mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2012
    03
    апр
    Смутное время в России – кризис начала XVII века
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Цели данного урока: сформировать знания о периоде Смуты в России, определить причины Смуты, охарактеризовать политику Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского, осветить ход борьбы с польско-литовской интервенцией; продолжить формирование умения выделять причинно-следственные связи, работать с источниками, выделять главное, делать вывод.


    Цели урока:

    Образовательная: сформировать знания о периоде Смуты в России, определить причины Смуты, охарактеризовать политику Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского, осветить ход борьбы с польско-литовской интервенцией.

    Развивающая: продолжить формирование умения выделять причинно-следственные связи, работать с источниками, выделять главное, делать вывод.

    Воспитательная: способствовать воспитанию патриотизма

    Тип урока: изучение нового материала

    Основные понятия: самозванчество, семибоярщина, интервенция.

    Ход урока

    «Это был период самый несчастнейший! 

    Отечество наше походило 

    более на темный лес, 

    нежели на государство »

    Карамзин Н.М.

    1. Организационный момент

    2. Актуализация знаний

    - Давайте вспомним, что такое опричнина?

    - Какие последствия она могла иметь для дальнейшего развития страны?

    3. Изучение нового материала

    Учитель: сегодня нам предстоит повторить события, дать оценку места и роли в жизни страны того периода истории, когда все находилось в движении, с невероятной быстротой сменялись правители, то есть период Смутного времени.

    Вспомните, что такое Смута? Почему это время было названо Смутным?

    Учитель: Итак, первое с чего мы начнем - это составление плана. Подумайте, какие вопросы, по какому плану мы с вами рассмотрим эту тему.

    ПЛАН:

    1. Понятие и причины Смутного времени
    2. События Смутного времени
    3. Последствия Смутного времени
    4. Роль и место смуты в истории России.

    1. Итак, что же такое Смута, Смутное время?

    Учащиеся дают определение.

    Учитель:

    Звучит немолчно в зареве набат,

    А на траве – в кровавой багрянице 

    Царя Феодора убитый брат,

    В заре горит грядущих гроз багрянец,

    Мятеж и мрак, невнятные слова,

    И чудится далекий самозванец,

    И пленная, растленная Москва!

    Так видятся причины Смуты русскому поэту начала ХХ века Кузьмину. Мы сейчас выделим и рассмотрим причины, которые выделяют разные историки. Обратите внимание на распечатки (Приложение 1), прочитайте и выберите наиболее важные причины.

    Ученики читают и выделяют. Затем записывают наиболее важные в тетрадь.

    1. Тяжелый затяжной хозяйственный кризис, который был вызван опричниной, но приобрел катастрофический характер в условиях неурожая.
    2. Пресечение династии Рюриковичей, что открывало большие возможности для борьбы за власть- то есть династический кризис.
    3. В стране происходил процесс закрепощения крестьян, ухудшалось положение простого крестьянства.
    4. Претензии Польши на русские земли и престол.

    2. Учитель: Платонов выделил 3 периода Смутного времени:

    1. династический
    2. социальный
    3. национальный

    Теперь рассмотрим основные события Смутного времени. Группе учащихся было дано опережающее задание: подготовить сообщения о правителях смутного времени, событиях. Вы должны внимательно прослушать и выделить основные события и записать в таблицу (приложение 2). Определить какие события можно отнести, по- вашему мнению, к каждому периоду (по Платонову).

     

    3. Закрепление

    - Каковы же были последствия, и итоги этого времени? (Использовать учебник)

    Сейчас вам дано 3-4 мин. на обсуждение этого вопроса.

    Последствия: 1. Страшное разорение и запустение страны. Население сократилось почти на треть. 2. Ослабление влияния боярства. 3. Подъем национального самосознание. Понимание значимости общенациональных интересов. 4. Потеря земель.

     

    4. Домашнее задание: поразмышляйте над словами эпиграфа. Согласны ли Вы с автором? Напишите мини-сочинение-рассуждение.


    Скачать приложение 1: http://doc.support.shpors.ru/2012/04/Смутное время России_приложение1_(support.shpors.ru).pdf
    Скачать приложение 2: http://doc.support.shpors.ru/2012/04/Смутное время России_приложение2_(support.shpors.ru).pdf
    Лучшая бесплатная программа для .PDF файлов - Foxit PDF Reader

    Галицкая Татьяна Станиславовна, учитель истории

    МОУ СОШ № 6, г. Сургут



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 4070
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.