{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Сценарии, Интеллектуальные > С кем дружит ель?
{LF_links}

С кем дружит ель?


26 апреля 2012. Разместил: lessons

Экологическая игра-сказка

Основная идея урока заключается в том, чтобы через игру помочь детям установить взаимосвязь разных объектов в природе (ель, клёст, дятел, белка, заяц, мышь), составить соответствующие цепи питания. Опираясь на знания, полученные в процессе сказочного путешествия вместе с Колобком, побудить желание оберегать и сохранять окружающую среду.


Цели урока:

Уровень знаний:

1) Знать предметы зимы, зимние месяцы;

2) Знать, что ель хвойное, вечнозелёное растение.

3) Особенности, среда обитания белки, лесной мыши, зайца, дятла, клёста

4) О новогодней праздничной традиции и её последствиях пагубно отражающейся на природе леса.

Уровень умений:

  1. уметь отличать ель от других деревьев и узнавать её;
  2. логически мыслить, анализировать, делать выводы.

Развивать: Умение находить взаимосвязь в природе; умение (говорить) отвечать на вопросы.

Воспитывать:

    через эмоциональное восприятие воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру, природе;

    умение слушать одноклассников.

Оборудование урока.

    Плакат “Ель”.

    Демонстрационные картинки: сосны, берёзы, дуба, осины, ели.

    Демонстративные картинки: белка, лесная мышь, клёст, заяц, дятел.

    Раздаточный материал (на каждой парте): семена ели и хвоя на каждой парте (буклеты).

Сюрпризный момент урока: Искусственная ель, кедровые шишки.

Ход урока

I Организационный момент (психологический настрой)

- У вас хорошее настроение? Тогда, посмотрите друг на друга – улыбнитесь. Передайте своё хорошее настроение друг другу.

- Садитесь.

II Вводная часть. Прослушивание стихотворения.

    Опять погода стужей дышит;
    Зато на окнах сквозь лучи,
    Мороз опять узоры пишет
    Своей серебряной парчи.
    (А.М. Жемчужников)

- О каком времени года идёт речь в стихотворении?

- Назовите приметы зимы. (холодно, морозно, снег, вьюга, птиц стало мало, день короче стал, а ночи длиннее)

- Назовите зимние месяцы. (декабрь, январь, февраль)

- А, какой самый любимый зимний праздник? (Новый год)

- Какое дерево мы приносим в дом под новый год и украшаем его? (Ель)

- А, где растёт ель? (в лесу)

III Основная часть

- Тогда я вас приглашаю в сказочное путешествие в лес. Для того чтобы узнать побольше об этом чудесном дереве и о том с кем “дружит” ель. А помощником нам в этом путешествии будет Колобок (показываю его).

- Вот послушайте сказочную историю, которую рассказал мне Колобок.

Когда-то, давным-давно, когда наш Экоколобок был просто Колобком и жил у бабушки и дедушки, услышал разговор стариков.

“Хорошо бы нам на Новый год поставить дома, да нарядить красавицу ель. Но мы совсем старые стали – в лес тяжело по глубокому снегу идти, а срубить дерево и подавно.”

И решил сделать Колобок старикам Новогодний подарок. Выкатился он за порог дома, взял топор и покатился в лес. Катится, а сам думает…

- Как же я отыщу это дерево в лесу? Ведь я его никогда не видел…

- А, вы ребята видели это дерево? Сможете узнать?

Игра “Угадай ель”

Показываю (на доске) картинки деревьев (осина, берёза, сосна, дуб, ель)

- Молодцы ребята, вы помогли Колобку отыскать ель!

(В тот момент, когда “подошли” к ели – читаю загадку)

    Что же это за девица
    Не швея, не мастерица,
    Ничего сама не шьёт
    А в иголках круглый год.

(показываю картинку)

- Это ель? А, что вы знаете об этом дереве? (ответы детей)

-Молодцы!

А, я только добавлю, что такое дерево вырастает из маленького семечка (показываю). А высота этого дерева достигает 60-70 метров, а чтобы вырасти до такой высоты ели понадобится 500-600 лет (записать на доске). Ель не только красивое дерево, но и полезное. Люди используют его в промышленности (изготавливают мебель, строят дома). Еловую смолу используют химики, а в медицине используют даже хвою (открываю плакат “Ель” на доске).

Вот какая ель! Вы ребята всё это узнали из книг и рассказов взрослых, а Колобок это узнал из рассказов лесных жителей.

/Продолжение сказки/

- Нашёл он в лесу красивую и пушистую ель и только взмахнул топором. Как слышит, кто-то говорит тоненьким голоском.

- Не руби Колобок ель, а то гнездо моё с птенчиками упадёт, замёрзнут птенцы, да и есть без ели нам нечего будет. Кто же это? – подумал Колобок.

- А, вы ребята узнаете, если отгадаете загадку:

    Кто там прыгает, шуршит,
    Да всё шишки потрошит?
    Голоском речистым, чистым-
    Клё! Клё! Клё! – поёт со свистом
    (Клёст)

(показываю картинку и помещаю на плакат)

- А, что вы знаете об этой птице? (ответы детей)

- Молодцы! А, колобок говорит: - “Подумаешь, какая-то птица!” И опять замахнулся топором. Слышит, как клёст плачет. Покажите, как клёст может плакать, какие слова он мог бы сказать? (показывают, говорят дети)

- Слышится ещё голосок. Совсем тоненький. Отгадайте кто это?

