Занятия по эмоциональному развитию дошкольников в нашем детском саду проводятся один раз в месяц. В данной подборке представлены примерные конспекты занятий познавательного цикла, направленные на эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста, в частности - подготовительной группы. Занятия построены в игровой форме, проходят очень динамично. Дети с удовольствием занимаются. Потом используют различные фрагменты занятий в самостоятельной игровой деятельности.
Тема: “Три настроения – радость, горе, страх”.
Задачи:
- Формировать у дошкольников собственные ценностные ориентации по отношению к общественно принятым правилам и нормам поведения, развивать у детей уверенность в себе, учить оценивать себя со стороны.
- Развивать у детей положительные эмоции и умение справляться с отрицательными.
- Воспитывать умение принимать и уважать позицию другого человека, быть терпимым к чувствам и желаниям других людей.
ХОД ЗНЯТИЯ
Дети заходят, здороваются с взрослыми.
Воспитатель: Возьмите, пожалуйста, свечи и встаньте в круг. Сегодня вас ждет сюрприз!
Дети стоят в кругу, держа свечи в правой руке. Воспитатель зажигает свечи. В это время звучат отрывки из произведения Чайковского: “Щелкунчик”, “Осеняя песня”.
Воспитатель: Потихоньку задуваем свечи. Расскажите, какое настроению у вас вызвали прослушанные произведения Петра Ильича Чайковского? О чем вы думали в тот момент, когда звучала музыка?
Ответы детей.
Воспитатель: Покажите выражением своего лица свое настроение после услышанной музыки.
Дети имитируют печаль, горе,радость.
Воспитатель: Скажите, что влияет на ваше настроение?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, очень хорошо вы ответили на мой вопрос. На наше настроение влияют музыка, разные ситуации, отношение друг к другу, праздники, и все то, что нас окружает. А теперь посмотрите на иллюстрации из произведений Корнея Ивановича Чуковского, которые я для вас приготовила.
Воспитатель читает отрывки из произведений, демонстрируя детям иллюстрации.
1) Плачет серый воробей: – Выйди, солнышко, скорей! Нам без солнышка обидно – В поле зернышка не видно.
2) Но мохнатые боятся: Где нам с этаким сражаться! Он и грозен и зубаст, Он нам солнышка не даст.
3) Рады зайчики и белочки, Рады мальчики и девочки, Обнимают и целуют косолапого: – Ну, спасибо тебе дедушка, за солнышко!
4) И прибежала зайчиха. И закричала: “Ай, ай! Мой зайчик попал трамвай!. И теперь он больной и хромой, Маленький заинька мой!”
5) Крокодилы в крапиву забилися, И в канаве слоны схоронилися Только и слышно, Как зубы стучат, Только и видно, Как уши дрожат. “Ну, спасибо тебе, Айболит!”
6) И доктор пришил ему ножки, И заинька прыгает снова, А с ним и зайчиха-мать Тоже пошла танцевать И смеется она и кричит
Во время чтения дети изображают на лице соответствующую эмоцию.
Воспитатель: Какие чувства вам было трудно передать и почему? А какие чувства было легко передать и почему?
Ответы детей.
Детям предлагается еще раз послушать отрывки, в эмоциональном изображении которых возникли затруднения.
Игра “Определили настроение”.
Дети рассматривают изображения разных персонажей и подбирают к ним пиктограммы, выражающие различные эмоции. Карточки с пиктограммами надо найти. Они расположены по всей группе в различных местах.
Воспитатель: А теперь мы с ребятами покажем вам сказку без слов.
Игра “Сурдоперевод”
Воспитатель читает текст русской народной сказки “У страха глаза велики”. Дети показывают одними движениями, без слов и мимики.
Воспитатель: Молодцы ребята постарались от души. Вам понравилась сказка? Как вы понимаете пословицу: “У страха глаза велики”?
Ответы детей.
– Правильно дети – если человек боится, то он это показывает выражением своего лица. А какие вы еще знаете пословицы ? Я вам покажу картинки, которые помогут вам их вспомнить.
Пословицы:
- Горе горевать – не пир пировать.
- Весело поется, радостно прядется.
- Гость доволен, хозяин рад.
- Страх по пятам за неправдой ходит.
- Страхов много, а жизнь одна.
- Горе старит, а радость красит.
- Час в добре поживешь, все горе забудешь.
В конце занятия воспитатель предлагает детям закрыть глаза.
Воспитатель: Ребята откройте свои глазки и посмотрите, что я вам приготовила в подарок! (Это разноцветные шары) Пусть у вас в жизни всегда будет радостное настроение, а горе и страх пусть пройдут стороной.
Воспитатель подбрасывает шары вверх, а дети радостно и весело их ловят и смеются от радости.
Тема: “Любовь”.
Задачи:
- Познакомить детей с понятием “любовь”.
- Создать доверительную обстановку, позволяющую детям проявлять свои чувства и говорить о них.
- Воспитывать бережное, доброе отношение друг к другу.
Материал:
- Кувшин (разноцветный).
- Птичка (живая).
- Рыбки в аквариуме.
- Комнатные растения.
- Сердечки (маленькие открыточки-“валентинки”).
- Иллюстрации (из разных произведений, где присутствует чувство любви).
