Занятие по развитию речи
Занятие по разделу «Развитие речи и начал грамоты» с целью содействия развитию эмоционально-чувственной сферы старших дошкольников. Задачи: развивать навыки диалогового общения со сверстниками и взрослым; обогащать и активизировать словарный запас детей прилагательными (кленовый, рябиновый, резные, разноцветные, хмурый, пасмурный и др.); развивать у детей навыки сотрудничества при работе в команде; воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость к сезонным изменениям в природе.
Цель: содействие развитию эмоционально-чувственной сферы старших дошкольников.
Задачи:
- Развивать навыки диалогового общения со сверстниками и взрослым.
- Обогащать и активизировать словарный запас детей прилагательными (кленовый, рябиновый, резные, разноцветные, хмурый, пасмурный и.др.)
- Развивать у детей навыки сотрудничества при работе в команде.
- Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость к сезонным изменениям в природе.
Предварительная работа: чтение стихов, рассматривание иллюстраций с пейзажами, беседа об осени, наблюдения за осенними изменениями в природе, экскурсия в парк.
Материал: стихотворения «Осень» Е.Трутневой, «Осень наступила» А.Плещеева, репродукции художников «Осень» И.Левитан, «Золотая осень» С.Жуковский; музыка «Времена года» И.Чайковского; сухие листья, бумага, краски, кисти, баночки с водой, музыкальные инструменты, шкатулка, карточки с изображением музыкального инструмента, кисточки, карандаша.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент
– На занятие пройдет тот, кто ответит правильно на мои вопросы
- Если пасмурно, какая погода? (Пасмурная)
- Если сыро – сырая,
- Если хмуро – хмурая,
- Если солнечно – солнечная,
- Если ясно – ясная,
- Если идет дождь – дождливая,
- Если сильный ветер – ветряная,
- Если осень на дворе – погода осенняя,
- Если холодно – холодная,
- Если тепло – теплая.
– Ребята, с каким настроением вы приходите в детский сад? – Как можно догадаться, какое у человека настроение? (По глазам, по мимике, по разговору) – Правильно, о настроении человека можно узнать по – разному. – Интересно, а вы сможете узнать о настроении поэта по его стихотворению? – Послушайте стихотворение Е.Трутневой «Осень», и попробуйте угадать какое настроение было у автора, когда она писала это стихотворение.
Стало вдруг светлее вдвое, Двор как в солнечных лучах, – Это платье золотое У березы на плечах.
Утром мы во двор идем, – Листья сыплются дождем Под ногами шелестят И летят… летят… летят…
– Ребята, какое настроение автора вы почувствовали? (Радость, удивление, восхищение, немного грусти….) – Молодцы. А теперь послушайте отрывок из другого стихотворения. Его написал А.Плещеев, называется оно «Осень наступила». Попробуем догадаться о настроении другого автора.
Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты.
– Какие чувства были у автора, когда он писал это стихотворение? (Грусть, печаль, уныние, разочарование, тоска…) – Какими словами Александр Плещеев передал свою грусть? (Высохли, уныло, голые) – Осень вдохновляла не только поэтов, но и художников. По картине также можно догадаться о настроении художника, о его чувствах, мечтах. – Ребята, посмотрите внимательно на картину. Она называется «Золотая осень», написал её Станислав Жуковский. – А теперь давайте отгадаем, с каким настроением художник рисовал эту картину. (С хорошим, веселым, радостным, светлым, вдохновенным, восторженным) – Что помогло художнику передать нам своё восхищение, свою радость? (Разноцветные краски) – Обратите внимание, какие замечательные листья, а попробуйте подобрать много-много слов, какие они (воспитатель предлагает «положить» слова в волшебную шкатулку). (Красивые, большие, маленькие, легкие, резные, волшебные, прозрачные, красочные, сказочные, осенние, цветные, разноцветные, пестрые, веселые, радостные и т.д.) – Молодцы! Какие замечательные слова вы знаете! Наша волшебная шкатулка их сохранит. Эти слова нам ещё пригодятся. – Ребята, какие впечатления отразил художник Исаак Левитан в своей картине «Осень»? (Тоску, грусть, печаль, и т. д.) – Ребята, как вы думаете, а по музыкальному произведению можно догадаться о настроении музыканта? (Предложить прослушать произведения П. И.Чайковского «Времена года») – Какая музыка прозвучала: веселая или грустная? – Какие чувства, какое настроение она у вас вызвала? – Какая бы погода ни стояла, каждое время года отличается своим великолепием и радует человека своими чудесами. Недаром говорится, что «У природы нет плохой погоды».
Физминутка: пальчиковая гимнастика
Меж еловых лап, лап, лап Дождик кап, кап, кап Где сучок давно засох – Вырос мох, мох, мох Где листок к листку прилип Вырос гриб, гриб, гриб. Кто нашел его, друзья? Это – я, я, я!
– Ребята, я вам предлагаю листочки, какие вам нравится. Листочки помогут вам собраться в мини-группы. – У вас какие листочки? (Березовые, кленовые, осиновые.) – Ребята, для каждой мини-группы я приготовила задание, а вот что вы будете делать, нам помогут определить карточки (Воспитатель с помощью карточек дает детям задание) – Одна группа будут музыкантами – они сочиняют песню об осени: грустную или веселую. – Другая группа будут поэтами – они сочиняют стихи о волшебной поре-осени. – Третья группа будет художниками – они рисуют осенний пейзаж
Воспитатель предлагает каждой группе представить своё творчество.
Рефлексия:
Воспитатель восторженно: Ребята, какие вы молодцы! Как красиво нарисовали, сочинили, спели!
Предлагает детям выпустить книгу с рисунками, стихами и песнями об осени.
Деменева Елена Павловна, воспитатель
МДОУ ЦРР "Карагайский детский сад №5", с.Карагай, Пермский край
{SL_links}
Вернуться назад
|