Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/classes/templates.class.php on line 162 Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/modules/sitelogin.php on line 110 :VLIVKOR.COM: > Версия для печати > Формирование социальной компетентности на уроках математики
{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Статьи, Педагогика, Воспитание, Психология, Методики > Формирование социальной компетентности на уроках математики
{LF_links}

Формирование социальной компетентности на уроках математики


24 февраля 2015. Разместил: lessons
В условиях преобразований в обществе значительные требования предъявляются к развитию социальной компетентности. Социальная компетентность – это мотивированность, социальная активность, желание жить в обществе. К методам обучения, которые способствуют вовлечению обучающихся в активный процесс получения знаний, в процесс их переработки, относятся: работа в группах, учебная дискуссия, игровое моделирование, проектная деятельность, деловые игры, ролевые игры и т.д.

О достоинствах человека надо судить не по его хорошим качествам,
а по тому, как он умеет ими пользоваться.
Ларошфуко
Основным направлением модернизации российского образования является достижение нового, современного качества образования через идею компетентностного подхода.

В условиях преобразований в обществе значительные требования предъявляются к развитию социальной компетентности. Главные составляющие социальной компетентности, выделенные правительственной стратегией модернизации образования:
  1. работа в команде, коммуникативные навыки;
  2. стремление к пониманию собственных потребностей, способность принимать свои решения;
  3. умение определить собственную роль в обществе;
  4. ценностные ориентации;
  5. саморегуляция; культура межличностных отношений.
Как же строить уроки, которые будут способствовать формированию социальной компетентности?

Социальная компетентность – это мотивированность, социальная активность, желание жить в обществе.

Поэтому в процессе обучения для формирования социальной компетентности необходимо использовать методические средства:
  1. мотивацию учебной деятельности,
  2. создание в образовательной деятельности обстановки, вызывающей положительные эмоции,
  3. создание ситуации успеха,
  4. организацию положительных эмоций в общении «учитель – ученик», «ученик – ученик»,
  5. организацию самоанализа обучающимися собственной деятельности.
Анализ психолого-педагогических исследований позволяет определить задачи развития социальной компетентности в образовательном процессе:
  1. организация работы в парах, группах. Групповая работа способствует социальному созреванию, расширяет возможности освоения новых социальных ролей.
  2. для овладения нормами общения предоставление обучающимсявозможности проживания разнообразных ролей;
  3. для накопления опыта осознанного выбора систематическое предложение заданий на выбор;
  4. проведение различных видов рефлексии.
Задачи можно решать во внеурочное время, на уроке.

К методам обучения, которые способствуют вовлечению обучающихся в активный процесс получения знаний, в процесс их переработки, относятся: работа в группах, учебная дискуссия, игровое моделирование, проектная деятельность, деловые игры, ролевые игры и т.д. Эти формы обучения важны для обучающихся, поскольку позволяют каждому включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушать другие точки зрения, увидеть многомерность задачи и пр.

Структура деловой игры на уроке математики:
  1. знакомство с реальной ситуацией;
  2. построение её имитационной модели;
  3. постановка главной задачи командам;
  4. создание игровой проблемной ситуации;
  5. определение необходимого теоретического материала;
  6. разрешение проблемы;
  7. обсуждение и проверка полученных результатов;
  8. коррекция;
  9. реализация принятого решения;
  10. рефлексия;
  11. оценка результатов работы.
Специфика ролевой игры характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия обучающихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределёнными ролями.

Уроки - ролевые игры можно разделить на три группы:
  1. имитационные, которые направлены на имитацию профессионального действия;
  2. ситуационные, которые связаны с решением конкретной проблемы;
  3. условные, которые посвящены разрешению различных конфликтов и т.д.
Формы проведения ролевых игр: урок - путешествие, урок – суд, дискуссия на основе распределения ролей, пресс-конференция.

Проектная деятельность - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, самостоятельной деятельности обучающихся, которая осуществляется под руководством педагога, направлена на решение творческой, исследовательской, социально значимой проблемы. Проектная деятельность формирует умение работать в коллективе, чувство ответственности за принимаемое решение. Ответственность является основой для развития социальной компетентности.

Примерный перечень критериев оценки проектной деятельности:
  1. Обоснование и постановка цели,планирование путей ее достижения.
  2. Полнота использованной информации,разнообразие источников.
  3. Творческий и аналитический подход к работе.
  4. Соответствие требованиям оформления работы.
  5. Анализ процесса и результата работы.
  6. Качество проведения презентации.
Темы проектов по математике:
  1. Числа вокруг нас.
  2. Стоимость ремонт собственной квартиры?
  3. Математика в борьбе с загрязнением окружающей среды.
  4. Как обсчитать бюджет семьи?
  5. Грамотный покупатель.
  6. Математика в медицине.
  7. Статистика не существует без процентов.
  8. Приложения определённого интеграла в экономике.
  9. Многогранники в архитектуре нашего города.
Средством формирования социальной компетентности обучающихся является и использование мультимедийного оборудования. При использовании информационных технологий на уроках повышается степень усвоения знаний обучающимися, так как при этом задействуются несколько каналов восприятия. Активная работа обучающихся с динамическими интерактивными объектами, игровыми заданиями превращает обычный урок в творческий процесс.

Для развития социальной компетентности существенным моментом является потребность в усилении практического аспекта образования, которая заявлена в концепции школьного стандарта математического образования. Необходимо научить школьников находить, описывать и разрешать с помощью математических моделей жизненные ситуации, уделять больше времени решению практико-ориентированных задач.

Используемыетехнологии формирования социальной компетентности помогают воспитывать человека, умеющего находить гуманистический, ценностно-смысловой аспект образования, самостоятельно творчески мыслящего, умеющего находить и рационально решать проблемы.

Список литературы:
  1. Калинина Н.В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения. – Психологическая наука и образование, 2001, № 4.
  2. Лэнгдон Н. Снейч Ч. С математикой в путь! – М.: Лайда, 1987
  3. Мадер В.В. Математический детектив. – М.: Просвещение, 1992
  4. Манвелов Конструирование современного урока математики. – М.: Просвещение, 2002
  5. Мель Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа «Я» в ситуации перелома. – Вопросы психологии, 1995, № 5.
  6. Минскин Е.М. От игры к знаниям. – М.: Просвещение, 1982
  7. Ступницкая М.А. Проектная деятельность как средство повышения учебного мотива и развития информационных и коммуникативных навыков учащихся /Материалы городской научно-практической конференции «Комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья школьников». – М., 2004
  8. Учурова С. А. Развитие социальной компетентности подростков в учебной групповой работе. – Известия Уральского государственного университета, 2007, № 50.


{SL_links}

Вернуться назад