Для тех, кто работает в современной школе очень важно иметь представление о том, что является значимым для наших учеников, какими являются их ценности, ориентиры, идеалы, предпочтения - иначе сложно рассчитывать на положительные результаты в воспитании и обучении. Эта проблема навела на мысль о проведении исследования по выявлению ценностных ориентаций своих учеников.
“Здравствуйте, первоклассники!…” Так начала я свой первый урок. На меня смотрят 23 пары доверчивых глаз, ждут, что я им скажу. Но чего мне ждать от своих новых учеников? Они другие!
Для тех, кто работает в современной школе очень важно иметь представление о том, что является значимым для наших учеников, какими являются их ценности, ориентиры, идеалы, предпочтения – иначе сложно рассчитывать на положительные результаты в воспитании и обучении. Эта проблема навела на мысль о проведении исследования по выявлению ценностных ориентаций своих учеников.
А так как ученик – первоклассник, и он, в основном, ориентирован на взаимоотношения с учителем и родителями, поэтому я посчитала целесообразным проведение исследования и среди родителей своих учеников, чтобы в дальнейшем сопоставить полученные результаты и определить дальнейший план работы.
Что же такое ценностные ориентации? Ценностные ориентации – “это главная ось сознания, обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов”. /Философский энциклопедический словарь. – М., 1989, с. 732/. В более новой интерпретации ценностные ориентации – “это, прежде всего, предпочтения и отвержения определенных смыслов как жизнеорганизующих начал и (не)готовность вести себя в соответствии с ними… Ценностные ориентации, следовательно, задают общую направленность интересам и устремлениям личности…” /Всемирная энциклопедия: Философия. Главный научный редактор и составитель А.А. Грицанов/.
Работа по социальному развитию младших школьников начинается на уроках окружающего мира в курсе “Мир и человек” образовательной программы “Школа 2100” под редакцией Вахрушева А.А.. Большое внимание на уроках уделяю работе с пословицами и поговорками. Дети с интересом решают проблему смыслового содержания, ценности пословицы. Заметив интерес учащихся к работе с пословицами и поговорками, я решила использовать их в проведении исследования по выявлению ценностных ориентаций учеников. В гимназии №23 г.Челябинска учителя используют в работе Программу педагогической деятельности по развитию детского коллектива (Составитель Павлова Л.Н., зам. директора по воспитательной работе). В данной программе представлен инструментарий для проведения исследования в виде теста ЦОЕ – ценностные ориентационные единицы. Суть теста: ученикам предлагается распределить по степени значимости 5 пословиц. Значение и смысл пословиц детям уже понятны, так как они уже работали с ними на уроках окружающего мира.
Расстановка пословиц (на первое место – самая значимая на взгляд ребенка; на второе место – чуть менее важная и т.д.) позволяет сделать выводы о значимости ценностей для каждого ребенка и всего коллектива в целом.
Набор пословиц должен содержать в себе такие пословицы, которые раскрывали бы народную мудрость и разные жизненные ценности (такие как дружба, отношение к деньгам, добро и зло, улучшение собственной жизни, взаимопонимание).
Следующий набор пословиц можно предложить первоклассникам:
- Своя рубаха ближе к телу.
- Один за всех и все за одного.
- Деньги смогут много.
- Встречают по одежке, провожают по уму.
- Худой мир лучше доброй ссоры.
Такая же работа с пословицами проводится и с родителями. Анализ работ учеников и их родителей, сравнительное наблюдение позволяет сделать учителю выводы о совпадении (либо несовпадении) приоритетов ценностей у родителей и детей; можно ли говорить о гармоничном воспитании ребенка в семье.
Изучение ценностей, интересов каждого ребенка и его семьи позволяет планомерно выстроить работы по социальному развитию младших школьников.
Деменёва Ольга Викторовна, учитель начальных классов
МОУ гимназия № 23, г. Челябинск
{SL_links}
Вернуться назад
|