ХОД ЗАНЯТИЯ
Занятие проходит в зимнем саду под мелодии из произведений Чайковского П.И.
Воспитатель: Куда ребята мы попали? Как вы думаете?
Ответы детей.
– Наверно мы попали в какое-то волшебное, прекрасное царство. Посмотрите, как здесь прекрасно. Ой, какой большой, красивый, волшебный кувшин. Он наверно умеет говорить?
Голос кувшина: Ребята наполните меня своими чувствами. А потом постарайтесь отгадать то чувство, которое я загадал. Поможет в этом вам мое волшебное царство.
Воспитатель: Ребята давайте посмотрим вокруг и постараемся увидеть подсказки. Что вы увидели?
Ответы детей.
– Какая красивая, чудесная птичка! Ой, а какие разноцветные рыбки плавают в этом большом, волшебном аквариуме. Вот как прекрасна природа, которая нас окружает. Какие чувства все это вызывает в вас?
Ответы детей.
– Давайте представим, что чувства можно взять в руки. Осторожно, не уронив, отнесите и положите их в волшебный кувшин.
Дети “наполняют” кувшин.
– А теперь – будьте внимательны! Каждый по очереди скажет, какое чувство он испытывает к окружающей нас природе, к своим друзьям, взрослым и обязательно постарается показать это чувство мимикой и жестами.( Дети называют чувства и изображают их).
Воспитатель следит, чтобы названия не повторялись.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы очень хорошо и правильно показали чувства мимикой и жестами.
Голос кувшина: Спасибо вам ребята за ваши чувства, которыми вы меня наполнили. А сможете ли вы эти чувства все объединить и назвать одним словом?
Ответы детей.
Голос кувшина: Да, ребята, это чувство – любовь. И я из любви к вам хочу сделать небольшой подарок: подарить вам волшебные сердечки как знак моей любви к нам.
Воспитатель: Посмотрите ребята, что нам подарил волшебный кувшин – сердечки! Они не простые, а волшебные. Кто их возьмет, у того человека будет присутствовать такое чувство, как любовь. Ребята, а как вы думаете, что такое любовь?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, любовь – это чувство, которое может проявляться друг к другу, к родным, к близким, к родине, к природе, ко всему, что нас окружает. Это глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство. Признание в любви, объяснение в любви… Каждый понимает любовь по своему. Любовь – это главное чувство человека. Когда человек любит, он становится добрей, нежней, заботливей. Давайте пожелаем друг другу, чтобы любовь была нашим постоянным спутником. А как вы думаете, где живет любовь?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте приложим руку к сердцу: ведь именно там, согласно древним легендам, живет Любовь. Она позволяет заботиться о себе и близких людях, помогает создать хорошее настроение, дает силы на совершение добрых дел, учит прощать тех, кто нас обидел. Что вы чувствуете?
Ответы детей.
– Вы чувствуете тепло своих сердец. Это значит, что любви в ваших сердцах много-много. А сейчас давайте вспомним стихи, которые вы знаете. О любви к матери, к Родине, к России, к природе, к нашей прекрасной жизни!
Дети читают стихи.
Г. Воронько
ЛЮБИМЫЙ ГОРОД
Мы посадим липы и клены … Будет город нарядный, зеленный. Тополя мы посадим рядами, – Станут площади наши – садами, Окружим мы деревьями школу, Пусть звенит над ней гомон веселый. Любят зелень советские дети, Любят видеть деревья в расцвете. С молодыми садами, лесами Мы расти и цвести будем сами. Пусть цветет с каждым Часам все краше Молодое Отечество наше!
ЛУЧШЕ НЕТ РОДНОГО КРАЯ
Жура-жура-журавель! Облетел он сто земель. Облетел, обходил, Крылья, ноги натрудил. Мы спросили журавля: – Где же лучшая земля? Отвечал он, пролетая: – Лучше и любимей Нет родного края!
Л. Давыдова
Я МАМУ ЛЮБЛЮ
Мне мама приносит Игрушки, конфеты, Но маму люблю я совсем не за это. Веселые песни она напевает, Нам скучно вдвоем никогда не бывает. Я ей открываю свои все секреты. Но маму люблю я не только за это. Люблю свою маму, скажу я вам прямо, Ну просто за то, что она моя мама!
Воспитатель: Как вы чудесно, красиво прочитали стихи. Молодцы, ребята! А теперь давайте поиграем в интересную игру “Назови сказку”.
Детям предлагается иллюстрации из разных сказок, рассказов.
Задание: Назовите сказку или рассказ, где присутствует чувство любви.
Вопросы:
- Какие чувства у вас возникли, когда вы посмотрели иллюстрации?
- Почему и кто из героев разных сказок, рассказов испытывает Любовь?
- Расскажите, как вы догадались, что это Любовь?
Ответы детей.
Воспитатель: Какие вы умные, славные, как мне приятно было с вами поиграть. Молодцы ребята! Много вы знаете о чувстве Любви. Давайте, выйдя из царства Любви, подарим любовь своим близким людям. А как это сделать – вам подскажет ваше сердце.
Дадожанова Анжелика Михайловна, воспитатель, педагог-психолог
МДОУ "Детский сад № 20", г. Нефтеюганск, Тюменская обл.
{SL_links}
Вернуться назад
|