mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2013
    30
    июл
    Ценностные ориентации семьи и школы и социальное развитие младших школьников
    Рейтинг:
    Категория: Статьи, Педагогика
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Для тех, кто работает в современной школе очень важно иметь представление о том, что является значимым для наших учеников, какими являются их ценности, ориентиры, идеалы, предпочтения - иначе сложно рассчитывать на положительные результаты в воспитании и обучении. Эта проблема навела на мысль о проведении исследования по выявлению ценностных ориентаций своих учеников.


    “Здравствуйте, первоклассники!…” Так начала я свой первый урок. На меня смотрят 23 пары доверчивых глаз, ждут, что я им скажу. Но чего мне ждать от своих новых учеников? Они другие!

    Для тех, кто работает в современной школе очень важно иметь представление о том, что является значимым для наших учеников, какими являются их ценности, ориентиры, идеалы, предпочтения – иначе сложно рассчитывать на положительные результаты в воспитании и обучении. Эта проблема навела на мысль о проведении исследования по выявлению ценностных ориентаций своих учеников.

    А так как ученик – первоклассник, и он, в основном, ориентирован на взаимоотношения с учителем и родителями, поэтому я посчитала целесообразным проведение исследования и среди родителей своих учеников, чтобы в дальнейшем сопоставить полученные результаты и определить дальнейший план работы.

    Что же такое ценностные ориентации? Ценностные ориентации – “это главная ось сознания, обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов”. /Философский энциклопедический словарь. – М., 1989, с. 732/. В более новой интерпретации ценностные ориентации – “это, прежде всего, предпочтения и отвержения определенных смыслов как жизнеорганизующих начал и (не)готовность вести себя в соответствии с ними… Ценностные ориентации, следовательно, задают общую направленность интересам и устремлениям личности…” /Всемирная энциклопедия: Философия. Главный научный редактор и составитель А.А. Грицанов/.

    Работа по социальному развитию младших школьников начинается на уроках окружающего мира в курсе “Мир и человек” образовательной программы “Школа 2100” под редакцией Вахрушева А.А.. Большое внимание на уроках уделяю работе с пословицами и поговорками. Дети с интересом решают проблему смыслового содержания, ценности пословицы. Заметив интерес учащихся к работе с пословицами и поговорками, я решила использовать их в проведении исследования по выявлению ценностных ориентаций учеников. В гимназии №23 г.Челябинска учителя используют в работе Программу педагогической деятельности по развитию детского коллектива (Составитель Павлова Л.Н., зам. директора по воспитательной работе). В данной программе представлен инструментарий для проведения исследования в виде теста ЦОЕ – ценностные ориентационные единицы. Суть теста: ученикам предлагается распределить по степени значимости 5 пословиц. Значение и смысл пословиц детям уже понятны, так как они уже работали с ними на уроках окружающего мира.

    Расстановка пословиц (на первое место – самая значимая на взгляд ребенка; на второе место – чуть менее важная и т.д.) позволяет сделать выводы о значимости ценностей для каждого ребенка и всего коллектива в целом.

    Набор пословиц должен содержать в себе такие пословицы, которые раскрывали бы народную мудрость и разные жизненные ценности (такие как дружба, отношение к деньгам, добро и зло, улучшение собственной жизни, взаимопонимание).

    Следующий набор пословиц можно предложить первоклассникам:

    1. Своя рубаха ближе к телу.
    2. Один за всех и все за одного.
    3. Деньги смогут много.
    4. Встречают по одежке, провожают по уму.
    5. Худой мир лучше доброй ссоры.

    Такая же работа с пословицами проводится и с родителями. Анализ работ учеников и их родителей, сравнительное наблюдение позволяет сделать учителю выводы о совпадении (либо несовпадении) приоритетов ценностей у родителей и детей; можно ли говорить о гармоничном воспитании ребенка в семье.

    Изучение ценностей, интересов каждого ребенка и его семьи позволяет планомерно выстроить работы по социальному развитию младших школьников.


    Деменёва Ольга Викторовна, учитель начальных классов

    МОУ гимназия № 23, г. Челябинск



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 1755
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.