mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2013
    02
    сен
    Жизнь под угрозой
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Урок-конференция

    В процессе подготовительной работы к конференции школьники учатся выделять главное, работать с дополнительными источниками знаний, повышают свой интеллектуальный запас. Уроки природоохранной деятельности воспитывают любовь к родному краю, бережное и чуткое отношение к природе. Уроки-конференции развивают у школьников коммуникативные способности.


    Задачи урока:

    1. Познакомить учащихся с конкретными примерами негативной деятельности человека на объекты живой природы России и Татарстана;
    2. Познакомить учащихся с основными мерами сохранения биологического разнообразия видов и природных сообществ;
    3. Воспитывать культуру речи учащихся;
    4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
    5. Развивать умение работать с дополнительной литературой (энциклопедии, научная литература и интернет-ресурсы).

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    Вид урока: урок-конференция.

    Формы работы: Групповая.

    Средства обучения: Мультимедийный проектор, фотографии, открытки, рисунки и слайды-презентации (Приложение 1). Видеоролик из мультимедийного приложения к учебнику А.А.Плешакова и Н.И.Сонина. Красные книги по растениям и животным.

    Ход урока:


    1. Актуализация познавательной деятельности учащихся.

    (Рассказ учителя с использованием презентации и видеоролика по проблеме сохранения биологического разнообразия).

    К данному уроку ученики были разделены на 3 группы: «Ботаники», «Зоологи», «Экологи». Каждая группа получила задания по нахождению и обработки материала по проблемам исчезновения растений, животных и природных сообществ.

    Каждая группа подготовила задание по своей теме: фотографии, слайды и выступления.

    Учитель: У нас ребята сегодня необычный урок, а урок- конференция по теме: «Жизнь под угрозой» (показ слайда 1). На нашей планете практически не осталось естественных сообществ, которых бы не коснулась деятельность человека. В результате воздействия человека на окружающую среду сократилась численность видов и общий облик естественных сообществ.

    За последние 60 лет на Земле исчезли несколько видов растений и животных. Скорость исчезновения очень велика (показ слайда 2, 4).

    Учитель: Таким образом, задачи нашей конференции - ответить на вопросы (показ слайда 3)

    Почему исчезают живые организмы на Земле?
    Какие меры используются для спасения живой природы?

    2. Изучение нового материала.

    2.1. Редкие и исчезающие виды растений и животных России и Татарстана.

    (Выступление учеников из групп «Ботаников» и «Зоологов» с одновременной демонстрацией слайдов 5-22 и видеоролика, обобщение учителя).

    Учитель: Итак, ребята, давайте ответим на первый вопрос нашей конференции: «Почему исчезают живые организмы на Земле?» Для этого посмотрим видеоролик и заслушаем выступления учеников из групп «Ботаников» и «Зоологов».

    Показ первой части (исчезнувшие животные мира) видеоролика «Жизнь под угрозой» из мультимедийного приложения к учебнику А.А. Плешакова и Н.И. Сонина.

    Редкие и исчезающие виды растений России и Татарстана (выступление учеников группы «Ботаников» с демонстрацией слайдов 5-10).

    Комментарии учителя. Ребята, нам представили только небольшую часть видов растений, находящихся под угрозой исчезновения, а их намного больше (показ слайдов 11-13).

    Редкие и исчезающие виды животных России и Татарстана (выступление учеников группы «Зоологов» с демонстрацией слайдов 14-18).

    Учитель: Из видеоролика и выступлений учеников мы узнали, почему исчезают живые организмы. Теперь каждая группа попробует выделить общие причины сокращения видового многообразия растений и животных. (Обсуждение в группах)

    Заслушиваются ответы учеников о причинах сокращения видов растений и животных.

    На данном этапе урока учитель подводит промежуточный итог и обобщает выводы, сделанные учениками каждой группы, демонстрируя слайды 23-25.

    Причинами сокращения видового многообразия растений и животных являются:

        Прямое уничтожение видов растений и животных;
        Уничтожение мест обитания;
        Варварское отношение человека к природе;

    2.2. Основные меры сохранения разнообразия организмов и среды их обитания.

    (Рассказ учителя, выступление учеников группы «Экологов» с демонстрацией слайдов 26-30).

    Учитель: Теперь нам предстоит ответить на второй вопрос нашей конференции:

    «Какие меры используются для спасения живой природы?» Если вовремя не принять меры по спасению живой природы, то и этих животных и растений ваши дети и внуки увидят только на картинках.

    Рассказ учителя о необходимости создания Красных книг.

    Выступления учеников из группы «Экологов» о деятельности заповедников, национальных парков, природных заказников, о природных памятниках, ботанических и дендрологических садах. На слайдах 26-30 представлены объекты, находящиеся на охраняемых территориях Республики Татарстан.

    Учитель: Из рассказа и выступлений учеников мы узнали, для чего создана Красная книга и особо охраняемые территории в России и Республики Татарстан. Теперь каждая группа попробует сформулировать меры по спасению живой природы от деятельности человека, используя текст на стр. учебника 171 последний абзац. (Обсуждение в группах)

    Заслушиваются ответы учеников о мерах по спасению живой природы.

    В заключении, учитель обобщает ответы учеников каждой группы, демонстрируя слайды 31-33.

    Учитель: В нашей стране создана сеть заповедников, заказников и других охраняемых ландшафтов для сохранения, расселения и размножения растений и животных.

    Все мы – и растения, и животные, и люди живем на одной планете, и у нас есть возможность гармонично сосуществовать.

    Закончить нашу конференцию мне хочется словами Семена Кирсанова:

        Что значишь ты без трав и птиц
        И без любви к пчеле жужжащей.
        Без журавлей над хвойной чащей,
        Без миловидных лисьих лиц?
        Когда поймешь ты, наконец,
        Врубаясь в мертвые породы,
        О человек, венец природы,
        Что без природы твой венец?

    3. Домашние задание:

    стр. 170-171 Задания на стр. 172-173 устно.

    Литература:

    1. Иванова Т.В. и др. Природоведение. 5 класс: Методическое пособие к учебнику А.А.Плешакова и Н.И. Сонина «Природоведение» / Т.В. Иванова, Г.С. Калинова, Н.И. Сонин. М.: Дрофа, 2000.
    2. Э.Ф.Илларионов Биология 6(7) класс: Поурочные разработки. М.: Вако, 2003.
    3. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Биология. 7-8 класс: Поурочные разработки. М.:Вако, 2004.
    4. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ - ПРЕСС, 1999.
    5. Теремов А., Рохлов В. Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ - ПРЕСС, 1999.
    6. По страницам Красной книги: Растения / БелСЭ; Редкол.: В.И.Алешко и др. – Мн.: БелСЭ, 1987.
    7. Ушакова О.Д. Красная книга России: Растения / Словарик – справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008.
    8. Редкие животные нашей страны / С.Н. Баккал, А.В.Бардин, И.С. Даревский и др. – Л.: Наука, 1989.
    9. 56 полюсов поведения / Сост. В.В. Марасин. – Д.: «Сталкер», 1997.
    10. Фотографии В.Прохорова из казанского фотоклуба.

    Евграфова Ольга Владимировна, учитель биологии

    МБОУ "СОШ №15 с углубленным изучением отдельных предметов ЗМР РТ",
    город Зеленодольск Республика Татарстан



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 2682
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.