mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2015
    24
    фев
    Формирование социальной компетентности на уроках математики
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт
    В условиях преобразований в обществе значительные требования предъявляются к развитию социальной компетентности. Социальная компетентность – это мотивированность, социальная активность, желание жить в обществе. К методам обучения, которые способствуют вовлечению обучающихся в активный процесс получения знаний, в процесс их переработки, относятся: работа в группах, учебная дискуссия, игровое моделирование, проектная деятельность, деловые игры, ролевые игры и т.д.

    О достоинствах человека надо судить не по его хорошим качествам,
    а по тому, как он умеет ими пользоваться.
    Ларошфуко
    Основным направлением модернизации российского образования является достижение нового, современного качества образования через идею компетентностного подхода.

    В условиях преобразований в обществе значительные требования предъявляются к развитию социальной компетентности. Главные составляющие социальной компетентности, выделенные правительственной стратегией модернизации образования:
    1. работа в команде, коммуникативные навыки;
    2. стремление к пониманию собственных потребностей, способность принимать свои решения;
    3. умение определить собственную роль в обществе;
    4. ценностные ориентации;
    5. саморегуляция; культура межличностных отношений.
    Как же строить уроки, которые будут способствовать формированию социальной компетентности?

    Социальная компетентность – это мотивированность, социальная активность, желание жить в обществе.

    Поэтому в процессе обучения для формирования социальной компетентности необходимо использовать методические средства:
    1. мотивацию учебной деятельности,
    2. создание в образовательной деятельности обстановки, вызывающей положительные эмоции,
    3. создание ситуации успеха,
    4. организацию положительных эмоций в общении «учитель – ученик», «ученик – ученик»,
    5. организацию самоанализа обучающимися собственной деятельности.
    Анализ психолого-педагогических исследований позволяет определить задачи развития социальной компетентности в образовательном процессе:
    1. организация работы в парах, группах. Групповая работа способствует социальному созреванию, расширяет возможности освоения новых социальных ролей.
    2. для овладения нормами общения предоставление обучающимсявозможности проживания разнообразных ролей;
    3. для накопления опыта осознанного выбора систематическое предложение заданий на выбор;
    4. проведение различных видов рефлексии.
    Задачи можно решать во внеурочное время, на уроке.

    К методам обучения, которые способствуют вовлечению обучающихся в активный процесс получения знаний, в процесс их переработки, относятся: работа в группах, учебная дискуссия, игровое моделирование, проектная деятельность, деловые игры, ролевые игры и т.д. Эти формы обучения важны для обучающихся, поскольку позволяют каждому включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушать другие точки зрения, увидеть многомерность задачи и пр.

    Структура деловой игры на уроке математики:
    1. знакомство с реальной ситуацией;
    2. построение её имитационной модели;
    3. постановка главной задачи командам;
    4. создание игровой проблемной ситуации;
    5. определение необходимого теоретического материала;
    6. разрешение проблемы;
    7. обсуждение и проверка полученных результатов;
    8. коррекция;
    9. реализация принятого решения;
    10. рефлексия;
    11. оценка результатов работы.
    Специфика ролевой игры характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия обучающихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределёнными ролями.

    Уроки - ролевые игры можно разделить на три группы:
    1. имитационные, которые направлены на имитацию профессионального действия;
    2. ситуационные, которые связаны с решением конкретной проблемы;
    3. условные, которые посвящены разрешению различных конфликтов и т.д.
    Формы проведения ролевых игр: урок - путешествие, урок – суд, дискуссия на основе распределения ролей, пресс-конференция.

    Проектная деятельность - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, самостоятельной деятельности обучающихся, которая осуществляется под руководством педагога, направлена на решение творческой, исследовательской, социально значимой проблемы. Проектная деятельность формирует умение работать в коллективе, чувство ответственности за принимаемое решение. Ответственность является основой для развития социальной компетентности.

    Примерный перечень критериев оценки проектной деятельности:
    1. Обоснование и постановка цели,планирование путей ее достижения.
    2. Полнота использованной информации,разнообразие источников.
    3. Творческий и аналитический подход к работе.
    4. Соответствие требованиям оформления работы.
    5. Анализ процесса и результата работы.
    6. Качество проведения презентации.
    Темы проектов по математике:
    1. Числа вокруг нас.
    2. Стоимость ремонт собственной квартиры?
    3. Математика в борьбе с загрязнением окружающей среды.
    4. Как обсчитать бюджет семьи?
    5. Грамотный покупатель.
    6. Математика в медицине.
    7. Статистика не существует без процентов.
    8. Приложения определённого интеграла в экономике.
    9. Многогранники в архитектуре нашего города.
    Средством формирования социальной компетентности обучающихся является и использование мультимедийного оборудования. При использовании информационных технологий на уроках повышается степень усвоения знаний обучающимися, так как при этом задействуются несколько каналов восприятия. Активная работа обучающихся с динамическими интерактивными объектами, игровыми заданиями превращает обычный урок в творческий процесс.

    Для развития социальной компетентности существенным моментом является потребность в усилении практического аспекта образования, которая заявлена в концепции школьного стандарта математического образования. Необходимо научить школьников находить, описывать и разрешать с помощью математических моделей жизненные ситуации, уделять больше времени решению практико-ориентированных задач.

    Используемыетехнологии формирования социальной компетентности помогают воспитывать человека, умеющего находить гуманистический, ценностно-смысловой аспект образования, самостоятельно творчески мыслящего, умеющего находить и рационально решать проблемы.

    Список литературы:
    1. Калинина Н.В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения. – Психологическая наука и образование, 2001, № 4.
    2. Лэнгдон Н. Снейч Ч. С математикой в путь! – М.: Лайда, 1987
    3. Мадер В.В. Математический детектив. – М.: Просвещение, 1992
    4. Манвелов Конструирование современного урока математики. – М.: Просвещение, 2002
    5. Мель Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа «Я» в ситуации перелома. – Вопросы психологии, 1995, № 5.
    6. Минскин Е.М. От игры к знаниям. – М.: Просвещение, 1982
    7. Ступницкая М.А. Проектная деятельность как средство повышения учебного мотива и развития информационных и коммуникативных навыков учащихся /Материалы городской научно-практической конференции «Комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья школьников». – М., 2004
    8. Учурова С. А. Развитие социальной компетентности подростков в учебной групповой работе. – Известия Уральского государственного университета, 2007, № 50.


    Сизых Татьяна Валентиновна, учитель математики, заместитель директора по УВР

    МБОУ "Гимназия № 9"


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 1173
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.