Литературные игры как вид внеклассной работы по предмету возможно проводить в 5-8 классах, учитывая читательские интересы детей. В работе представлены примеры игр для 6-го класса (Мифы Древней Греции) и 8-го класса (роман А.Дюма "Три мушкетёра"), а также изложены правила, по которым обычно проводятся игры. Каждый учитель, взяв в качестве примера наши вопросы, может составить свои как по программному материалу, так и по внеклассному чтению.
Литературная игра – один из видов внеклассной работы по предмету.
Цель игры: научить читать художественное произведение вдумчиво, внимательно.
Правила игры:
Класс (или два класса из параллели) заранее делится на команды по 5-8 человек (должно быть равное количество), выбирают капитана. Ведущий (учитель или родитель) разыгрывает очерёдность ответов по старшинству карт, вытянутых капитанами.
Вопросы, которые заранее не известны игрокам, располагаются по сложности в зависимости от карты, которую вытаскивает капитан. Команды по очереди отвечают на вопросы. На обдумывание даётся от 0,5 до 1 минуты в зависимости от сложности. Если команда не может ответить, эта возможность предоставляется той команде, которая раньше подняла руку. Если и они не отвечают или отвечают неправильно, помогают болельщики. За правильные ответы начисляются очки: 1 – за лёгкий вопрос, 2 – за трудный (карта с картинкой). За неправильный ответ команда отдаёт очки или члена команды (он садится к болельщикам). Жюри подводит итоги, учитывая не только очки, набранные командой, но и количество игроков в команде, сохранившихся к концу игры. Побеждает та команда, которая не только набрала большее количество очков, но и сохранила игроков.
Обычно эти игры вызывают большой интерес, им предшествует большая подготовительная работа: ребята выполняют домашнее задание. Его нужно показать или в ходе игры или в заключение. Например, в игре о мифах Древней Греции – нарисовать какой- либо фразеологизм, основанный на мифах. В игре по «Трём мушкетёрам» - представляли костюмы того времени: дама и мушкетёр.
Нам кажется, что литературные игры не только воспитывают любовь к чтению, но и развивают в детях стремление к творчеству и коллективизм.
Вопросы к роману «Три мушкетёра».
7 ♠ - Как звали незнакомца из Менга? 8 ♠ - Настоящее имя Атоса? 9 ♠ - Зачем королеве срочно понадобились алмазные подвески? 10 ♠ - Сколько лет Д’Артаньяну в начале романа? В ♠ - Над чем смеялся незнакомец из Менга? Д ♠ - За что Атос, Портос и Арамис вызвали Д’Артаньяна на дуэль? К ♠ - Кто и почему убил графа Бекингэма? Т ♠ - Кто и зачем послал Д’Артаньяну анжуйское вино?
7 ♣ - Каков девиз трёх мушкетёров и Д’Артаньяна? 8 ♣ - Почему не состоялась дуэль между Д’Артаньяном и тремя мушкетёрами? 9 ♣ - Как королева вознаградила Д’Артаньяна за доставленные подвески? 10 ♣ - Как миледи удалось сбежать из крепости, в которую её заключил лорд Винтер? В ♣ - Какой незнакомец появляется во время казни миледи? Д ♣ - Зачем Д’Артаньян и его друзья отправились в бастион Сен-Жерве? К ♣ - Почему именно Д’Артаньян и его друзья отправились за подвесками? Т ♣ - Какой документ выпросила миледи у кардинала? Как она хотела его использовать? Какую роль он сыграл в её судьбе?
7 ♥ - Кем был бы Арамис, если бы не был мушкетёром? 8 ♥ - Почему господин Бонасье стал предателем? 9 ♥ - О чём время от времени сожалел кардинал, узнавая об очередных подвигах Д’Артаньяна и его друзей? 10 ♥ - Как и почему миледи погубила госпожу Бонасье? В ♥ - Кто и почему в первый раз похитил госпожу Бонасье? Д ♥ - Какой документ получил Д’Артаньян от кардинала в конце романа и как им распорядился? К ♥ - Кто и за что казнил миледи? Т ♥ - Какие препятствия встретили Д’Артаньян и его друзья по дороге в Англию?
