{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Открытые уроки, Биология > Жизнь под угрозой
{LF_links}

Жизнь под угрозой


2 сентября 2013. Разместил: lessons

Урок-конференция

В процессе подготовительной работы к конференции школьники учатся выделять главное, работать с дополнительными источниками знаний, повышают свой интеллектуальный запас. Уроки природоохранной деятельности воспитывают любовь к родному краю, бережное и чуткое отношение к природе. Уроки-конференции развивают у школьников коммуникативные способности.


Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с конкретными примерами негативной деятельности человека на объекты живой природы России и Татарстана;
  2. Познакомить учащихся с основными мерами сохранения биологического разнообразия видов и природных сообществ;
  3. Воспитывать культуру речи учащихся;
  4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
  5. Развивать умение работать с дополнительной литературой (энциклопедии, научная литература и интернет-ресурсы).

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-конференция.

Формы работы: Групповая.

Средства обучения: Мультимедийный проектор, фотографии, открытки, рисунки и слайды-презентации (Приложение 1). Видеоролик из мультимедийного приложения к учебнику А.А.Плешакова и Н.И.Сонина. Красные книги по растениям и животным.

Ход урока:


1. Актуализация познавательной деятельности учащихся.

(Рассказ учителя с использованием презентации и видеоролика по проблеме сохранения биологического разнообразия).

К данному уроку ученики были разделены на 3 группы: «Ботаники», «Зоологи», «Экологи». Каждая группа получила задания по нахождению и обработки материала по проблемам исчезновения растений, животных и природных сообществ.

Каждая группа подготовила задание по своей теме: фотографии, слайды и выступления.

Учитель: У нас ребята сегодня необычный урок, а урок- конференция по теме: «Жизнь под угрозой» (показ слайда 1). На нашей планете практически не осталось естественных сообществ, которых бы не коснулась деятельность человека. В результате воздействия человека на окружающую среду сократилась численность видов и общий облик естественных сообществ.

За последние 60 лет на Земле исчезли несколько видов растений и животных. Скорость исчезновения очень велика (показ слайда 2, 4).

Учитель: Таким образом, задачи нашей конференции - ответить на вопросы (показ слайда 3)

Почему исчезают живые организмы на Земле?
Какие меры используются для спасения живой природы?

2. Изучение нового материала.

2.1. Редкие и исчезающие виды растений и животных России и Татарстана.

(Выступление учеников из групп «Ботаников» и «Зоологов» с одновременной демонстрацией слайдов 5-22 и видеоролика, обобщение учителя).

Учитель: Итак, ребята, давайте ответим на первый вопрос нашей конференции: «Почему исчезают живые организмы на Земле?» Для этого посмотрим видеоролик и заслушаем выступления учеников из групп «Ботаников» и «Зоологов».

Показ первой части (исчезнувшие животные мира) видеоролика «Жизнь под угрозой» из мультимедийного приложения к учебнику А.А. Плешакова и Н.И. Сонина.

Редкие и исчезающие виды растений России и Татарстана (выступление учеников группы «Ботаников» с демонстрацией слайдов 5-10).

Комментарии учителя. Ребята, нам представили только небольшую часть видов растений, находящихся под угрозой исчезновения, а их намного больше (показ слайдов 11-13).

Редкие и исчезающие виды животных России и Татарстана (выступление учеников группы «Зоологов» с демонстрацией слайдов 14-18).

Учитель: Из видеоролика и выступлений учеников мы узнали, почему исчезают живые организмы. Теперь каждая группа попробует выделить общие причины сокращения видового многообразия растений и животных. (Обсуждение в группах)

Заслушиваются ответы учеников о причинах сокращения видов растений и животных.

На данном этапе урока учитель подводит промежуточный итог и обобщает выводы, сделанные учениками каждой группы, демонстрируя слайды 23-25.

Причинами сокращения видового многообразия растений и животных являются:

    Прямое уничтожение видов растений и животных;
    Уничтожение мест обитания;
    Варварское отношение человека к природе;

2.2. Основные меры сохранения разнообразия организмов и среды их обитания.

(Рассказ учителя, выступление учеников группы «Экологов» с демонстрацией слайдов 26-30).

Учитель: Теперь нам предстоит ответить на второй вопрос нашей конференции:

«Какие меры используются для спасения живой природы?» Если вовремя не принять меры по спасению живой природы, то и этих животных и растений ваши дети и внуки увидят только на картинках.

Рассказ учителя о необходимости создания Красных книг.

Выступления учеников из группы «Экологов» о деятельности заповедников, национальных парков, природных заказников, о природных памятниках, ботанических и дендрологических садах. На слайдах 26-30 представлены объекты, находящиеся на охраняемых территориях Республики Татарстан.

Учитель: Из рассказа и выступлений учеников мы узнали, для чего создана Красная книга и особо охраняемые территории в России и Республики Татарстан. Теперь каждая группа попробует сформулировать меры по спасению живой природы от деятельности человека, используя текст на стр. учебника 171 последний абзац. (Обсуждение в группах)

Заслушиваются ответы учеников о мерах по спасению живой природы.

В заключении, учитель обобщает ответы учеников каждой группы, демонстрируя слайды 31-33.

Учитель: В нашей стране создана сеть заповедников, заказников и других охраняемых ландшафтов для сохранения, расселения и размножения растений и животных.

Все мы – и растения, и животные, и люди живем на одной планете, и у нас есть возможность гармонично сосуществовать.

Закончить нашу конференцию мне хочется словами Семена Кирсанова:

    Что значишь ты без трав и птиц
    И без любви к пчеле жужжащей.
    Без журавлей над хвойной чащей,
    Без миловидных лисьих лиц?
    Когда поймешь ты, наконец,
    Врубаясь в мертвые породы,
    О человек, венец природы,
    Что без природы твой венец?

3. Домашние задание:

стр. 170-171 Задания на стр. 172-173 устно.

Литература:

  1. Иванова Т.В. и др. Природоведение. 5 класс: Методическое пособие к учебнику А.А.Плешакова и Н.И. Сонина «Природоведение» / Т.В. Иванова, Г.С. Калинова, Н.И. Сонин. М.: Дрофа, 2000.
  2. Э.Ф.Илларионов Биология 6(7) класс: Поурочные разработки. М.: Вако, 2003.
  3. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Биология. 7-8 класс: Поурочные разработки. М.:Вако, 2004.
  4. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ - ПРЕСС, 1999.
  5. Теремов А., Рохлов В. Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ - ПРЕСС, 1999.
  6. По страницам Красной книги: Растения / БелСЭ; Редкол.: В.И.Алешко и др. – Мн.: БелСЭ, 1987.
  7. Ушакова О.Д. Красная книга России: Растения / Словарик – справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008.
  8. Редкие животные нашей страны / С.Н. Баккал, А.В.Бардин, И.С. Даревский и др. – Л.: Наука, 1989.
  9. 56 полюсов поведения / Сост. В.В. Марасин. – Д.: «Сталкер», 1997.
  10. Фотографии В.Прохорова из казанского фотоклуба.

Евграфова Ольга Владимировна, учитель биологии

МБОУ "СОШ №15 с углубленным изучением отдельных предметов ЗМР РТ",
город Зеленодольск Республика Татарстан




{SL_links}

Вернуться назад