Экологическая игра-сказка
Основная идея урока заключается в том, чтобы через игру помочь детям установить взаимосвязь разных объектов в природе (ель, клёст, дятел, белка, заяц, мышь), составить соответствующие цепи питания. Опираясь на знания, полученные в процессе сказочного путешествия вместе с Колобком, побудить желание оберегать и сохранять окружающую среду.
Цели урока:
Уровень знаний:
1) Знать предметы зимы, зимние месяцы;
2) Знать, что ель хвойное, вечнозелёное растение.
3) Особенности, среда обитания белки, лесной мыши, зайца, дятла, клёста
4) О новогодней праздничной традиции и её последствиях пагубно отражающейся на природе леса.
Уровень умений:
- уметь отличать ель от других деревьев и узнавать её;
- логически мыслить, анализировать, делать выводы.
Развивать: Умение находить взаимосвязь в природе; умение (говорить) отвечать на вопросы.
Воспитывать:
через эмоциональное восприятие воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру, природе;
умение слушать одноклассников.
Оборудование урока.
Плакат “Ель”.
Демонстрационные картинки: сосны, берёзы, дуба, осины, ели.
Демонстративные картинки: белка, лесная мышь, клёст, заяц, дятел.
Раздаточный материал (на каждой парте): семена ели и хвоя на каждой парте (буклеты).
Сюрпризный момент урока: Искусственная ель, кедровые шишки.
Ход урока
I Организационный момент (психологический настрой)
- У вас хорошее настроение? Тогда, посмотрите друг на друга – улыбнитесь. Передайте своё хорошее настроение друг другу.
- Садитесь.
II Вводная часть. Прослушивание стихотворения.
Опять погода стужей дышит; Зато на окнах сквозь лучи, Мороз опять узоры пишет Своей серебряной парчи. (А.М. Жемчужников)
- О каком времени года идёт речь в стихотворении?
- Назовите приметы зимы. (холодно, морозно, снег, вьюга, птиц стало мало, день короче стал, а ночи длиннее)
- Назовите зимние месяцы. (декабрь, январь, февраль)
- А, какой самый любимый зимний праздник? (Новый год)
- Какое дерево мы приносим в дом под новый год и украшаем его? (Ель)
- А, где растёт ель? (в лесу)
III Основная часть
- Тогда я вас приглашаю в сказочное путешествие в лес. Для того чтобы узнать побольше об этом чудесном дереве и о том с кем “дружит” ель. А помощником нам в этом путешествии будет Колобок (показываю его).
- Вот послушайте сказочную историю, которую рассказал мне Колобок.
Когда-то, давным-давно, когда наш Экоколобок был просто Колобком и жил у бабушки и дедушки, услышал разговор стариков.
“Хорошо бы нам на Новый год поставить дома, да нарядить красавицу ель. Но мы совсем старые стали – в лес тяжело по глубокому снегу идти, а срубить дерево и подавно.”
И решил сделать Колобок старикам Новогодний подарок. Выкатился он за порог дома, взял топор и покатился в лес. Катится, а сам думает…
- Как же я отыщу это дерево в лесу? Ведь я его никогда не видел…
- А, вы ребята видели это дерево? Сможете узнать?
Игра “Угадай ель”
Показываю (на доске) картинки деревьев (осина, берёза, сосна, дуб, ель)
- Молодцы ребята, вы помогли Колобку отыскать ель!
(В тот момент, когда “подошли” к ели – читаю загадку)
Что же это за девица Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт А в иголках круглый год.
(показываю картинку)
- Это ель? А, что вы знаете об этом дереве? (ответы детей)
-Молодцы!
А, я только добавлю, что такое дерево вырастает из маленького семечка (показываю). А высота этого дерева достигает 60-70 метров, а чтобы вырасти до такой высоты ели понадобится 500-600 лет (записать на доске). Ель не только красивое дерево, но и полезное. Люди используют его в промышленности (изготавливают мебель, строят дома). Еловую смолу используют химики, а в медицине используют даже хвою (открываю плакат “Ель” на доске).
Вот какая ель! Вы ребята всё это узнали из книг и рассказов взрослых, а Колобок это узнал из рассказов лесных жителей.
/Продолжение сказки/
- Нашёл он в лесу красивую и пушистую ель и только взмахнул топором. Как слышит, кто-то говорит тоненьким голоском.
- Не руби Колобок ель, а то гнездо моё с птенчиками упадёт, замёрзнут птенцы, да и есть без ели нам нечего будет. Кто же это? – подумал Колобок.
- А, вы ребята узнаете, если отгадаете загадку:
Кто там прыгает, шуршит, Да всё шишки потрошит? Голоском речистым, чистым- Клё! Клё! Клё! – поёт со свистом (Клёст)
(показываю картинку и помещаю на плакат)
- А, что вы знаете об этой птице? (ответы детей)
- Молодцы! А, колобок говорит: - “Подумаешь, какая-то птица!” И опять замахнулся топором. Слышит, как клёст плачет. Покажите, как клёст может плакать, какие слова он мог бы сказать? (показывают, говорят дети)
- Слышится ещё голосок. Совсем тоненький. Отгадайте кто это?
Живу я под конём ели. Маленькая быстрая. Пик! Пик! – говорю Семена в норку ношу! (мышь)
(показываю картинку и помещаю на плакат)
- А, что вы знаете о мышке? (ответы детей)
- А, Колобок всё своё твердит: - “Подумаешь!” И опять взмахнул топором.
