{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Открытые уроки, Музыка > Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ
{LF_links}

Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ


19 ноября 2013. Разместил: lessons

Урок музыки в 3-м классе

Каждый народ имеет свой язык. Музыка - это тоже язык, на котором люди, разговаривая друг с другом, выражают свои мысли и чувства, и как бы он ни отличался от других народов, в любом языке есть близкие по произношению и понятию слова, интонации, ритмы, музыкальные инструменты. И этих слов, средств музыкальной выразительности, музыкальных инструментов вполне достаточно, чтобы язык музыки сблизил разные народы мира, стал понятен всем другим народам.


Цели и задачи:

  1. Формировать у учащихся музыкальную культуру разных стран мира.
  2. Воспитывать их музыкальный, художественный и эстетический вкус на примере композиторов – классиков разных времен и народов В. А. Моцарта, Д.Б. Кабалевского, К. Караева, Б. Окуджава.
  3. Учить детей совместному творческому участию в музыцировании, раскрыть индивидуальность каждого ребенка, помочь ему найти свое место творческой деятельности.

Оборудование:

  1. Портреты композиторов: В.А.Моцарта, Д. Б. Кабалевского, К. Караева, Б.Окуджава.
  2. Фотографии музыкальных инструментов различных стран мира.
  3. Магнитофон, фонограммы.
  4. Плакат с изображением превращения ступы в барабан.
  5. Лист ватмана с кроссвордом.

 

Ход урока


I. Вход в класс: Д.Б. Кабалевский “Труба и барабан

Задание:

1) Подобрать шаг в соответствии музыки.

2) Остановиться с окончанием музыки.

II. Организационный момент:

Здравствуйте, ребята!

III. Изучение нового материала:

Какая тема четверти?

Что было общего между музыкой, под которою вы входили в класс и инструментами разных стран мира? – БАРАБАН.

Что вы знаете о барабане?

Даже на многих языках это слово звучит одинаково – в Италии – TAMBURO, в Испании – TA MBOR, в Англии – DRUM, в Германии – TROMMEL, в Китае – ТАМТАМ.

Для чего нужен был барабан? Чтобы маршировать.

Давайте, исполним попевку “Барабан ”

Исполнение попевки: Д. Б. Кабалевского “Барабан”

Какими длительностями записана эта попевка? Восьмыми.

Что подчеркивают эти длительности? Мелодию

(Давайте прохлопаем кулачками)

Четверти? Шаг (Простучим по коленям)

Половинные? Ударение (простучим одной ногой)

Задание: Соединяем все ритмы вместе, создается шумовой оркестр.

И так, что подчеркивает барабан? Ритм

Как давно используется этот инструмент? Еще в древности.

Чем этот инструмент был вначале? Как превращался в барабан?

(показ превращения из ступы в барабан)

Для чего использовали барабан? Как сигнальный инструмент, для сопровождения ритуальных танцев, празднеств, собираясь на охоту и возвращаясь с нее.

И сейчас мы послушаем такую музыку азербайджанского композитора Кара Караева из балета “Тропою грома “ о независимости Африки сцена “Танец черных ”.

СЛУШАНИЕ: “Танец черных” К. Караев

– Что хочется делать под эту музыку?  Петь, маршировать, танцевать?

– Какой главный инструмент? Барабан

В Африке много ударных инструментов, один из них зовут ДАРАБУККА (большой барабан)

Что изменяется в этом танце? Динамика, темп, ритм?

Какой ритм?  Не ровный (синкопа) показ синкопы.

Можно сравнить с музыкой Средней Азии? Да.

Почему? Для музыки этих народов также характерно: не ровный ритм и преобладание ударных инструментов.

Какой можно сделать вывод? – Между музыкой Азербайджана и Африки нет границ.

Постепенно с Востока БАРАБАН попадает в Европу. И все чаще используется немецкими, русскими, австрийскими и другими композиторами. Особенно БАРАБАН привлекает австрийского композитора В.А. Моцарта. Барабан был привезен из Турции и потому получил название “Турецкий ”. Инструмент был редок, да и стоил дорого, но находчивый композитор по своему решает эту проблему, он пишет пьесу подражающую этому инструменту.

СЛУШАНИЕ: “Рондо в Турецком стиле ”.

Как звучит эта музыка, какие средства музыкальной выразительности использует композитор? – Темп, ритм, динамика?

А, здесь какой характер преобладает? Песенность

Какой жанр? Рондо.

Какой сделаем вывод? Австрийский композитор использует турецкий барабан.

Можно сравнить “Танец черных” с “Рондо в турецком стиле ”.Чем схожи? Барабан, темп, динамика, лад.

Что разного?  Ритм в первом – танцевальный, во втором – песенный.

В чем всё-таки главное предназначение барабана?- Подчеркивание ритма даже если это будет и песня.

СЛУШАНИЕ И РАЗУЧИВАНИЕ: “Песня о веселом барабанщике ” Б. Окуджава.

Какая музыка по характеру?

О чем эта песня?

Как нужно исполнять?

(разучивание по фразам I куплет, четко произнося слова, верная интонация)

А сейчас разгадаем кроссворд:

1. Главное назначение этого инструмента? Ритм.

2. Из чего был сделан первый барабан? Ступа.

3. Неровный ритм, часто используемый в музыке Африки и Средней Азии? Синкопа.

Назовите одного из композиторов использовавший турецкий барабан в своей музыке? Моцарт.

Африканский ударный инструмент? Дарабука

IV. ВЫВОД УРОКА.

А сейчас вспомним 1 урок в III четверти, где мы связывали музыку с языком. И язык этот понятен всем людям на земле.

Сколько нот? Семь, только семь, но на этих нотах создано великое множество музыкальных произведений. И сегодня мы послушали прекрасную музыку каких композиторов?

Это разные композиторы? Что объединяет их?

Какой делаем вывод? Между музыкой разных народов мира нет не переходимых границ.

Загадка-сюрприз:

    Шар съедобный и нарядный,
    И на палочки сидит.
    Если хочешь этим шаром,
    В ритме марша постучи.
    Догадались или нет.
    Кто подскажет мне ответ? (ЧУПА-ЧУПС)


Соколенко Ольга Валерьевна, зам.дир.по ВР, учитель музыки

МОУ СОШ № 14, г.Благовещенск, Амурская обл.




{SL_links}

Вернуться назад