На уроке учащиеся повторяют изученный материал, готовятся к дополнительным вопросам и отвечают на вопросы связанные с испарением, кипением и конденсацией.
Триединая дидактическая цель урока:
Образовательная: овладение умениями проводить наблюдения; применение знаний для объяснения физических явлений. Развивающая: формирование умений анализировать, выделять главное, делать выводы; развитие познавательного интереса. Воспитательная: воспитание умения обосновывать высказываемую позицию, уважительно относиться к мнению окружающих.
Оборудование: чайник, чашки с блюдцами и чайные ложки для всех, чайник для заварки, кувшин.
Оформление: парты расставлены для работы в группах (5–6 учащихся в каждой группе).
Ход урока
I. Организационный момент.
Ребята! Я знаю, вы с удовольствием пьете чай, но не многие, наверное, задумывались над сопровождающими этот процесс физическими явлениями. Попробуем сделать это вместе”. Будем пить чай и отвечать на вопросы.
Правила:
– набрать как можно больше очков; –за правильный ответ дается 1 балл, за дополнение – 1 балл, за оригинальный ответ – 2 балла. – баллы суммируются. Тем, кто набрал 6 баллов и больше ставится оценка “пять”, за 4–5 баллов – оценка “четыре”, за 2–3 балла – оценка “три”. Но сначала послушаем сообщения, которые вы подготовили на сегодняшний урок.
II. Сообщения учащихся.
- Можно ли получить влагу из воздуха?
- Для чего зайцу большие уши?
- Как спасается слон от жары?
III. Вопросы:
- Почему, ставя чайник кипятить, его закрывают крышкой?
- Почему говорят, что обжечься паром хуже, чем обжечься кипятком?
- Какова температура кипения воды?
- Всегда ли вода кипит при температуре 100°С?
- Зачем в крышке чайника делают отверстие?
- Как вы думаете, на чем основано действие кастрюли-скороварки?
- Что такое кипение?
- Я прошу налить мне горячий чай в толстостенный стакан. Какая опасность подстерегает меня?
- Для чего некоторые люди пьют чай из блюдец?
- До какой температуры остынет горячий чай, если оставить чашку с чаем на несколько часов?
- Что необходимо сделать, чтобы чай в чашке как можно дольше оставался горячим?
- Готовя пищу, пастухи-горцы закрывают котел крышкой, а сверху кладут камни. Зачем?
- При выходе из реки мы ощущаем холод. Почему?
- Почему скошенная трава быстрее высыхает в ветреную погоду, чем в тихую?
- Когда белье, вывешенное в комнате, высохнет быстрее: при открытой или закрытой форточке?
- Как вы будете жарить картошку: накрывая сковороду крышкой или нет? А если хотите получить хрустящий картофель?
- Какие щи быстрее остынут – постные или жирные?
- “Дождик вымочит, а красное солнышко высушит”. О каких фазовых переходах идет речь в этой пословице?
- Почему на морозе вспотевшую от работы лошадь накрывают одеялом или шубой?
- Почему в бане нам кажется жарче, чем в комнате, где воздух нагрет до такой же температуры?
- Для чего разрезают на части яблоки и другие фрукты, предназначенные для сушки.
- Почему огурец всегда на 1-2°С холоднее окружающей среды?
- Шерсть у собак очень теплая, а потовых желез в коже практически нет (есть только на пальцах лап). Что делают собаки, чтобы охладить себя?
- Книзу летит капельками,
- А кверху – невидимкою.
- Какие процессы описаны в загадке?
- “Когда темный от влаги паркет несколько подсох и все зеркала покрылись банным налетом и звонки прекратились, Филипп Филиппович в сафьяновых красных туфлях стоял в передней” (М.А. Булгаков. Собачье сердце).
- Какие процессы описаны автором?
VI. Подведение итогов урока.
Учитель выставляет оценки за ответы учащихся.
V. Задание на дом: предлагаю вам расширить знания и подготовить сообщение по теме “Паровой двигатель”.
Даутова Фарида Фаридовна, учитель физики
МБОУ "Гимназия №3 имени Джалиля Киекбаева", г.Стерлитамак
{SL_links}
Вернуться назад
|