mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2012
    10
    фев
    Поэтические загадки Владимира Хлебникова
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Урок литературы в 7-м классе

    Урок литературы в 7-м классе знакомит учащихся с творчеством В.Хлебникова и направлен на формирование умения анализировать лирические произведения.


    Цели урока:
    1. Познакомить с поэтом В.Хлебниковым
    2. Заставить юных читателей творить вслед за автором, наблюдать, как из слова рождается образ и какое это волшебство
    3. Воспитывать душевную чуткость, умение прислушиваться к своим чувствам и ощущениям, желание понимать чувства других людей

     Оборудование урока:
    1. Литературная газета “Поэтические загадки В. Хлебникова”
    2. Выставка “Стихотворение В. Хлебникова “ Кузнечик” в рисунках учащихся”
    3. Стенд “К уроку” (перечень приемов, используемых поэтом в стихотворении)
    4. Папка “НОТ” ученика
    5. Видеоматериал о лете

            И если подлинно поется
            И полной грудью, наконец,
            Все исчезает – остается
            Пространство, звезды и певец!
            О.Мандельштам

    Ход урока

    Слова учителя

    “Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели… На этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей и рассчитывает автор”, - писал С.Я. Маршак.

    Именно на таких читателей рассчитывал и В.Хлебников. Кто же он В.Хлебников?

    В.Хлебников – русский поэт, живший в начале 20 века. Родился он в 1885 в Астраханской губернии. Отец поэта был ученым орнитологом (орнитолог – это ученый, изучающий жизнь птиц). Учился в Казанском университете. Вел страннический образ жизни, часто не завершал свои литературные работы. Был мастером по придумыванию новых слов. В печать его стихи сдавали обычно его друзья. В 1922 году поэта не стало. Такая несправедливо короткая жизнь. Те, кто жил в одно время с поэтом, называли Хлебникова “ заумником”, а его стихи - “заумными”. Сам же он именовал себя “будетлянином”. Вы догадались, что значит это слово? Будетлянин – это человек будущего.

    А среди ваших знакомых кто – нибудь носит имя Велимир? Нет? Ничего удивительного. Это имя для себя придумал сам Хлебников, а звали его Виктор Владимирович. Поэт, несомненно, заслужил свое необычное имя. Вслушайтесь! Велимир! Кто он – повелитель мира или певец мирового величия? Не будем гадать по одному только имени, а лучше обратимся к стихам Велимира Хлебникова. Сегодня на уроке нам предстоит разгадать поэтические загадки, которые любил загадывать своим читателям Велимир Хлебников.

    “Поэтические загадки В.Хлебникова” - это и будет тема нашего урока. А чтобы разгадать загадки поэта, вы должны проявить душевную чуткость, использовать свое творческое воображение, прислушаться к своим чувствам и ощущениям. А сейчас закройте глаза, забудьте, что за окном лежит снег, и вспомните лето! (Видеоматериал о лете) Вот оно! Яркое солнышко, зелень травы. И вы не раз, наверное, видели кузнечика, стрекочущего в зеленой траве. Может быть, даже наблюдали за ним, присев на корточки. Какой он кузнечик? Послушаем ваши стихи, которые вы сочиняли дома?

    - Ребята молодцы! Каждый из вас описал кузнечика таким, каким его запомнил, т.е. у каждого свои ощущения, свои представления.

    - А вот послушайте, каким увидел кузнечика В.Хлебников.

    Чтение и анализ стихотворения “Кузнечик”.

    - Похож ли кузнечик Хлебникова на вашего? Чем? Чем не похож?

    - Кузнечик Хлебникова тоже красивый, легкий.

    - Поэт описывает кузнечика интересно, необычно.

    -А какие слова показались вам необычными?

    - Крылышкуя, золотописьмом, зинзивер, лебедиво,озари.

    - Понятны ли они вам?

    – Нет.

    - Попробуем прояснить смысл этих необычных слов. Быть может, не такие уж они необычные.

    - Что вы представляете, произнося слово крылышкуя?

    – Кузнечик машет крылышками.

    - А что за слово, золотописьмом? Как оно образовано?

    – Писать золотом.

    - Что рисует ваше воображение, когда мы читаем золотописьмом тончайших жил?

    - Я представляю, как кузнечик перепархивает с травинки на травинку, расправляет свои маленькие крылышки, и они переливаются, словно расписанные золотой краской.

    – На этих крылышках тоненькие жилочки, как на листочках деревьев.

    – Я представляю, как светит солнце.

    – Читаем дальше. “Пинь, пинь, пинь! Тарарахнул зинзивер”. Кто такой зинзивер? Представьте его себе.

    - Может быть, это маленькая, красивая птица.

    – Я думаю, что маленький, пушистый зверек.

    – Почему вы думаете по-разному?

    – Это фантазия автора.

    – Произнесите это слово еще раз. Какие повторяющиеся звуки вы слышите?

    – Повторяются гласный и, мягкий согласный звук з.

    – Как называется прием повторения гласных и согласных звуков?

    – Звукопись.

    – Какие виды звукописи вы знаете? Прочитайте.

    – С какой целью автор использует аллитерацию, ассонанс?

    – Повторяющиеся звуки автор использует, чтобы передать звуки жаркого дня, звуки природы. – Прочитаем стихотворение еще раз. Представим себе эту картину. Летний день, солнышко, зелень травы, кузнечик. Вам нравится?

    – Да.

    – А автору нравится? Как вы догадались?

