Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное
Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики
Астрономия
Биология
География
Иностранный язык
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
Русский язык
Технология
Физика
Химия
Экология
Экономика
Сайта
Педагогика
Общество
Происшествия
Все сценарии
Все статьи
Все открытые уроки
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Какие статьи чаще добавлять? |
Государственная поддержка детских формирований означает признание государственной значимости такого социального явления как детское движение. В настоящее время действует Программа мер по реализации Концепции развития детского движения в Республике Беларусь на 2003-2005 годы. Эта программа определяет основные направления государственной политики по отношению к организованному детскому движению. Программа ориентирована на повышение общественного статуса детских общественных объединений, обновление подходов к подбору и подготовке взрослых лидеров организаций на основе сложившихся традиций и современного опыта, обеспечение баланса общественного и государственного компонентов в содержании деятельности детских общественных организаций (объединений). Целью данной программы является создание необходимых условий для формирования воспитательной среды, основанной на правовых, социальных, информационных, научно-методических и прочих гарантиях со стороны государства для гражданского становления личности ребенка путем использования потенциала детских общественных организаций [4, 6].
Современные детские общественные объединения являются добровольными, самостоятельными и независимыми формированиями. В идеале детские организации ориентированы на гуманистические, общечеловеческие и национальные ценности, такие как мир, жизнь, здоровье, добро, милосердие, труд, культура, национальные традиции и т.д. Большинство детских объединений основной целью своей деятельности признает содействие развитию целостной личности как высшей ценности, личности, способной самостоятельно и творчески мыслить, имеющей чувство собственного достоинства, понимающей свое предназначение, умеющей жить и действовать в реальных условиях окружающего мира [4, 7].
Если проанализировать современное состояние детского движения, можно определить его противоречивый и неустойчивый характер. Многие светлые идеалы и прекрасные начинания остаются недостижимыми, так как они не основаны на реальных личных ценностях детей и подростков, и даже взрослых членов организаций. Самые многочисленные республиканские детские организации, такие как Белорусская Республиканская Пионерская организация (БРПО) и Белорусский Республиканский Союз Молодежи (БРСМ) имеют хорошо разработанные и многократно апробированные на практике программы, методы и формы работы. Деятельность этих организаций налажена достаточно эффективно на республиканском и городском уровнях. Однако, в связи с массовым созданием первичных организаций БРСМ, отрядов и дружин БРПО на местах: в школах, ПТУ, вузах, клубах внешкольной работы и даже на предприятиях, возникает множество проблем функционирования этих новых, в достаточной степени самостоятельных, но менее обеспеченных разного рода ресурсами подразделений республиканских организаций. Создание этих первичных организаций в основном осуществляется по инициативе сверху: органами местной власти, администрацией и педагогами учебных заведений. Создание и организация деятельности детских объединений возлагается на плечи педагогов-организаторов, классных руководителей, активистов-общественников, которые не всегда имеют необходимые знания, лидерские и организаторские качества, да и искреннее желание заниматься такой формой работы с детьми и молодежью. Безусловно, создание детского общественного объединения и организация его работы - процесс коллективный, долговременный, основанный на нескольких основных принципах и находящий свое отражение в стратегическом планировании и программах деятельности. При планировании и организации деятельности любого детского объединения необходимо использовать ценностный, личностно-ориентированный подход. Именно ценности ребенка, подростка должны быть в основе существования и деятельности детской организации.
Ценности каждого человека - это целый мир: сложный, динамичный, противоречивый. Каждый человек относится к фактам своего бытия дифференцированно. Он оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Ценность - представление о том, что свято для человека, группы, коллектива, общества в целом, убеждения и предпочтения людей, выраженные в поведении [3, 73]. Ценности существуют как многоуровневая система, в которой есть высшие ценности - ценности-цели и второстепенные - ценности-средства. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, т.е. систему важнейших качеств личности. Эти ценностные ориентации определяют некоторую основу сознания и поведения личности, они обуславливают ее развитие и формирование. Ценности личности ребенка - еще только в начале своего формирования, они недостаточно устойчивы, гибки, способны к изменениям. Именно поэтому так важна роль образования и воспитания с их глобальной миссией содействия развитию гуманной, нравственной, творческой личности, при условии сохранения биологического и психического здоровья ребенка.