    Живу я под конём ели.
    Маленькая быстрая.
    Пик! Пик! – говорю
    Семена в норку ношу!
    (мышь)

(показываю картинку и помещаю на плакат)

- А, что вы знаете о мышке? (ответы детей)

- А, Колобок всё своё твердит: - “Подумаешь!” И опять взмахнул топором.

- Клёст (покажите как) плачет, мышка плачет (покажите как)

- О чём они просят Колобка? (ответы детей)

- Да ёщё голосок слышится.

- Ой, не руби ель, чем я буду питаться. Кто это?

    Кто в беретке ярко красной
    В чёрной курточке атласной.
    На меня он не глядит
    Всё стучит, стучит, стучит.
    (дятел)

(показываю картинку и помещаю на плакат)

- А, что вы можете рассказать об этой птице? (ответы детей)

- А, колобок знай своё: - “Подумаешь!” Опять взмахнул топором. Тут, клёст плачет (покажите), мышка плачет (покажите), дятел плачет (покажите). О, чём они просят Колобка? (ответы детей)

Да, ещё голосок слышится.

- Ой, не руби ель, где я буду от опасности укрываться! Кто это? Отгадайте загадку:

    Длинное ухо,
    Комочек пуха,
    Прыгает ловко,
    Любит морковку.
    (заяц)

- Правильно! А, что вы можете про зайца рассказать? (ответы детей)

Физминутка

    Мы весёлые зайчишки
    Мы девчонки и мальчишки (прыжки стоя)

    Любим прыгать вокруг ели
    Хоть морозы и метели (прыжки вприсядку)

    Лапки греть умеем тоже
    И друг другу мы поможем (хлопки по парам)

    Не страшны снега и стужа
    Мы с зимою очень дружим (хлопки на каждое слово)

    Мы за парты тихо сели (садятся)

    Зайцы спрятались под ели (хлопок)

- Колобок, задумался, но желание порадовать дедушку и бабушку было столь велико, что он опять взмахнул топором. Тут все заплакали и клёст, и мышь, и дятел, и заяц, и ещё голосок слышится.

- Ой, останусь я без дома, без еды. Не руби ель, мы все тебя просим.

Кто это? Отгадайте загадку:

    Кто по ёлкам ловко скачет,
    И взлетает на дубы.
    Кто в дупле орешки прячет
    Сушит на зиму грибы.
    (белка)

(показываю картинку и помещаю на плакат)

- Что вы о белке знаете? (ответы детей)

- Тут Колобок совсем растерялся. Сел и задумался. А стоит ли рубить ель?

- А вы как думаете ребята? (ответы детей)

- С кем дружит ель? (клестом, дятлом, мышью, зайцем, белочкой)

- Как вы думаете, связаны ли между собой “друзья” ели? (ответы детей)

/Дополнение к ответам детей/

Вывод – обобщение

Значит не только ель “дружит” c клестом, дятлом, белкой, лесной мышью, зайцем, но и “друзья” ели дружны между собой. Клёст срывает шишку своим сильным клювом, выедает только часть семян, она падает на снег, а тут и дятлу, и зайцу, и белки еда готова. А особенно это необходимо лесной мышке, так как она не может сорвать шишку с дерева. Это им всем облегчает добычу пищи.

- Значит нельзя нарушить эту связь в природе? (ответы детей)

- Что же делать Колобку? Как бы вы поступили ребята? Но, ведь всем нам хочется на Новый год иметь в доме нарядную красавицу ель. (ответы детей)

Итог урока

- Давайте подумаем, какие слова можно написать на этом плакате, которые могли бы остановить человека и он бы не стал рубить ёлочку и нарушать взаимосвязь в природе? (вывесить плакат “Берегите природу” на доску). (ответы детей)

- После урока мы вывесим этот плакат в коридоре, чтобы все дети прочитали и рассказали своим родителям! Хорошо?

- Молодцы ребята! Правильно вы рассуждаете. Вот и Колобок это понял и с тех пор стал он защищать природу и всем рассказывать что всё, что нас окружает надо оберегать. Он даже имя своё изменил и стал называться Экоколобок- друг природы. Эко – взял он от слова экология.

- Кто нибудь знает, что обозначает это слово? (ответы детей)

Экология – это наука, изучающая взаимосвязи в природе с целью сохранения окружающей среды. (на доске)

- А, мы с вами пока изучаем эти взаимосвязи, а в будущем будем защищать природу.

- Давайте вместе прочитаем строки из стихотворения…

    Дерево, трава, цветок и плица
    Не всегда умеют защититься.
    Если будут уничтожены они,
    На планете мы останемся одни.

Стук в дверь.

Сюрпризный момент

Учитель вносит искусственную ёлочку и корзину с шишками. В корзине письмо от друзей леса.

Читаем письмо.

Дети получают гостинцы.

Урок закончен

Все вместе выходят в коридор вывешивают плакат “Берегите природу”, картину “Ель и её друзья”

Письмо

Дорогие ребята!

Я послушал сегодня ваши рассуждения и обрадовался, что есть у меня помощники по защите природы. А, чтобы на Новый год вы не остались без красавицы ёлочки, посылаю её вам в подарок. Я и дедушке с бабушкой принёс такую же! Хотя она и не настоящая, но не хуже, а даже лучше. У этой ёлочки не опадут иголочки через несколько дней и не нужно её выбрасывать. А просто разобрать как конструктор, а на следующий год собрать.

А друзья леса вам тоже передают подарок. Это кедровые шишки.

С наступающим Новым годом!

Ваш друг Экоколобок и лесные друзья.


Галкина Людмила Николаевна, учитель начальных классов

МОУ "СОШ №50", г.Барнаул, Индустриальный р-н, Алтайский край




{SL_links}

Вернуться назад