mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2007
    21
    мая
    Теория электролитической диссоциации
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Интеллектуальная игра по химии

    Интеллектуальная игра по химии для учащихся 9-х классов школ города. Данная игра позволяет учащимся в занимательной форме проверить и совершенствовать теоретические знания и практические умения школьников.

    Игра проводится с целью углубления знаний учащихся по химии, активизации познавательной деятельности, развития умения выделять главное и находить ответы на поставленные вопросы, закрепления умения и навыков в решении экспериментальных задач.

    Задачей данной игры является проведение в занимательной форме смотра знаний школьников, проверка их теоретических знаний и практических умений.

    В интеллектуальной игре принимают участие учащиеся 9-х классов общеобразовательных и инновационных учреждений города. Оценивают игру девятиклассники той школы, где проводится игра.

    Каждое учебное заведение готовит команду в составе 8 человек: капитан команды, знатоки теории, практики, способные красиво и правильно “химичить”, учащиеся, обладающие определенным даром: изобразительным, актерским.

    Регистрация участников начинается за 30 минут до начала игры. Команды получают индивидуальные маршрутные листы, в которых указаны станции игры. Все станции работают одновременно. После открытия игры и приветствия участников, каждый член команды идет на свою станцию. Время прибытия на станции 40-60 минут. За выполнение каждого задания команды получают определенное количество баллов.

    1. Станция “ВСЕЗНАЙКА” (капитанская)

    Задание 1.

    Прочитайте описание действия ученика и представьте эту информацию в виде молекулярных и ионных уравнений реакций:

    “Выполняя практическую работу, ученик прилил к раствору карбоната калия раствор хлорида кальция, затем последовательно в ту же пробирку добавлял растворы соляной кислоты, нитрата серебра, сульфата железа(III) и гидроксида натрия. После этого он попытался понять, что же у него в пробирке. Какие вещества в конечном итоге оказались в пробирке?”

    Задание 2.

    В конце XIX века молодые ученые И.А.Каблуков и, независимо от него, В.А.Кистяковский пришли к выводу, что, очевидно, ионы движутся не одни, а увлекают с собой некоторое количество воды, и чем меньше радиус иона, тем больше количество воды ион может удержать вокруг себя, следовательно, он становится очень большим по диаметру.

    Как называется явление, которое описали Каблуков и Кистяковский?

    2. Станция “МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА”

    Задание: Решите задачи.

    1. Для подкормки комнатных растений применяют 0,2%-ный раствор натриевой селитры. Сколько нужно взять данного вещества (в кг) для приготовления 5 кг раствора?
    2. Для соления огурцов применяют 5%-й раствор поваренной соли. Сколько соли и воды (по массе) надо взять для приготовления 50 кг этого раствора?
    3. Для покрытия деталей слоем меди путем электролиза готовят раствор медного купороса – 60 г купороса растворяют в 1 л воды. Вычислите массовую долю вещества в растворе.
    4. Физиологический раствор, применяемый в лечебной практике для внутреннего вливания, представляет собой 0,95%-й раствор хлорида натрия. Сколько необходимо соли и воды (по массе) для приготовления 1,5 кг этого раствора?
    5. Для борьбы с заболеванием плодовых деревьев хлорозом используют 1%-й раствор железного купороса. Сколько нужно взять вещества для приготовления 50 кг 1%-го раствора?
    6. При варке мыла на мыловаренном заводе используется раствор гидроксида натрия – 60 кг щелочи на 100 л воды. Какова массовая доля раствора?

    3.Станция “НЕЗНАЙКИНЫ ВОПРОСЫ”

    Тест.

    1. Лампочка прибора для определения электропроводности загорится, если электроды поместить:

    а) в воду;

    б) в гидроксид меди (II);

    в) в расплав хлорида калия;

    г) в азот;

    д) правильного ответа нет.

    2. Какой вклад в химическую науку внес С.Аррениус?

    а) сформулировал основные положения теории электролитической диссоциации;

    б) выдвинул идею о гидратации ионов растворе;

    в) экспериментально определил размер некоторых ионов в растворе;

    г) объединил теорию растворов с представлениями об электролитической диссоциации;

    д) правильного ответа нет.

    3. Что называется гидратацией?

    а) процесс растворения веществ в воде;

    б) реакция обмена, в которой участвует вода;

    в) процесс взаимодействия атомов или ионов с молекулами воды;

    г) процесс распада воды на ионы;

    д) правильного ответа нет.

    4. Какие вещества называются электролитами?

    а) вещества, проводящие электрический ток;

    б) вещества, водные растворы или расплавы, которых проводят электрический ток;

    в) вещества, имеющие атомную кристаллическую решетку;

    г) вещества, реагирующие с водой;

    д) правильного ответа нет.

    5. Какой вклад сделал Д.И.Менделеев в науку о растворах?