Система нравственных ценностных ориентаций как идеал воспитания представляет собой интегративное личностное образование, выражающееся в направленности личности на идею гуманизма, раскрывающуюся через категории достоинство, ответственность, доброта, уважение, сочувствие, содействие, и характеризующееся переходом от эмоционально-положительной оценки к оценочному суждению, побуждающему активность человека по ее присвоению.
В 2004 г. в средней школе №162 г. Минска нами было проведено исследование ценностных ориентаций подростков, в том числе и членов первичной организации Белорусского республиканского союза молодежи (БРСМ). В исследовании приняло участие 106 подростков (учащихся 8-10 классов), которые условно были разделены на две группы: в первую вошли члены БРСМ (52 чел), во вторую - учащиеся, которые не являются членами детских и молодежных объединений (54 чел). Учащимся были предложены различные анкеты и диагностики с целью изучения и анализа как ценностных ориентаций личности подростка, так и ценностей личностно-групповых, присущих коллективам, объединениям подростков. Проведенное нами исследование показало, что у многих подростков (от 59,5 % до 74,6 %) нравственные ценностные ориентации характеризуется низким уровнем развития. Многие подростки не осознают важность таких принципов как долг, ответственность, уважение, понимание, взаимопомощь, что отражается на их взаимоотношениях с окружающими людьми, на их желаниях и стремлениях.
В рамках комплексно-целевого исследования ценностных ориентаций подростков, проведенного в СШ №162, были опрошены члены первичной организации БРСМ школы. Членам БРСМ было предложено ответить на вопросы о ценностях организации, выбирая из предложенных ценностей те (одну или несколько), которые они считают приоритетными, важными для себя и для своей организации. Члены БРСМ ответили следующим образом:
В результате данного исследования мы пришли к выводам:
В результате нами была разработана модель ценностных установок детского (молодежного) объединения и цикл организационной активности, которые содействуют эффективной и целесообразной организации работы.
Таким образом, несмотря на низкий уровень личных нравственных ценностных ориентаций большинства подростков, они основывают деятельность своей организации на духовно-нравственных ценностях. Для членов первичной организации БРСМ приоритетными являются ценности коллектива, а не ценности личности. Участвуя в работе БРСМ, подростки стремятся к высоким нравственным идеалам. Сообща они создают новые системы личностно-групповых ценностей, в которых важнейшее значение придается духовности, гуманизму и нравственности.
Для оценки эффективности деятельности любого детского (молодежного) объединения могут быть выбраны два основных критерия: степень общности ценностей всех членов группы, которая предполагает создание коллектива, и свобода взаимодействия данной группы с другими. Демократическое детское общественное объединение обеспечивает равный доступ своих членов ко всем ценностям и благам и гибкую адаптацию своих институтов посредством взаимодействия различных форм совместной жизни, свободного общения и творчества всех своих членов [2, 96].
Рассмотрим первый критерий - общность ценностей. Каждая социальная группа, в данном случае детское общественное объединение, воспитывает своих членов в своем духе. Это можно назвать социализацией. В любой социальной группе есть некие общие ценности и интересы. Насколько ценны эти интересы и сама группа для общества в целом, определяется обычаями и целями группы. Для того, чтобы у членов группы были общие ценности, они должны иметь равные возможности, совместно действовать, давать и получать. В противном случае воспитательное влияние группы превращает одних в начальников, других - в подчиненных. Разделение группы сковывает ее динамику, мешает превращению группы в коллектив.
Общественные объединения не просто учитывают и реализуют ценности своих членов, общества и государства, они формируют свою систему ценностей. Основополагающим принципом является принятие и признание системы ценностей объединения всеми его участниками. А для этого необходимо коллективное и целесообразное формирование этой системы, осуществляемое по инициативе “снизу” - самими детьми и подростками.
