Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/classes/templates.class.php on line 162 Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/modules/sitelogin.php on line 110
Vlivkor.Com > Сценарии, Интеллектуальные > Теория электролитической диссоциации Теория электролитической диссоциации21 мая 2007. Разместил: lessons |
||||||||||||||||||
Интеллектуальная игра по химииИгра проводится с целью углубления знаний учащихся по химии, активизации познавательной деятельности, развития умения выделять главное и находить ответы на поставленные вопросы, закрепления умения и навыков в решении экспериментальных задач. Задачей данной игры является проведение в занимательной форме смотра знаний школьников, проверка их теоретических знаний и практических умений. В интеллектуальной игре принимают участие учащиеся 9-х классов общеобразовательных и инновационных учреждений города. Оценивают игру девятиклассники той школы, где проводится игра. Каждое учебное заведение готовит команду в составе 8 человек: капитан команды, знатоки теории, практики, способные красиво и правильно “химичить”, учащиеся, обладающие определенным даром: изобразительным, актерским. Регистрация участников начинается за 30 минут до начала игры. Команды получают индивидуальные маршрутные листы, в которых указаны станции игры. Все станции работают одновременно. После открытия игры и приветствия участников, каждый член команды идет на свою станцию. Время прибытия на станции 40-60 минут. За выполнение каждого задания команды получают определенное количество баллов. 1. Станция “ВСЕЗНАЙКА” (капитанская) Задание 1. Прочитайте описание действия ученика и представьте эту информацию в виде молекулярных и ионных уравнений реакций: “Выполняя практическую работу, ученик прилил к раствору карбоната калия раствор хлорида кальция, затем последовательно в ту же пробирку добавлял растворы соляной кислоты, нитрата серебра, сульфата железа(III) и гидроксида натрия. После этого он попытался понять, что же у него в пробирке. Какие вещества в конечном итоге оказались в пробирке?” Задание 2. В конце XIX века молодые ученые И.А.Каблуков и, независимо от него, В.А.Кистяковский пришли к выводу, что, очевидно, ионы движутся не одни, а увлекают с собой некоторое количество воды, и чем меньше радиус иона, тем больше количество воды ион может удержать вокруг себя, следовательно, он становится очень большим по диаметру. Как называется явление, которое описали Каблуков и Кистяковский? 2. Станция “МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА” Задание: Решите задачи.
3.Станция “НЕЗНАЙКИНЫ ВОПРОСЫ” Тест. 1. Лампочка прибора для определения электропроводности загорится, если электроды поместить: а) в воду; б) в гидроксид меди (II); в) в расплав хлорида калия; г) в азот; д) правильного ответа нет. 2. Какой вклад в химическую науку внес С.Аррениус? а) сформулировал основные положения теории электролитической диссоциации; б) выдвинул идею о гидратации ионов растворе; в) экспериментально определил размер некоторых ионов в растворе; г) объединил теорию растворов с представлениями об электролитической диссоциации; д) правильного ответа нет. 3. Что называется гидратацией? а) процесс растворения веществ в воде; б) реакция обмена, в которой участвует вода; в) процесс взаимодействия атомов или ионов с молекулами воды; г) процесс распада воды на ионы; д) правильного ответа нет. 4. Какие вещества называются электролитами? а) вещества, проводящие электрический ток; б) вещества, водные растворы или расплавы, которых проводят электрический ток; в) вещества, имеющие атомную кристаллическую решетку; г) вещества, реагирующие с водой; д) правильного ответа нет. 5. Какой вклад сделал Д.И.