{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Статьи, Педагогика > Компетентный педагог
{LF_links}

Компетентный педагог


30 мая 2012. Разместил: lessons

Опыт работы по созданию и реализации комплексно-целевой программы

Для того чтобы воспитать компетентного выпускника училища, инженерно-педагогические работники сами должны быть компетентны во многих педагогических и методических вопросах. С этой целью в училище была принята комплексно-целевая программа «Компетентный педагог». Цель данной программы – формирование ключевых компетенций у инженерно-педагогических работников.


В настоящее время уделяется большое внимание компетентностному подходу в образовании, который предполагает значительное усиление практической направленности образования. Формирование ключевых компетенций, соответствующих типичным видам деятельности гражданина, стало актуальной задачей всех учебных заведений и нашего училища в частности.

Для того, чтобы воспитать компетентного выпускника училища, инженерно-педагогические работники сами должны быть компетентны во многих педагогических и методических вопросах. С этой целью в училище была принята комплексно-целевая программа “Компетентный педагог”.

Цель данной программы - формирование ключевых компетенций у инженерно-педагогических работников училища и использование их в деятельности. Особое внимание мы обращаем на формирование следующих компетенций:

  1. коммуникативная компетенция;
  2. деятельностная компетенция;
  3. аналитическая компетенция;
  4. компетенция в области информационных технологий.

В ходе реализации комплексно-целевой программы решаются следующие задачи:

1. Мотивация инженерно-педагогических работников на использование ключевых компетенций в профессиональной деятельности.

2. Создание условий для формирования у педагогических работников целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а так же анализа собственной деятельности.

3. Создание банка методических новинок.

В училище используется разноуровневый подход к методической работе, так как среди педагогов можно выделить:

  1. преподавателей и мастеров производственного обучения, имеющих высокий уровень методического и педагогического мастерства;
  2. преподавателей и мастеров производственного обучения, совершенствующих своё методическое и педагогическое мастерство;
  3. начинающих инженерно-педагогических работников.

Основными формами методической работы в училище как коллективные, так и индивидуальные.

Для выполнения комплексно-целевой программы были созданы организационные, методические, информационные и диагностические условия. Организационные условия предполагают работу с педагогическими кадрами по выполнению данной программы.

Методические условия предполагают участие инженерно-педагогических работников в различных формах методической работы: педагогических советах, инструктивно-методических совещаниях, методических комиссиях, творческих группах, Школе мастеров, Школе начинающего педагога, а так же в подготовке и проведении научно-практических семинаров, непосредственно связанных с методической темой училища “Подготовка конкурентоспособных выпускников в современных условиях”. Так, в 2007–2008 учебном году были проведены научно-практические семинары по темам:

  1. “Практическая направленность обучения как одно из направлений модернизации российского образования”.
  2. “Технологии педагогического общения и установление педагогически целесообразных отношений с учащимися”.

В Школе мастеров проводились занятия по темам:

  1. “Основы профессионализма мастера производственного обучения”.
  2. “Целеполагание на уроках производственного обучения”.

В Школе начинающего педагога проводились занятия по темам:

  1. “Как подготовить и провести современный урок”.
  2. “Как провести самоанализ урока”.

В работе методических комиссий наметилась тенденция обсуждения актуальных вопросов обучения и воспитания в виде “круглых столов”. Вот некоторые из тем “круглых столов”, обсуждаемых на заседаниях методических комиссий:

  1. “Проблемы духовного воспитания современной молодежи”.
  2. “Использование компетентностного подхода в процессе подготовки водителей”. “Человек труда. Какой он?”.
  3. “Личностно ориентированный урок в условиях подготовки конкурентоспособного выпускника”.

На заседании Школы мастеров был проведен “круглый стол” по теме “Структура и особенности проведения современного урока производственного обучения”.

В училище проводится индивидуальная методическая работа. Каждый преподаватель и мастер производственного обучения имеет план самообразования, который предусматривает самостоятельную работу по изучению инструктивных материалов по вопросам учебно-воспитательной работы, методической и специальной литературы по предметам и профессиям, подготовку разнообразного дидактического материала, материалов для выступления на педсоветах, семинарах, конференциях, а так же курсовую подготовку и подготовку к аттестации.

Особое внимание уделяется информационным условиям, которые предусматривают, прежде всего, овладение участниками образовательного процесса информационными технологиями обучения. В училище проводится определенная работа по данному направлению: практически все педагоги училища прошли курсы компьютерной грамотности, умеют пользоваться Интернетом, используют на уроках презентации, электронные учебники. В училище начата работа по созданию учебно-методического комплекса в электронном виде по предметам и профессиям.

С целью распространения передового педагогического опыта в училище организуются выставки методических материалов, созданных инженерно-педагогическими работниками училища, заслушиваются творческие отчеты аттестуемых, отчеты о работе над планами самообразования. В библиотеке училища проводятся Дни информации и Дни специалиста, на которых мастера и преподаватели знакомятся с новинками методической и педагогической литературы.

Диагностические условия позволяют получить своевременную информацию о ходе протекания учебно-воспитательного процесса и при необходимости оперативно внести коррективы. Для инженерно-педагогических работников в рамках программы “Компетентный педагог” проводилось анкетирование и диагностика по следующим вопросам:

  1. состояние гражданского самочувствия преподавателей;
  2. степень участия членов педагогического коллектива в методической работе;
  3. о затруднениях в профессиональной деятельности педагогов;
  4. о затруднениях в проведении личностно ориентированного классного часа;
  5. диагностика оказания педагогической поддержки учащимся;
  6. уровень коммуникативной культуры.

Полученные результаты диагностики и анкетирования используются при планировании работы.

В целом, реализация комплексно-целевой программы “Компетентный педагог” способствует активизации методической работы в училище, создается банк методических материалов, для педагогических работников проводятся смотры-конкурсы в номинациях:

  1. “Лучшая методическая комиссия”.
  2. “Лучшая методическая разработка”.
  3. “Лучший учебный кабинет (лаборатория)”.

Опыт работы лучших преподавателей и мастеров производственного обучения обобщается на уровне училища, размещается на сайте Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, публикуется в сборнике “Учитель - учителю”.


Гальцева Людмила Николаевна, преподаватель немецкого языка

ГОУ НПО ПУ №4, г. Белгород




{SL_links}

Вернуться назад