Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/classes/templates.class.php on line 162 Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/modules/sitelogin.php on line 110 :VLIVKOR.COM: > Версия для печати > Смутное время в России – кризис начала XVII века
{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Открытые уроки, История > Смутное время в России – кризис начала XVII века
{LF_links}

Смутное время в России – кризис начала XVII века


3 апреля 2012. Разместил: lessons

Цели данного урока: сформировать знания о периоде Смуты в России, определить причины Смуты, охарактеризовать политику Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского, осветить ход борьбы с польско-литовской интервенцией; продолжить формирование умения выделять причинно-следственные связи, работать с источниками, выделять главное, делать вывод.


Цели урока:

Образовательная: сформировать знания о периоде Смуты в России, определить причины Смуты, охарактеризовать политику Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского, осветить ход борьбы с польско-литовской интервенцией.

Развивающая: продолжить формирование умения выделять причинно-следственные связи, работать с источниками, выделять главное, делать вывод.

Воспитательная: способствовать воспитанию патриотизма

Тип урока: изучение нового материала

Основные понятия: самозванчество, семибоярщина, интервенция.

Ход урока

«Это был период самый несчастнейший! 

Отечество наше походило 

более на темный лес, 

нежели на государство »

Карамзин Н.М.

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

- Давайте вспомним, что такое опричнина?

- Какие последствия она могла иметь для дальнейшего развития страны?

3. Изучение нового материала

Учитель: сегодня нам предстоит повторить события, дать оценку места и роли в жизни страны того периода истории, когда все находилось в движении, с невероятной быстротой сменялись правители, то есть период Смутного времени.

Вспомните, что такое Смута? Почему это время было названо Смутным?

Учитель: Итак, первое с чего мы начнем - это составление плана. Подумайте, какие вопросы, по какому плану мы с вами рассмотрим эту тему.

ПЛАН:

  1. Понятие и причины Смутного времени
  2. События Смутного времени
  3. Последствия Смутного времени
  4. Роль и место смуты в истории России.

1. Итак, что же такое Смута, Смутное время?

Учащиеся дают определение.

Учитель:

Звучит немолчно в зареве набат,

А на траве – в кровавой багрянице 

Царя Феодора убитый брат,

В заре горит грядущих гроз багрянец,

Мятеж и мрак, невнятные слова,

И чудится далекий самозванец,

И пленная, растленная Москва!

Так видятся причины Смуты русскому поэту начала ХХ века Кузьмину. Мы сейчас выделим и рассмотрим причины, которые выделяют разные историки. Обратите внимание на распечатки (Приложение 1), прочитайте и выберите наиболее важные причины.

Ученики читают и выделяют. Затем записывают наиболее важные в тетрадь.

  1. Тяжелый затяжной хозяйственный кризис, который был вызван опричниной, но приобрел катастрофический характер в условиях неурожая.
  2. Пресечение династии Рюриковичей, что открывало большие возможности для борьбы за власть- то есть династический кризис.
  3. В стране происходил процесс закрепощения крестьян, ухудшалось положение простого крестьянства.
  4. Претензии Польши на русские земли и престол.

2. Учитель: Платонов выделил 3 периода Смутного времени:

  1. династический
  2. социальный
  3. национальный

Теперь рассмотрим основные события Смутного времени. Группе учащихся было дано опережающее задание: подготовить сообщения о правителях смутного времени, событиях. Вы должны внимательно прослушать и выделить основные события и записать в таблицу (приложение 2). Определить какие события можно отнести, по- вашему мнению, к каждому периоду (по Платонову).

 

3. Закрепление

- Каковы же были последствия, и итоги этого времени? (Использовать учебник)

Сейчас вам дано 3-4 мин. на обсуждение этого вопроса.

Последствия: 1. Страшное разорение и запустение страны. Население сократилось почти на треть. 2. Ослабление влияния боярства. 3. Подъем национального самосознание. Понимание значимости общенациональных интересов. 4. Потеря земель.

 

4. Домашнее задание: поразмышляйте над словами эпиграфа. Согласны ли Вы с автором? Напишите мини-сочинение-рассуждение.


Скачать приложение 1: http://doc.support.shpors.ru/2012/04/Смутное время России_приложение1_(support.shpors.ru).pdf
Скачать приложение 2: http://doc.support.shpors.ru/2012/04/Смутное время России_приложение2_(support.shpors.ru).pdf
Лучшая бесплатная программа для .PDF файлов - Foxit PDF Reader

Галицкая Татьяна Станиславовна, учитель истории

МОУ СОШ № 6, г. Сургут




{SL_links}

Вернуться назад