Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/classes/templates.class.php on line 162 Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/modules/sitelogin.php on line 110 :VLIVKOR.COM: > Версия для печати > В коллективе, через коллектив и для коллектива
{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Статьи, Воспитание > В коллективе, через коллектив и для коллектива
{LF_links}

В коллективе, через коллектив и для коллектива


31 января 2014. Разместил: lessons

Классный час

Классный час дает понятие «коллектив», его виды; учащиеся знакомятся с процессами самоутверждения личности в социальной сфере; разбираются типы общения и даются советы, как сделать общение успешным.

Если я не за себя, то кто за меня?
Но если я только за себя, то зачем я?
Гораций

Человек – существо общественное. Без других людей, без окружения себе подобными он не может жить, не может развиваться. Более того, развитие человека связано с расширением круга (группы) людей, с которыми он находится во взаимодействии:
  1. До 1 года – его круг общения составляют «мама-папа»;
  2. В 1- 3 года – семейное сообщество расширяется другими родственниками;
  3. 3 - 7 лет – детсадовский возраст – ребенок развивается в группе однолеток;
  4. 7-11 лет – учебная группа – класс начальной школы;
  5. 11-17 лет – участие в нескольких различных группах (класс, кружок, друзья, взрослые);
Общение с другими людьми создает предпосылки для проявления различных форм активности и для самостоятельной работы человека над собой.

Коллектив – небольшая группа людей, находящихся в личностном контакте и связанных единой общественно-полезной целью и деятельностью.

Ваши коллективы:
  1. Семья. Те, кто живет под одной крышей, связанные кровным родством: родители, бабушки-дедушки, другие родные. В семье есть множество традиций, особенностей, составляющих образ жизни.
  2. Школьный класс. Группа ровесников, связанных общим порядком деятельности учения и частично досуга.
  3. Коллективы клубного типа (кружки, студии, секции). Объединения ребят по интересам.
  4. Неофициальные молодежные собрания, уличные, дворовые группы, группировки, «тусовки».
  5. Дружеские компании.
В коллективах идут процессы самоутверждения личности, которая, реализуя свои способности, получает от коллектива оценки.

Личность в коллективе бывает:
  1. самостоятельная
  2. гибкая
  3. конформистная.
Оцените себя:
  1. Если вы имеете в коллективе самостоятельное мнение, позицию – вы самостоятельный, независимый человек.
  2. Если коллектив формирует вашу самооценку и уровень притязаний, заставляя вас подбирать наиболее удобный стиль поведения, общения, способ адаптации к окружению – это характеризует гибкого, контактного человека.
  3. Если вы склонны слепо подчиняться воздействию группы, вы становитесь конформистом – согласным, пассивным, не имеющим своего мнения. Это не позволяет проявляться вашим способностям.
Памятка «Как не стать конформистом»
  1. Наблюдайте – поведение каждого члена группы и сообщества в целом.
  2. Думайте – к чему стремитесь в группе лично вы, как это соотносится со стремлениями группы.
  3. Планируйте – свои личные и групповые цели, как использовать окружающую обстановку для реализации своих возможностей.
  4. Действуйте – соответственно своему плану, открыто высказывая свои позиции.
  5. Оценивайте – эффективность ваших действий.
  6. Корректируйте свои действия, если получается не то, на что рассчитываете, и предпринимайте новые попытки утвердить свое право на самостоятельность.
Упражнение «Я – в коллективе»

Я-концепция личности в коллективе получает «подпитку» ощущениями, которые вам предлагается оценить (в пятибалльной системе):
  1. меня удовлетворяет мое положение в коллективе
  2. чувствую себя членом команды
  3. у меня много друзей
  4. меня ценят в коллективе
  5. у меня есть чувство «мы»
  6. чувствую за собой защиту коллектива
Если ответы не удовлетворяют, вернитесь к памятке «Как не стать конформистом».

Школьный коллектив – это мини-модель мира: в нем есть хорошие и плохие люди, начальники и подчиненные, неординарные и обыватели, кумиры и отверженные.

В классном коллективе в результате общения устанавливаются определенные отношения между его членами, каждый индивид получает свою роль, статус. Исполнение этой роли заставляет каждого быть таким-то, оказывает групповое давление. С другой стороны, потребность в определенном социальном статусе личность может удовлетворить только через группу, через коллектив, утверждая себя в определенных ролях.

Упражнение-игра «Социометрический опрос»

Позволяет выявить и оценить картину личностных отношений и распределения ролей в группе.

Задание. Представьте себе воображаемую ситуацию: весь существующий класс распускается и формируется новый – на основе желаний. Каждый должен предложить одноклассников (не более трех), которых вы хотели видеть в составе новой группы. Ответ на этот вопрос все учащиеся дают в письменном виде, перечисляя в порядке предпочтения тех, кого они выбирают.

Обработка результатов состоит в определении числа выборов, которые получит каждый из участников. Результаты надо сделать анонимными и каждый узнает только то, как к нему относится группа и что представляет вся группа как коллектив.

Мысли мудрых
  1. Вся наша жизнь – это хождение по коллективам. А. Петровский, доктор психологических наук.
  2. Обособленный от других человек никогда не достигнет цели. И. Гете.
  3. Тот, кто думает, что можно обойтись без других, заблуждается; но еще сильнее заблуждается тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него. Ф. Ларошфуко.
  4. В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого. Л.Н. Толстой.


{SL_links}

Вернуться назад