    а) сформулировал основные положения теории электролитической диссоциации;

    б) открыл химическую сущность процесса растворения;

    в) выдвинул идею о гидратации ионов в растворе;

    г) объединил теорию растворов с представлениями об электролитической диссоциации;

    д) правильного ответа нет.

    6. Какие вещества называются кристаллогидратами?

    а) твердые вещества, в состав которых входит химически связанная вода;

    б) твердые вещества, растворимые в воде;

    в) твердые вещества, реагирующие с водой;

    г) твердые вещества. нерастворимые в воде;

    д) правильного ответа нет.

    7. Какие утверждения верны?

    а) анионы движутся в растворе упорядоченно;

    б) анион движется в растворе хаотично;

    в) анионы заряжены отрицательно;

    г) анионы заряжены положительно;

    д) анионы не имеют заряда;

    е) некоторые анионы окрашены;

    ж) анионы всегда окрашены;

    з) все анионы неядовитые;

    и) некоторые анионы ядовиты.

    8. При диссоциации, каких веществ образуются анионы только одного вида – гидроксид-ионы?

    а) основные соли;

    б) средние соли;

    в) кислоты;

    г) щелочи;

    д) правильного ответа нет.

    9. Какие ионы не могут находиться в растворе одновременно?

    а) Н+ и ОН-;

    б) Ва2+ и ОН-;

    в) Н+ и NO3-;

    г) Na+ и SO42-;

    д) правильного ответа нет.

    10. Что обозначает выражение: “Степень диссоциации кислоты равна 25%”?

    а) 25% всех молекул кислоты не диссоциируют на ионы;

    б) 25% всех молекул кислоты диссоциирует на ионы;

    в) 25 всех частиц в растворе кислоты – молекулы;

    г) 25% всех частиц в растворе кислоты – ионы;

    д) правильного ответа нет.

    11. При диссоциации какого вещества образуется больше всего видов ионов?

    а) CaCl2;

    б) HCl;

    в) Al2(SO4)3;

    г) H2CO3;

    д) правильного ответа нет.

    12. В каком из примеров уравнение диссоциации азотной кислоты записано верно?

    а) HNO3 = H+ + NO3-;

    б) HNO3 = H- + 3NO3+;

    в) HNO3 = H- + NO+;

    г) HNO3 = H+ + NO3-;

    д) правильного ответа нет.

    13. После добавления, какого вещества к воде в растворе можно обнаружить сульфат-ион?

    а) Na2SO3;

    б) BaSO4;

    в) H2SO4;

    г) H2S;

    д) правильного ответа нет.

    14. Растворы, каких веществ реагируют между собой с образованием осадка?

    а) Fe(OH)3 и HCl;

    б) Na2SO4 u HCl;

    в) FeCl3 u AgNO3;

    г) K2CO3 u HCl;

    д) правильного ответа нет.

    15. Сокращенное ионное уравнение Ba2+ + SO42- = BaSO4 соответствует реакции между:

    а) раствором Ba(OH)2 и раствором H2SO4;

    б) раствором Ba(NO3)2 и раствором H2SO4;

    в) BaCO3 u раствором H2SO4;

    г) BaO и раствором Na2SO4;

    д) правильного ответа нет.

    Ответы.

    1. В 6. А 11. Г
    2. А 7. Б, В, Е, И 12. Г
    3. В 8. Г 13. В
    4. Б 9. А 14. В
    5. Б 10. Б 15. Б

    4. Станция “ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ”

    Вариант 1.

    Даны реактивы: растворы CuSO4, NaOH, BaCl2, H2SO4, FeCl3, Na2CO3.

    Получите, используя выданные вам вещества:

    1. Три осадка – голубой, белый и бурый (коричневый).

    2. Газ без запаха.

    Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

    Вариант 2.

    Даны реактивы: NaOH, фенолфталеин, H2SO4, BaCl2, CuSO4, HCl.

    Экспериментальным путем осуществите следующие превращения, используя выданные вам реактивы:

    а) раствор раствор;

    б) бесцветный р-р р-р малинового цвета бесцветный р-р осадок белого цвета.

    Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

    Вариант 3.

    Даны реактивы: NaOH, H2SO4, BaCl2, Na2CO3, фенолфталеин.

    Экспериментальным путем осуществите следующие превращения, используя выданные вам реактивы:

    а) бесцветный р-р р-р малинового цвета бесцветный р-р осадок белого цвета;

    б) раствор .

    Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

    5. Станция “ХУДОЖЕСТВЕННАЯ”

    Задание: Нарисовать рисунок на тему: “Растворы в нашей жизни”.

    6. Станция “ТЕАТРАЛЬНАЯ”

    Задание готовится дома.

    Команда готовит приветствие, с которым выступают 3 участника. Приветствие должно отражать название команды, эмблему. Время выступления 2 минуты.

    По окончании игры участники собираются в актовом зале для подведения итогов. Награждаются команды, занявшие три призовых места. Поощрительные призы получают учащиеся, показавшие лучшие результаты на каждой станции.

    Андреева Светлана Владимировна,
    учитель химии

    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 7949
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.