Менделеев в науку о растворах? а) сформулировал основные положения теории электролитической диссоциации; б) открыл химическую сущность процесса растворения; в) выдвинул идею о гидратации ионов в растворе; г) объединил теорию растворов с представлениями об электролитической диссоциации; д) правильного ответа нет. 6. Какие вещества называются кристаллогидратами? а) твердые вещества, в состав которых входит химически связанная вода; б) твердые вещества, растворимые в воде; в) твердые вещества, реагирующие с водой; г) твердые вещества. нерастворимые в воде; д) правильного ответа нет. 7. Какие утверждения верны? а) анионы движутся в растворе упорядоченно; б) анион движется в растворе хаотично; в) анионы заряжены отрицательно; г) анионы заряжены положительно; д) анионы не имеют заряда; е) некоторые анионы окрашены; ж) анионы всегда окрашены; з) все анионы неядовитые; и) некоторые анионы ядовиты. 8. При диссоциации, каких веществ образуются анионы только одного вида – гидроксид-ионы? а) основные соли; б) средние соли; в) кислоты; г) щелочи; д) правильного ответа нет. 9. Какие ионы не могут находиться в растворе одновременно? а) Н+ и ОН-; б) Ва2+ и ОН-; в) Н+ и NO3-; г) Na+ и SO42-; д) правильного ответа нет. 10. Что обозначает выражение: “Степень диссоциации кислоты равна 25%”? а) 25% всех молекул кислоты не диссоциируют на ионы; б) 25% всех молекул кислоты диссоциирует на ионы; в) 25 всех частиц в растворе кислоты – молекулы; г) 25% всех частиц в растворе кислоты – ионы; д) правильного ответа нет. 11. При диссоциации какого вещества образуется больше всего видов ионов? а) CaCl2; б) HCl; в) Al2(SO4)3; г) H2CO3; д) правильного ответа нет. 12. В каком из примеров уравнение диссоциации азотной кислоты записано верно? а) HNO3 = H+ + NO3-; б) HNO3 = H- + 3NO3+; в) HNO3 = H- + NO+; г) HNO3 = H+ + NO3-; д) правильного ответа нет. 13. После добавления, какого вещества к воде в растворе можно обнаружить сульфат-ион? а) Na2SO3; б) BaSO4; в) H2SO4; г) H2S; д) правильного ответа нет. 14. Растворы, каких веществ реагируют между собой с образованием осадка? а) Fe(OH)3 и HCl; б) Na2SO4 u HCl; в) FeCl3 u AgNO3; г) K2CO3 u HCl; д) правильного ответа нет. 15. Сокращенное ионное уравнение Ba2+ + SO42- = BaSO4 соответствует реакции между: а) раствором Ba(OH)2 и раствором H2SO4; б) раствором Ba(NO3)2 и раствором H2SO4; в) BaCO3 u раствором H2SO4; г) BaO и раствором Na2SO4; д) правильного ответа нет.
4. Станция “ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ” Вариант 1. Даны реактивы: растворы CuSO4, NaOH, BaCl2, H2SO4, FeCl3, Na2CO3. Получите, используя выданные вам вещества: 1. Три осадка – голубой, белый и бурый (коричневый). 2. Газ без запаха. Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде. Вариант 2. Даны реактивы: NaOH, фенолфталеин, H2SO4, BaCl2, CuSO4, HCl. Экспериментальным путем осуществите следующие превращения, используя выданные вам реактивы: а) раствор раствор; б) бесцветный р-р р-р малинового цвета бесцветный р-р осадок белого цвета. Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде. Вариант 3. Даны реактивы: NaOH, H2SO4, BaCl2, Na2CO3, фенолфталеин. Экспериментальным путем осуществите следующие превращения, используя выданные вам реактивы: а) бесцветный р-р р-р малинового цвета бесцветный р-р осадок белого цвета; б) раствор . Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде. 5. Станция “ХУДОЖЕСТВЕННАЯ” Задание: Нарисовать рисунок на тему: “Растворы в нашей жизни”. 6. Станция “ТЕАТРАЛЬНАЯ” Задание готовится дома. Команда готовит приветствие, с которым выступают 3 участника. Приветствие должно отражать название команды, эмблему. Время выступления 2 минуты. По окончании игры участники собираются в актовом зале для подведения итогов. Награждаются команды, занявшие три призовых места. Поощрительные призы получают учащиеся, показавшие лучшие результаты на каждой станции.
Андреева Светлана Владимировна, учитель химии Вернуться назад |