь, пинь! Тарарахнул зинзивер”. Кто такой зинзивер? Представьте его себе.

- Может быть, это маленькая, красивая птица.

– Я думаю, что маленький, пушистый зверек.

– Почему вы думаете по-разному?

– Это фантазия автора.

– Произнесите это слово еще раз. Какие повторяющиеся звуки вы слышите?

– Повторяются гласный и, мягкий согласный звук з.

– Как называется прием повторения гласных и согласных звуков?

– Звукопись.

– Какие виды звукописи вы знаете? Прочитайте.

– С какой целью автор использует аллитерацию, ассонанс?

– Повторяющиеся звуки автор использует, чтобы передать звуки жаркого дня, звуки природы. – Прочитаем стихотворение еще раз. Представим себе эту картину. Летний день, солнышко, зелень травы, кузнечик. Вам нравится?

– Да.

– А автору нравится? Как вы догадались?

– Об этом говорят восклицательные предложения: “О, лебедиво! О, озари!”

– Что это за слова? Есть ли такие в нашем языке?

–Я знаю слово лебедь.

– Представьте себе лебедя. Это чудо природы! На него нельзя смотреть без восхищения. Вот автор и образует от слова лебедь – лебедиво. Не просто красиво, а восхитительно!

– От какого слова образовано слово озари? Какой цвет, на ваш взгляд, оно окрашивает?

– Это слово расцвечивает картинку.

– На картинке все блестит, сверкает, переливается в лучах полуденного солнышка.

– Найдите метафору в стихотворении.

– Кузов пуза – это значит желудок, животик кузнечика.

– Почему нелегко взлететь кузнечику?

– Много травы уложил кузнечик в кузов пуза, поэтому ему тяжело.

– А что еще есть в кузнечике?

– Много вер, т.е. веры.

- А во что, по – вашему, может верить кузнечик?

– В солнышко, в хороший день, во все хорошее.

– Чтобы еще лучше разобраться в стихотворении, вы рисовали дома иллюстрации.

– Напомните мне, на какие правила вы опирались, выполняя иллюстрации. (Ученик читает правила выполнения иллюстрации к стихотворению)

– Вот они – ваши кузнечики. Каждый нарисовал его таким, каким представил.

– Обобщим все, о чем мы говорили. Какая картина предстала перед вами? Сумели ли понять мысли поэта?

-Я думаю, это прекрасный, чудесный мир природы.

- Я представляю мир красоты и волшебства.

– Для меня это все, что окружает нас, но мы не всегда замечаем эту красоту.

– Я представляю чудесную картину, наполненную звуками, красками, догадками, фантазией.

– Я думаю, что главное, эту красоту надо видеть и беречь.

- А что вы можете сказать об авторе стихотворения? Каким он вам представляется? Ответы запишите в тетрадь.

– Для меня, это добрый, умный, внимательный человек.

– Он умеет видеть красоту.

– Он хороший фантазер.

- А как пишут о кузнечике татарские поэты? Послушаем.

– Чтение стихотворения Р. Валеевой. (на татарском языке)

– Каждый язык прекрасен по-своему. Особенно родной язык.

- Как мягко и красиво звучат слова.

– Авторы прочитанных стихов ярко выражают свои мысли, используя воображение и фантазию, богатство родного языка.

– Загадки поэта в стихотворении “Кузнечик” мы сумели разгадать. А сможете ли вы разгадать другие загадки В. Хлебникова. Посмотрим. Итак, еще одно стихотворение поэта, еще одна поэтическая загадка. “Там, где жили свиристели” - так называется это стихотворение.

– Какие чувства вызывало это стихотворение у вас?

– Во мне это стихотворение вызвало чистое, радостное чувство.

– Какую картину создает поэт?

– Поэт создает картину природы, наполненную светом и воздухом.

– Мы уже говорили, что В. Хлебников – мастер неологизмов, т.е. новых слов. Найдите неологизмы в тексте и попробуйте раскрыть смысл слов.

– Поюны – те, кто поет.

– Поюнна – вызывает ассоциацию со словами поющая и юная.

– А что обозначает слово – вабный?

- В словаре В. Даля есть это слово, его синонимы – лакомый, заманчивый.

– А какое слово поэт повторяет несколько раз?

– Времери.

– Как называется прием повторения слова в конце строки? Для чего автор использует этот прием?

- Выразительное повторение слов и выражений в конце отрезка речи называется эпифорой.

– Поэт повторяет слова снегири, времери, чтобы обратить на них внимание читателя.

– Хлебников мечтает видеть жизнь счастливой и радостной.

– Понравились вам стихи В. Хлебникова? Чем?

- Мне стихи Хлебникова понравились. Он умеет мечтать о счастливой и свободной жизни.

– Поэт покорил меня яркостью, неповторимостью.

– Хлебников умел сочинять такие интересные неологизмы.

– Мне захотелось познакомиться с другими стихами поэта.

Итак, в наш класс вошла поэзия. Было бы замечательно, если бы она вошла и в нашу жизнь. Ведь поэзия - великое чудо. Читая стихи, начинаем понимать себя в других, учимся видеть красоту окружающего мира, становимся добрее, умнее, красивее. Настоящую оценку творчеству поэта может дать только время, только будущее. И я думаю, что слова О. Мандельштама относятся и к поэзии Велимира Хлебникова, ведь настоящая поэзия бессмертна.

    И если подлинно поется
    И полной грудью, наконец,
    Все исчезает – остается
    Пространство, звезды и певец!

Наш урок подошел к концу. Я всех благодарю за урок. Вы отлично работали. А дома предлагаю вам разгадывать поэтические загадки Хлебникова. Запишем три варианта заданий, варианты выбираем по желанию.

    I вариант – подготовить выразительное чтение других стихов поэта.
    II вариант – попытаться сочинить стихи о своих мечтах и фантазиях.
    III вариант – нарисовать иллюстрации к стихотворениям В. Хлебникова.

Я с нетерпением буду ждать наш следующий урок, ваших интересных ответов. До свидания.


Гайфуллина Сирина Атласовна, учитель русского языка и литературы

МОУ "Джалильская средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов",
Республика Татарстан, пос. Джалиль




{SL_links}

Вернуться назад