{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Открытые уроки, Химия > Растворение – физико-химический процесс
{LF_links}

Растворение – физико-химический процесс


8 мая 2012. Разместил: lessons

Целью урока является формирование понятия о сущности процесса растворения, как физико-химического явления. Усвоение материала происходит в процессе собственной интеллектуальной деятельности учащихся. На уроке школьники знакомятся с историей теории растворов, с донорно-акцепторным механизмом образования ковалентной связи, совершенствуют экспериментальные умения.


Цель урока:
сформировать понятие о сущности процесса растворения, как физико-химического явления

Задачи:

  1. познакомить с историей теории растворов;
  2. сформировать умение записывать уравнения диссоциации солей;
  3. дальнейшее формирование понятия ковалентная связь;
  4. развитие коммуникативных навыков, навыков само– и взаимоконтроля, работы в парах сменного характера.

Вид урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения:

  1. эвристический
  2. проблемно-поисковый
  3. экспериментальный
  4. наглядный
  5. самостоятельной работы

Формы организации познавательной деятельности:

  1. фронтальная
  2. индивидуальная
  3. парная
  4. коллективная

Формы контроля:

  1. беседа
  2. самопроверка
  3. взаимопроверка

Оборудование:

  1. папки с таблицей растворимости, рядом электроотрицательности, с дидактическим материалом
  2. карточки с незаконченными формулами веществ
  3. список класса на доске
  4. СД диск “Общая и неорганическая химия 10– 11 класс”
  5. презентация к уроку “Растворение”
  6. презентация исследовательской работы “Тепловые явления при растворении”
  7. мультимедийный проектор
  8. модель молекулы воды
  9. лабораторное оборудование: демонстрационные столики, стаканы, колбы, воронки, стеклянные палочки, фарфоровые ложечки, мерные цилиндры, весы, разновесы, термометры, фильтры, посуда под готовые растворы, стаканы с насыщенными растворами солей
  10. реактивы: дистиллированная вода, серная кислота (конц.), глицерин, этиловый спирт, твердые соли: хлориды, сульфаты, нитраты натрия, калия и аммония

Ход урока

1. Организационный момент

1-й этап – ориентировочно-мотивационный – 3'-5'

Демонстрация: на демонстрационных столиках насыщенные растворы солей сульфата меди, красной и желтой кровяной солей.

Что вы видите перед собой? (Растворы.)

Почему не вся соль растворилась? (Раствор насыщенный при данной температуре.)

Ребята, подумайте, как приготовить ненасыщенный раствор? (Рассчитать необходимые массу вещества и объем воды; взвесить вещество, измерить объем воды; перенести количественно вещество в сосуд, добавить воды, растворить; добавить оставшуюся воду.)

Демонстрация растворения серной кислоты в воде

Что я делаю? (Растворяете кислоту в воде.)

Соблюдаю ли я правила техники безопасности при проведении растворения серной кислоты? (Как надо растворять кислоту: приливать кислоту в воду или воду в кислоту? Ответ мотивируйте.)

Что такое растворение? (Распределение частиц вещества между частицами растворителя.)

Какое это явление? Почему? (Физическое, т.к. не происходит превращение одних веществ в другие; нет признаков химической реакции.)

Приложите руку к стакану. Что чувствуете? (Раствор нагрелся.)

Формулировка темы урока

Так какое же это явление растворение? (При растворении произошло изменение температуры, значит это процесс химический.)

Как вы думаете, ребята, о чем будем говорить на этом уроке? (О растворах, растворении.)

2-й операционно-исполнительский этап – 18'– 20'

Вы все заметили повышение температуры раствора при растворении концентрированной серной кислоты.

Всегда ли происходит выделение тепла при растворении?

Возможно ли понижение температуры раствора при растворении?

Лабораторная работа: тепловые явления при растворении

Сейчас мы с вами проведем лабораторную работу для того, чтобы ответить на эти вопросы, приготовим растворы некоторых солей. У вас есть инструкции по проведению лабораторной работы. Прочитайте их. Кратко повторим ее. Какие вопросы возникли?

3-й этап. Рефлексивно-оценочный – 3'-5'

Какие выводы по уроку сделали? (Растворение – физико-химический процесс. Он сопровождается энергетическими эффектами. Источником энергии для растворения является энергия гидратации. На разрушение кристаллов энергия затрачивается, при гидратации выделяется. Процесс растворения солей можно записать с помощью уравнений диссоциации.

Кто успел записать 5 уравнений, 4? 3? 2? Только 1? Почему? Кто записал больше? Какие ошибки у вас были? Как вы думаете, почему? Что надо сделать дома?

Домашнее задание: § 17, выполнить упражнения, № 1–3, с. 63.

Подведение итогов урока. Выставление отметок.

Литература:

  1. Воскобойникова Н.П. К вопросу о педагогических технологиях/ Н.П. Воскобойникова, И.В. Галыгина, Л.В. Галыгина// Химия в школе.– 2002. – № 2 – с. 16-21.
  2. Гузеев В.В. Групповая деятельность учащихся в образовательном процессе/ В.В. Гузеев//Химия в школе.– 2003. № 2– с. 15–25.
  3. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении/ В.К. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1991. – 22–81 с.
  4. Дьяченко В.К. Диалоги об образовательных технологиях/ В.К. Дьяченко// Школьные технологии.– 2000. – № 2 – с. 24–42.
  5. Дьяченко В.К. Диалоги об образовательных технологиях/ В.К. Дьяченко// Школьные технологии. – 2000. – № 3 – с. 34–56.
  6. Журин А.А. Парадоксы обучения химии/ А.А. Журин// Химия в школе. – 2007. – № 9 – с. 2–5.
  7. Кузнецова Л. Новая технология обучения в 8 классе/ Л.Кузнецова. – Обнинск: Титул, 1999. – 3–33, 97–126 с.
  8. Кузнецова Л. Новая технология обучения. 9 класс/ Л.Кузнецова. – М.: Мнемозина, 2006.
  9. Кузнецова Л. Химия: учебник для 9 класса общеобразовательной школы/ Л.Кузнецова. – Обнинск: Титул, 2000.
  10. Литвинская И. Коллективные учебные занятия: принципы, фазы, технология/ И.Литвинская//Директор школы. – 2000. – № 1 – с. 21–26.

Скачать приложение: http://doc.support.shpors.ru/2012/05/Растворение_приложение_(support.shpors.ru).pdf
Лучшая бесплатная программа для .PDF файлов - Foxit PDF Reader

Галлямова Василя Мунировна, учитель химии

Яковлевская средняя школа




{SL_links}

Вернуться назад