Vlivkor.Com > Открытые уроки, История > Смутное время в России – кризис начала XVII века Смутное время в России – кризис начала XVII века3 апреля 2012. Разместил: lessons |
Цели данного урока: сформировать знания о периоде Смуты в России, определить причины Смуты, охарактеризовать политику Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского, осветить ход борьбы с польско-литовской интервенцией; продолжить формирование умения выделять причинно-следственные связи, работать с источниками, выделять главное, делать вывод.
Цели урока: Образовательная: сформировать знания о периоде Смуты в России, определить причины Смуты, охарактеризовать политику Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского, осветить ход борьбы с польско-литовской интервенцией. Развивающая: продолжить формирование умения выделять причинно-следственные связи, работать с источниками, выделять главное, делать вывод. Воспитательная: способствовать воспитанию патриотизма Тип урока: изучение нового материала Основные понятия: самозванчество, семибоярщина, интервенция. Ход урока «Это был период самый несчастнейший! Отечество наше походило более на темный лес, нежели на государство » Карамзин Н.М. 1. Организационный момент 2. Актуализация знаний - Давайте вспомним, что такое опричнина? - Какие последствия она могла иметь для дальнейшего развития страны? 3. Изучение нового материала Учитель: сегодня нам предстоит повторить события, дать оценку места и роли в жизни страны того периода истории, когда все находилось в движении, с невероятной быстротой сменялись правители, то есть период Смутного времени. Вспомните, что такое Смута? Почему это время было названо Смутным? Учитель: Итак, первое с чего мы начнем - это составление плана. Подумайте, какие вопросы, по какому плану мы с вами рассмотрим эту тему. ПЛАН:
1. Итак, что же такое Смута, Смутное время? Учащиеся дают определение. Учитель: Звучит немолчно в зареве набат, А на траве – в кровавой багрянице Царя Феодора убитый брат, В заре горит грядущих гроз багрянец, Мятеж и мрак, невнятные слова, И чудится далекий самозванец, И пленная, растленная Москва! Так видятся причины Смуты русскому поэту начала ХХ века Кузьмину. Мы сейчас выделим и рассмотрим причины, которые выделяют разные историки. Обратите внимание на распечатки (Приложение 1), прочитайте и выберите наиболее важные причины. Ученики читают и выделяют. Затем записывают наиболее важные в тетрадь.
2. Учитель: Платонов выделил 3 периода Смутного времени:
Теперь рассмотрим основные события Смутного времени. Группе учащихся было дано опережающее задание: подготовить сообщения о правителях смутного времени, событиях. Вы должны внимательно прослушать и выделить основные события и записать в таблицу (приложение 2). Определить какие события можно отнести, по- вашему мнению, к каждому периоду (по Платонову).
3. Закрепление - Каковы же были последствия, и итоги этого времени? (Использовать учебник) Сейчас вам дано 3-4 мин. на обсуждение этого вопроса. Последствия: 1. Страшное разорение и запустение страны. Население сократилось почти на треть. 2. Ослабление влияния боярства. 3. Подъем национального самосознание. Понимание значимости общенациональных интересов. 4. Потеря земель.
4. Домашнее задание: поразмышляйте над словами эпиграфа. Согласны ли Вы с автором? Напишите мини-сочинение-рассуждение. Скачать приложение 1: http://doc.support.shpors.ru/2012/04/Смутное время России_приложение1_(support.shpors.ru).pdf
Скачать приложение 2: http://doc.support.shpors.ru/2012/04/Смутное время России_приложение2_(support.shpors.ru).pdf
Лучшая бесплатная программа для .PDF файлов - Foxit PDF Reader
Галицкая Татьяна Станиславовна, учитель истории МОУ СОШ № 6, г. Сургут Вернуться назад |