В основе проектирования процесса формирования у детей и подростков нравственных ценностных ориентаций в детских общественных объединениях лежит ценностный механизм “оценка-выбор”. Особенности функционирования данного механизма, а также структурно-функциональная модель системы ценностей детского объединения и ее структурно-уровневые характеристики определяют логику и содержание этапов процесса формирования ценностных ориентаций членов детских общественных объединений. Процесс формирования у детей и подростков ценностных ориентаций в детских общественных объединениях, являющихся пространством построения коллективистских взаимоотношений детей, выражается в последовательности следующих этапов: ознакомительного (мотивационного), оценочного, преобразующего. Он основывается на системе сменяющихся жизненных ситуаций: ситуаций нормативной оценки - ситуаций личностно-смысловой оценки - ситуаций выбора.
Мотивации участников являются одними из основных средств формирования системы ценностей детского объединения в целом. По результатам анкетирования, проводимого среди участников детских объединений (волонтерского клуба “Забота”, пионерских отрядов, первичных организаций БРСМ, патрулей гайдов) нескольких школ Заводского района, установлено, что ребята выделяли три основных типа мотиваций: для себя, для других и для пользы дела. Преобладающей мотивацией у многих членов этих детских объединений была возможность самореализации. Безусловно, на деятельность детского объединения влияет преобладание участников, мотивации которых связаны с самореализацией. В таких объединениях наиболее сложны процессы динамики группы и создания коллектива, повышаются требования участников к статусу, структуре, лидерам, целям и методам деятельности объединения.
Не существует “плохих” или “хороших” причин для работы в организации - самореализация и личная польза также важна, как и польза “общественная”, и все типы деятельности одинаково важны и ценны. Важно то, что если участники детского объединения хотят чувствовать себя хорошо и добиваться поставленных целей, необходимо согласовать мотивации и системы ценностей участников, цели деятельности объединения и используемые методы и формы работы. Общественные объединения - это организованные коллективы, целью которых является решение каких-нибудь общественных вопросов, деятельность на благо участников объединения, третьих лиц или целой общественной группы. В организацию приходят люди, желающие изменять не только себя, но и мир вокруг себя, они руководствуются чувством общественной миссии, принадлежности к своему народу, стране и желанием работать на ее благо.
Итак, для эффективной работы и достижения целей, содержание и формы, основные цели и задачи детских объединений должны быть обусловлены определенной системой ценностей, идеалов и норм, принятой всеми участниками этих объединений. Ценности и идеалы закреплены в основных нормативных документах - уставах и программах объединений, провозглашаются при проведении торжественных ритуалов, праздников, мероприятий. Безусловно, ценности находят воплощение в деятельности детских организаций. Вся деятельность организаций построена по принципу волонтерской (добровольной, неоплачиваемой) работы, и можно долго перечислять сколько нравственных поступков, общественно полезных дел совершили добровольцы - члены детских объединений в прошлом и сколько планируют совершить в будущем. Соединение атмосферы приватности, непосредственности и дружеского общения с общественной деятельностью - это очень важное позитивное качество детских объединений.
Второй критерий - степень взаимодействия детского объединения с другими социальными группами и государственными учреждениями. Процесс взаимодействия зависит от многих факторов. Одними из наиболее важных факторов являются миссия, цели, образ и лицо (характер) детского объединения. Миссия и цели определяют деятельность детского объединения, в свою очередь методы, направления, результаты деятельности определяют образ и лицо организации.
Образ детской организации в глазах общественности создают люди (взрослые и дети), которые участвуют в ее деятельности, проблемные вопросы, которые они поднимают, ценности, которые они признают и реализуют в жизни. Люди, которые контактируют с членами детского объединения, видят и анализируют их поведение не только по отношению к ним, но и по отношению друг к другу. Люди извне замечают напряженную атмосферу и конфликты в детском объединении. Очень важно создать позитивный образ детской организации. Лицо организации - это ее характер, культура, система презентации ценностей, методы деятельности и общения. Оно отражается как в ежедневной деятельности, так и в общем отношении к социальной среде, в котором организация функционирует. Детская организация не должна “вариться в собственном соку”, а активно взаимодействовать с различными социальными группами и государственными учреждениями, которые могут содействовать достижению целей и повышению эффективности деятельности.
