mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2012
    08
    мая
    Растворение – физико-химический процесс
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Целью урока является формирование понятия о сущности процесса растворения, как физико-химического явления. Усвоение материала происходит в процессе собственной интеллектуальной деятельности учащихся. На уроке школьники знакомятся с историей теории растворов, с донорно-акцепторным механизмом образования ковалентной связи, совершенствуют экспериментальные умения.


    Цель урока:
    сформировать понятие о сущности процесса растворения, как физико-химического явления

    Задачи:

    1. познакомить с историей теории растворов;
    2. сформировать умение записывать уравнения диссоциации солей;
    3. дальнейшее формирование понятия ковалентная связь;
    4. развитие коммуникативных навыков, навыков само– и взаимоконтроля, работы в парах сменного характера.

    Вид урока: урок изучения нового материала.

    Методы обучения:

    1. эвристический
    2. проблемно-поисковый
    3. экспериментальный
    4. наглядный
    5. самостоятельной работы

    Формы организации познавательной деятельности:

    1. фронтальная
    2. индивидуальная
    3. парная
    4. коллективная

    Формы контроля:

    1. беседа
    2. самопроверка
    3. взаимопроверка

    Оборудование:

    1. папки с таблицей растворимости, рядом электроотрицательности, с дидактическим материалом
    2. карточки с незаконченными формулами веществ
    3. список класса на доске
    4. СД диск “Общая и неорганическая химия 10– 11 класс”
    5. презентация к уроку “Растворение”
    6. презентация исследовательской работы “Тепловые явления при растворении”
    7. мультимедийный проектор
    8. модель молекулы воды
    9. лабораторное оборудование: демонстрационные столики, стаканы, колбы, воронки, стеклянные палочки, фарфоровые ложечки, мерные цилиндры, весы, разновесы, термометры, фильтры, посуда под готовые растворы, стаканы с насыщенными растворами солей
    10. реактивы: дистиллированная вода, серная кислота (конц.), глицерин, этиловый спирт, твердые соли: хлориды, сульфаты, нитраты натрия, калия и аммония

    Ход урока

    1. Организационный момент

    1-й этап – ориентировочно-мотивационный – 3'-5'

    Демонстрация: на демонстрационных столиках насыщенные растворы солей сульфата меди, красной и желтой кровяной солей.

    Что вы видите перед собой? (Растворы.)

    Почему не вся соль растворилась? (Раствор насыщенный при данной температуре.)

    Ребята, подумайте, как приготовить ненасыщенный раствор? (Рассчитать необходимые массу вещества и объем воды; взвесить вещество, измерить объем воды; перенести количественно вещество в сосуд, добавить воды, растворить; добавить оставшуюся воду.)

    Демонстрация растворения серной кислоты в воде

    Что я делаю? (Растворяете кислоту в воде.)

    Соблюдаю ли я правила техники безопасности при проведении растворения серной кислоты? (Как надо растворять кислоту: приливать кислоту в воду или воду в кислоту? Ответ мотивируйте.)

    Что такое растворение? (Распределение частиц вещества между частицами растворителя.)

    Какое это явление? Почему? (Физическое, т.к. не происходит превращение одних веществ в другие; нет признаков химической реакции.)

    Приложите руку к стакану. Что чувствуете? (Раствор нагрелся.)

    Формулировка темы урока

    Так какое же это явление растворение? (При растворении произошло изменение температуры, значит это процесс химический.)

    Как вы думаете, ребята, о чем будем говорить на этом уроке? (О растворах, растворении.)

    2-й операционно-исполнительский этап – 18'– 20'

    Вы все заметили повышение температуры раствора при растворении концентрированной серной кислоты.

    Всегда ли происходит выделение тепла при растворении?

    Возможно ли понижение температуры раствора при растворении?

    Лабораторная работа: тепловые явления при растворении

    Сейчас мы с вами проведем лабораторную работу для того, чтобы ответить на эти вопросы, приготовим растворы некоторых солей. У вас есть инструкции по проведению лабораторной работы. Прочитайте их. Кратко повторим ее. Какие вопросы возникли?

    3-й этап. Рефлексивно-оценочный – 3'-5'

    Какие выводы по уроку сделали? (Растворение – физико-химический процесс. Он сопровождается энергетическими эффектами. Источником энергии для растворения является энергия гидратации. На разрушение кристаллов энергия затрачивается, при гидратации выделяется. Процесс растворения солей можно записать с помощью уравнений диссоциации.

    Кто успел записать 5 уравнений, 4? 3? 2? Только 1? Почему? Кто записал больше? Какие ошибки у вас были? Как вы думаете, почему? Что надо сделать дома?

    Домашнее задание: § 17, выполнить упражнения, № 1–3, с. 63.

    Подведение итогов урока. Выставление отметок.

    Литература:

    1. Воскобойникова Н.П. К вопросу о педагогических технологиях/ Н.П. Воскобойникова, И.В. Галыгина, Л.В. Галыгина// Химия в школе.– 2002. – № 2 – с. 16-21.
    2. Гузеев В.В. Групповая деятельность учащихся в образовательном процессе/ В.В. Гузеев//Химия в школе.– 2003. № 2– с. 15–25.
    3. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении/ В.К. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1991. – 22–81 с.
    4. Дьяченко В.К. Диалоги об образовательных технологиях/ В.К. Дьяченко// Школьные технологии.– 2000. – № 2 – с. 24–42.
    5. Дьяченко В.К. Диалоги об образовательных технологиях/ В.К. Дьяченко// Школьные технологии. – 2000. – № 3 – с. 34–56.
    6. Журин А.А. Парадоксы обучения химии/ А.А. Журин// Химия в школе. – 2007. – № 9 – с. 2–5.
    7. Кузнецова Л. Новая технология обучения в 8 классе/ Л.Кузнецова. – Обнинск: Титул, 1999. – 3–33, 97–126 с.
    8. Кузнецова Л. Новая технология обучения. 9 класс/ Л.Кузнецова. – М.: Мнемозина, 2006.
    9. Кузнецова Л. Химия: учебник для 9 класса общеобразовательной школы/ Л.Кузнецова. – Обнинск: Титул, 2000.
    10. Литвинская И. Коллективные учебные занятия: принципы, фазы, технология/ И.Литвинская//Директор школы. – 2000. – № 1 – с. 21–26.

    Скачать приложение: http://doc.support.shpors.ru/2012/05/Растворение_приложение_(support.shpors.ru).pdf
    Лучшая бесплатная программа для .PDF файлов - Foxit PDF Reader

    Галлямова Василя Мунировна, учитель химии

    Яковлевская средняя школа



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 5607
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.