Vlivkor.Com > Статьи, Психология > Этика и психология семейной жизни Этика и психология семейной жизни15 сентября 2014. Разместил: lessons |
Авторская программа психологического сопровождения учащихся 10-х классовДля современного 10-го класса, находящегося в условиях обновления содержания образования, важнейшей является проблема социально-психологической адаптации к новой ситуации. Основная цель работы психолога в 10-м классе – способствовать социально-психологической адаптации, а также формирование психологической готовности старшеклассников к вступлению во взрослую жизнь.
1. Пояснительная записка
Основная идея обновления общего среднего образования состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.
Многолетняя практика показала, что, начиная с подросткового возраста в системе образования необходимо создать условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших жизненных планов. Иначе говоря, профилизация обучения соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства учащихся.
Большую роль в реализации профильного обучения должна играть и психологическая служба школы. Переход на про ильное обучение требует от школьного психолога разработки и применения такой комплексной модели сопровождения, которая могла бы не просто поддержать школьника в его профессиональном выборе, а обеспечить формирование самой способности к сознательному ответственному выбору. Главной проблемой, усложняющей переход на профильное обучение, как показывают многочисленные наблюдения педагогов и психологические исследования, является неспособность учащихся к планированию учебной и профессиональной карьеры, и к проектированию собственного жизненного пути. Зачастую при выборе профиля обучения интересы и способности школьника расходятся или же на первое место ставится вопрос престижа, и он совершает ошибку в выборе, о которой жалеет в последствии и он сам и его родители.
Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в pemenueзадач развития, обучения, воспитания, социализации.
Исходя из этой проблемы возникает резонный вопрос — каковы пути, средства и психолого-педагогические условия формирования у учащихся индивидуальной траектории профессионализации.
Возникает необходимость в разработке программы деятельности психологической службы школы относительно профильных классов.
Цель программы:
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся (далее в тексте ППС) старшего звена в условиях профилизация образования — это поэтапный процесс, в ходе которого происходит формирование профессионально и социально зрелой личности, способной реализовать себя в любых социально-экономических условиях.
ППС профильных классов делится на три сопровождающих цикла: подготовительный цикл (9 класс), адаптационный (10 класс) и заключительный (11 класс).
Для современного 10 класса, находящегося в условиях обновления содержания образования, важнейшей является проблема социально-психологической адаптации к новой ситуации обучения. К ней, в свою очередь, можно отнести такие проблемы, как адаптация в новом коллективе, адаптация к увеличившейся учебной нагрузке по определенному профилю, к новым требованиям учителей (критерии оценок, статус ученика среди сверстников, формирование представления о себе в глазах окружающих).
Основная дель работы психолога в 10 классе — способствовать социальнопсихологический адаптации учащихся к новой ситуации обучении.
Требования к реализатору программы:
Проведение занятий в полном объеме рассчитано на специалиста с высшим психологическим образованием, имеющего специальную подготовку в различных областях практической психологии, так как в содержание программы включены проективные методики, приемы социодрамы, ролевые игры, блок теоретической информации по психологии. Кроме этого используется групповая оценка и дискуссия как базовые методы социально-психологического тренинга.
2. Констатирующая (содержательная) часть
Содержание профильного курса «Познай себя и окружающих» представляет следующие темы: основные понятия — знакомство с психологией как наукой, тренингом -как видом работы, изучение правил тренин говых занятий, понятия о личности, методов психологии, познавательных процессов, темперамента, характера, мотивов самопознания, эмоций и мимики, приобретение опыта конструктивного взаимоотношения с окружающими, развитие навыков рефлексии, личностный рост, актуализация у подростков опыта семейного взаимодействия.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны иметь представление:
знать:
уметь:
3. Нормативная часть
Курс «Познай себя и окружающих» для учащихся 10 класса. (Приложение)
4. Информационно-методическая часть.
Формы оценки знаний учащихся
Способы оценивания результатов деятельности учащихся:
Подведение итогов и оценивание деятельности учащихся может проводиться в традиционной форме: оценки за ответ на уроке, за выполнение практических, домашних работ, эссе, участие в тренингах, а также в сочетании с инновационными методами аттестации: мини-исследование, интервьюирование, итоговых творческих работ в виде рефератов и электронных программных продуктов(презентация), а так же специалисту курса необходимо проводить мониторинг личностного развития учащихся по результатам диагностики с целью профессионального отслеживания качества образовательной деятельности в рамках данного курса.
Ученик выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога — обучение детей навыкам самооценивания и взаимооценивания. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта.
Поэтому предлагается оценивать работы учеников по следующим правилам:
Оценки промежуточного контроля знаний и проверка понимания теоретической части психологических знаний:
Итоговый контроль
Проводится в конце всего курса в форме защиты творческих работ. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям и направлениям курса. При оценивании творческих работ предлагается шкала оценок, включающая оценивание как содержания работы, ее техническое исполнение, а также, эстетическую сторону. Формой итоговой оценки каждого ученика выступает образовательная характеристика, в которой указывается уровень освоения им каждой из целей курса и каждого из направлений индивидуальной программы ученика по курсу.
5. Тематика творческих работ для учащихся:
6.Список рекомендуемой литературы:
Вернуться назад |