    – Об этом говорят восклицательные предложения: “О, лебедиво! О, озари!”

    – Что это за слова? Есть ли такие в нашем языке?

    –Я знаю слово лебедь.

    – Представьте себе лебедя. Это чудо природы! На него нельзя смотреть без восхищения. Вот автор и образует от слова лебедь – лебедиво. Не просто красиво, а восхитительно!

    – От какого слова образовано слово озари? Какой цвет, на ваш взгляд, оно окрашивает?

    – Это слово расцвечивает картинку.

    – На картинке все блестит, сверкает, переливается в лучах полуденного солнышка.

    – Найдите метафору в стихотворении.

    – Кузов пуза – это значит желудок, животик кузнечика.

    – Почему нелегко взлететь кузнечику?

    – Много травы уложил кузнечик в кузов пуза, поэтому ему тяжело.

    – А что еще есть в кузнечике?

    – Много вер, т.е. веры.

    - А во что, по – вашему, может верить кузнечик?

    – В солнышко, в хороший день, во все хорошее.

    – Чтобы еще лучше разобраться в стихотворении, вы рисовали дома иллюстрации.

    – Напомните мне, на какие правила вы опирались, выполняя иллюстрации. (Ученик читает правила выполнения иллюстрации к стихотворению)

    – Вот они – ваши кузнечики. Каждый нарисовал его таким, каким представил.

    – Обобщим все, о чем мы говорили. Какая картина предстала перед вами? Сумели ли понять мысли поэта?

    -Я думаю, это прекрасный, чудесный мир природы.

    - Я представляю мир красоты и волшебства.

    – Для меня это все, что окружает нас, но мы не всегда замечаем эту красоту.

    – Я представляю чудесную картину, наполненную звуками, красками, догадками, фантазией.

    – Я думаю, что главное, эту красоту надо видеть и беречь.

    - А что вы можете сказать об авторе стихотворения? Каким он вам представляется? Ответы запишите в тетрадь.

    – Для меня, это добрый, умный, внимательный человек.

    – Он умеет видеть красоту.

    – Он хороший фантазер.

    - А как пишут о кузнечике татарские поэты? Послушаем.

    – Чтение стихотворения Р. Валеевой. (на татарском языке)

    – Каждый язык прекрасен по-своему. Особенно родной язык.

    - Как мягко и красиво звучат слова.

    – Авторы прочитанных стихов ярко выражают свои мысли, используя воображение и фантазию, богатство родного языка.

    – Загадки поэта в стихотворении “Кузнечик” мы сумели разгадать. А сможете ли вы разгадать другие загадки В. Хлебникова. Посмотрим. Итак, еще одно стихотворение поэта, еще одна поэтическая загадка. “Там, где жили свиристели” - так называется это стихотворение.

    – Какие чувства вызывало это стихотворение у вас?

    – Во мне это стихотворение вызвало чистое, радостное чувство.

    – Какую картину создает поэт?

    – Поэт создает картину природы, наполненную светом и воздухом.

    – Мы уже говорили, что В. Хлебников – мастер неологизмов, т.е. новых слов. Найдите неологизмы в тексте и попробуйте раскрыть смысл слов.

    – Поюны – те, кто поет.

    – Поюнна – вызывает ассоциацию со словами поющая и юная.

    – А что обозначает слово – вабный?

    - В словаре В. Даля есть это слово, его синонимы – лакомый, заманчивый.

    – А какое слово поэт повторяет несколько раз?

    – Времери.

    – Как называется прием повторения слова в конце строки? Для чего автор использует этот прием?

    - Выразительное повторение слов и выражений в конце отрезка речи называется эпифорой.

    – Поэт повторяет слова снегири, времери, чтобы обратить на них внимание читателя.

    – Хлебников мечтает видеть жизнь счастливой и радостной.

    – Понравились вам стихи В. Хлебникова? Чем?

    - Мне стихи Хлебникова понравились. Он умеет мечтать о счастливой и свободной жизни.

    – Поэт покорил меня яркостью, неповторимостью.

    – Хлебников умел сочинять такие интересные неологизмы.

    – Мне захотелось познакомиться с другими стихами поэта.

    Итак, в наш класс вошла поэзия. Было бы замечательно, если бы она вошла и в нашу жизнь. Ведь поэзия - великое чудо. Читая стихи, начинаем понимать себя в других, учимся видеть красоту окружающего мира, становимся добрее, умнее, красивее. Настоящую оценку творчеству поэта может дать только время, только будущее. И я думаю, что слова О. Мандельштама относятся и к поэзии Велимира Хлебникова, ведь настоящая поэзия бессмертна.

        И если подлинно поется
        И полной грудью, наконец,
        Все исчезает – остается
        Пространство, звезды и певец!

    Наш урок подошел к концу. Я всех благодарю за урок. Вы отлично работали. А дома предлагаю вам разгадывать поэтические загадки Хлебникова. Запишем три варианта заданий, варианты выбираем по желанию.

        I вариант – подготовить выразительное чтение других стихов поэта.
        II вариант – попытаться сочинить стихи о своих мечтах и фантазиях.
        III вариант – нарисовать иллюстрации к стихотворениям В. Хлебникова.

    Я с нетерпением буду ждать наш следующий урок, ваших интересных ответов. До свидания.


    Гайфуллина Сирина Атласовна, учитель русского языка и литературы

    МОУ "Джалильская средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов",
    Республика Татарстан, пос. Джалиль



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 3503
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.