Когда мотивации участников определены, системы ценностей участников и группы не противоречат друг другу, необходимо переходить к этапу стратегического планирования. Стратегическое планирование должно совершаться коллективом заинтересованных участников общественного объединения.
Стратегическое планирование детского объединения включает:
Видение (идеал) - описание будущего детского объединения, обязанности объединения перед обществом;
Миссию - определение цели и причин существования объединения;
Стратегические цели - определение конечных результатов деятельности объединения;
Тактические цели - предварительное определение целей; определение действий, приближающих нас к цели; последовательность действий на пути к достижению конкретных целей;
План деятельности действия членов объединения для реализации поставленных целей.
В детском объединении мы имеем дело с группой различных детей и подростков, которые хотят сообща совершить что-то, при этом сохраняя свою отдельную самобытность. Необходимо найти то, что их объединяет. Попыткой выполнить эту задачу можно считать формулировку миссии. Миссия - это компромисс между ценностями общественного объединения и ожиданиями отдельных личностей. Это попытка создать новую систему ценностей, в которой с одной стороны каждый человек, действующий в рамках группы, найдет для себя место, а с другой - определенный минимум обязательных ценностей, которые группа допускает [1, 27]. Миссия оберегает группу от чрезмерного наплыва людей с совершенно иной системой ценностей. Чтобы создать миссию детского общественного объединения необходимо скоординировать усилия всех ее участников, учитывая мнение каждого.
Миссия должна заключать в себе самые важные моменты для детского объединения:
Кто мы?
Какие ценности наиболее важны для нас?
Для кого мы действуем?
Почему мы действуем?
Как мы осуществляем свои цели?
Что отличает нас от других? [1, 28].
При планировании и организации деятельности детских общественных объединений необходимо избегать формального подхода, авторитарного принятия решений, навязывания каких-либо необдуманных, реально невыполнимых действий. Лидер детского объединения должен действовать по принципу “авторитетности”, а не “авторитарности”. Главный вывод состоит в том, что “среда детского общественного объединения” формирует интеллектуальные и эмоциональные установки поведения индивидуумов путем вовлечения их в деятельность, которая усиливает и порождает определенные ценностные ориентации, имеет определенные цели и влечет за собой определенные последствия. В соответствии с целями деятельности одни вещи и поступки объявляются объектами высокой ценности, а другие отвергаются. Наиболее глубокие ценностные суждения формируются ситуациями, в которых человек активно участвует, а также в процессе непрерывного обмена информацией во взаимодействии с другими.
В 2004/2005 учебном году в СШ №162 реализуются комплексно-целевые программы и проекты, созданные по инициативе членов первичной организации БРСМ школы, в которых задействованы педагогические и ученические коллективы, родители и общественность. Комплексно-целевой проект “Нравственные основы идеологического воспитания” включает взаимосвязанные проекты и программы, в том числе: программу нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся “Дорогою добра”, проект “Идеология” (организация информационных часов, акций, посвященных изучению ценностей белорусской государственной идеологии), проект “Юный минчанин” (приобщение к культурному и историческому наследию белорусского народа, изучение истории и современных достижений минчан), волонтерские проекты “Содружество” и “На пути к Олимпу” (благотворительная деятельность, организация взаимодействия и совместного досуга учащихся школы и детей с особенностями психофизического развития), психологический проект “Альтернатива” (психолого-педагогическая помощь в выборе позитивных, нравственных ценностей и ориентиров). Все эти проекты основаны на ценностном подходе, на такой организации деятельности, которая происходит из ценностного отношения участников к миру, себе и другим людям.
Участие в деятельности детских объединений дает детям и молодым людям богатый неповторимый опыт общения, романтики, приключений, а также формирует активную гражданскую позицию, ответственность, инициативность и целеустремленность, знакомит с демократическими и правовыми нормами. Волонтерская деятельность на благо других людей, природы формирует в активистах детского движения нравственные ценности, гуманные качества. Такие дети и молодые люди могут принести много пользы обществу и своей стране.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
,