7 ♦ - Из какой провинции родом Д’Артаньян? 8 ♦ - Какую семейную тайну открыл Атос Д’Артаньяну? 9 ♦ - В чём, по мнению А.Дюма, заключалась истинная причина войны между Англией и Францией? 10 ♦ - За что король одарил Д’Артаньяна, вручив ему 40 пистолей? В ♦ - Как Атос отомстил трактирщику за обвинение в сбыте фальшивых денег? Д ♦ - Как Д’Артаньян догадался, что господин Бонасье участвовал в похищении своей жены? К ♦ - С кем Д’Артаньян затеял ссору на Новом мосту, против Самаритянки? Т ♦ - Как мушкетёры и Д’Артаньян попытались предотвратить покушение на жизнь Бекингэма?
Мифы Древней Греции.
6 ♠ - Как назывались пища и питьё греческих богов, дававшие им вечную юность и бессмертие? 7 ♠ - Кому из 3 богинь (Афине, Афродите, Гере) Парис вручил яблоко с надписью «Прекраснейшей»? 8 ♠ - Как называлась одежда, которую носили древние греки и римляне? 9 ♠ - Назовите музыкальные инструменты Древней Греции. 10 ♠ - Из каких исторических и литературных источников стали известны мифы Древней Греции? В ♠ - Кто воспитал Геракла? Д ♠ - Назовите братьев Зевса. Как они распределили господство над миром? К ♠ - Туловище этого чудовища спереди львиное, в середине – змеиное; у него 3 головы (льва, козы, змеи), изрыгающие из пастей пламя. Т ♠ - Перечислите все подвиги Геракла.
6 ♣ - Кто были родители Геракла? 7 ♣ - Кто подарил людям огонь? 8 ♣ - Сколько голов было у Лернейской гидры? 9 ♣ - Как удалось Гераклу одолеть стимфалийских птиц? 10 ♣ - Чудовище с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Это чудовище Гера наслала на Фивы в наказание. Оно сидело неподалёку от города и задавало прохожим загадку. Не сумевшего ответить чудовище насмерть душило в объятиях. В ♣ - Полуженщины-полуптицы с божественными голосами. Они живут на скалистом острове и завлекают своими пленительными голосами проплывающих мимо мореходов, а заманив, убивают и пожирают их. Д ♣ - Кому принадлежала керинейская лань? К ♣ - Кто из богов подарил быка царю Крита? Т ♣ - Перечислите древнегреческих муз.
6 ♥ - Отгадайте загадку сфинкса: «Кто утром ходит на 4 ногах, днём на двух, а вечером на трёх?» 7 ♥ - Страж Аида, трёхголовый пёс со змеиным хвостом. 8 ♥ - Каково назначение пояса Ипполиты? 9 ♥ - В какое животное мог превращаться Зевс? 10 ♥ - Какое животное приносили в жертву Гере? В ♥ - Чем кормил Диомед своих коней? Д ♥ - Почему Гераклу так долго не удавалось победить великана Антея? К ♥ - Опишите стимфалийских птиц. Т ♥ - Какие боги у древних римлян соответствовали греческим богам?
6 ♦ - Сколько яблок должен был принести Геракл из сада Гесперид? 7 ♦ - Какое особое свойство имели яблоки Гесперид? 8 ♦ - Как Геракл перехитрил титана Атласа? 9 ♦ - Кого из известных титанов освободил Геракл? 10 ♦ - После какого подвига Геракл учредил Олимпийские игры? В ♦ - Как погиб Геракл? Д ♦ - Что произошло между Гераклом и кентаврами, когда он отправился сражаться с вепрем? К ♦ - «Крылатые выражения». Т ♦ - Как называли греки ветра (по сторонам света)?
Борзенко Нина Сергеевна, учитель русского языка и литературы Торопова Нина Анатольевна, учитель математики
МБОУ СОШ № 5, г.Красноярск
{SL_links}
Вернуться назад
|