- Клёст (покажите как) плачет, мышка плачет (покажите как)
- О чём они просят Колобка? (ответы детей)
- Да ёщё голосок слышится.
- Ой, не руби ель, чем я буду питаться. Кто это?
Кто в беретке ярко красной В чёрной курточке атласной. На меня он не глядит Всё стучит, стучит, стучит. (дятел)
(показываю картинку и помещаю на плакат)
- А, что вы можете рассказать об этой птице? (ответы детей)
- А, колобок знай своё: - “Подумаешь!” Опять взмахнул топором. Тут, клёст плачет (покажите), мышка плачет (покажите), дятел плачет (покажите). О, чём они просят Колобка? (ответы детей)
Да, ещё голосок слышится.
- Ой, не руби ель, где я буду от опасности укрываться! Кто это? Отгадайте загадку:
Длинное ухо, Комочек пуха, Прыгает ловко, Любит морковку. (заяц)
- Правильно! А, что вы можете про зайца рассказать? (ответы детей)
Физминутка
Мы весёлые зайчишки Мы девчонки и мальчишки (прыжки стоя)
Любим прыгать вокруг ели Хоть морозы и метели (прыжки вприсядку)
Лапки греть умеем тоже И друг другу мы поможем (хлопки по парам)
Не страшны снега и стужа Мы с зимою очень дружим (хлопки на каждое слово)
Мы за парты тихо сели (садятся)
Зайцы спрятались под ели (хлопок)
- Колобок, задумался, но желание порадовать дедушку и бабушку было столь велико, что он опять взмахнул топором. Тут все заплакали и клёст, и мышь, и дятел, и заяц, и ещё голосок слышится.
- Ой, останусь я без дома, без еды. Не руби ель, мы все тебя просим.
Кто это? Отгадайте загадку:
Кто по ёлкам ловко скачет, И взлетает на дубы. Кто в дупле орешки прячет Сушит на зиму грибы. (белка)
(показываю картинку и помещаю на плакат)
- Что вы о белке знаете? (ответы детей)
- Тут Колобок совсем растерялся. Сел и задумался. А стоит ли рубить ель?
- А вы как думаете ребята? (ответы детей)
- С кем дружит ель? (клестом, дятлом, мышью, зайцем, белочкой)
- Как вы думаете, связаны ли между собой “друзья” ели? (ответы детей)
/Дополнение к ответам детей/
Вывод – обобщение
Значит не только ель “дружит” c клестом, дятлом, белкой, лесной мышью, зайцем, но и “друзья” ели дружны между собой. Клёст срывает шишку своим сильным клювом, выедает только часть семян, она падает на снег, а тут и дятлу, и зайцу, и белки еда готова. А особенно это необходимо лесной мышке, так как она не может сорвать шишку с дерева. Это им всем облегчает добычу пищи.
- Значит нельзя нарушить эту связь в природе? (ответы детей)
- Что же делать Колобку? Как бы вы поступили ребята? Но, ведь всем нам хочется на Новый год иметь в доме нарядную красавицу ель. (ответы детей)
Итог урока
- Давайте подумаем, какие слова можно написать на этом плакате, которые могли бы остановить человека и он бы не стал рубить ёлочку и нарушать взаимосвязь в природе? (вывесить плакат “Берегите природу” на доску). (ответы детей)
- После урока мы вывесим этот плакат в коридоре, чтобы все дети прочитали и рассказали своим родителям! Хорошо?
- Молодцы ребята! Правильно вы рассуждаете. Вот и Колобок это понял и с тех пор стал он защищать природу и всем рассказывать что всё, что нас окружает надо оберегать. Он даже имя своё изменил и стал называться Экоколобок- друг природы. Эко – взял он от слова экология.
- Кто нибудь знает, что обозначает это слово? (ответы детей)
Экология – это наука, изучающая взаимосвязи в природе с целью сохранения окружающей среды. (на доске)
- А, мы с вами пока изучаем эти взаимосвязи, а в будущем будем защищать природу.
- Давайте вместе прочитаем строки из стихотворения…
Дерево, трава, цветок и плица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни.
Стук в дверь.
Сюрпризный момент
Учитель вносит искусственную ёлочку и корзину с шишками. В корзине письмо от друзей леса.
Читаем письмо.
Дети получают гостинцы.
Урок закончен
Все вместе выходят в коридор вывешивают плакат “Берегите природу”, картину “Ель и её друзья”
Письмо
Дорогие ребята!
Я послушал сегодня ваши рассуждения и обрадовался, что есть у меня помощники по защите природы. А, чтобы на Новый год вы не остались без красавицы ёлочки, посылаю её вам в подарок. Я и дедушке с бабушкой принёс такую же! Хотя она и не настоящая, но не хуже, а даже лучше. У этой ёлочки не опадут иголочки через несколько дней и не нужно её выбрасывать. А просто разобрать как конструктор, а на следующий год собрать.
А друзья леса вам тоже передают подарок. Это кедровые шишки.
С наступающим Новым годом!
Ваш друг Экоколобок и лесные друзья.
Галкина Людмила Николаевна, учитель начальных классов
МОУ "СОШ №50", г.Барнаул, Индустриальный р-н, Алтайский край
{SL_links}
Вернуться назад
|