Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/classes/templates.class.php on line 162 Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/modules/sitelogin.php on line 110
Vlivkor.Com > Статьи, Преподавание, Методики > Обучение детей 5–6 лет игре на баяне и аккордионе Обучение детей 5–6 лет игре на баяне и аккордионе20 июня 2020. Разместил: lessons |
Авторская образовательная программа для детей со слабыми музыкальными даннымиВ настоящее время педагоги по классу баяна и аккордеона столкнулись с проблемой обучения детей 5–6-летнего возраста. Это связано с желанием родителей обучать маленьких детей игре на таких инструментах, как баян и аккордеон. Какой-либо литературы по обучению детей 5–6 лет игре на баяне и аккордеоне нет, поэтому возникла необходимость создания данной программы. Программа предназначена для обучения детей 5–6 лет игре на баяне и аккордеоне.
Перемены, происходящие в общественной жизни нашей страны, в значительной степени затронули систему образования и культуры. Центром музыкального воспитания и образования детей, по-прежнему, остаются Детские музыкальные школы и Детские школы искусств, т.к. они являются наиболее массовым звеном в системе музыкального образования.
На основании программ, разработанных Министерством Культуры СССР (1967 г., 1988 г. и др.), прием детей в музыкальную школу в классе баяна и аккордеона производился в возрасте 9-10 лет с учетом специфики инструмента и физических данных ребенка.
В настоящее время педагоги по классу баяна и аккордеона столкнулись с проблемой обучения детей 5-6 летнего возраста. Это связано с желанием родителей, обучать маленьких детей игре на таких инструментах, как баян и аккордеон.
Какой-либо литературы по обучению детей 5-6 лет игре на баяне и аккордеоне нет, поэтому возникла необходимость создания данной программы.
Программа предназначена для обучения детей 5-6 лет игре на баяне и аккордеоне.
Цель данной программы - наиболее эффективно организовать учебный процесс в соответствии с современными требованиями, предъявленными к музыкальной педагогике.
Данная программа рассчитана на 2 года обучения детей в подготовительном классе:
I ЭТАП – дошкольный (музыкальное развитие детей младшего возраста.)
Направление данного этапа – общеобразовательное.
ЦЕЛЬ: создание "фундамента", на котором построится все дальнейшее развитие ученика. Период духовного овладения музыкой (хранить в уме, носить в душе, слышать своим ухом).
II ЭТАП - школьный (в данной программе не рассматривается).
Многолетние исследования и опыт работы показали, что обучать детей такого возраста возможно. Ещё А.Д.Артоболевская говорила, что "приобщать детей к искусству следует с самого раннего возраста”.
Для успешности обучения необходимы следующие условия:
Буквально к каждому ребенку, независимо от степени его одаренности можно найти соответствующий подход, подобрать ключи для вхождения в страну музыки.
Основная цель обучения - общемузыкальное развитие
Сопутствующие цели:
Ключевая задача музыкального образования:
приближение обучения игре на музыкальном инструменте к запросам учащихся и их родителей. Необходимо так построить учебный процесс по этому предмету, чтобы овладение им нашло практическое применение в жизни учащегося, как во время обучения, так и после окончания школы.
Как показала практика общения с родителями в задачах и целях обучения игре на инструменте в системе Детской школы искусств, они хотели бы видеть формирование следующих музыкальных способностей и интересов детей:
Эти пожелания родителей и должны стать руководством к действию педагогов Детской школы искусств во время всего периода обучения ребенка в музыкальной школе.
Задачи первых двух лет обучения:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ 5-6 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТАЖелательно, чтобы дети, обучающиеся по данной программе, обладали определенными музыкальными способностями:
Но эти показатели не являются главным критерием при обучении ребенка. Преобладающим фактором должны служить: интерес и желание заниматься музыкой. Способности ребенка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить ее с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных ступеней - задача педагога.
Так, Пятый год жизни характеризуется активной любознательностью детей. Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить:
Ребенку понятны требования:
Шестой год жизни - это период подготовки ребенка к школе. При обучении 6-леток необходимо учитывать тот жизненный и музыкальный опыт, которым владеет ребенок к моменту своего прихода в школу.
Алгоритм выполнения программы:
Обучение игре на инструменте начинается с так называемого донотного периода (На первом этапе исключить раздел – знакомство с нотной грамотой).
Содержание работы:
На уроке по специальности ученик должен, прежде всего, учиться играть на инструменте. Опыт показывает, что начинать игру на инструменте предпочтительней с левой руки. Пьески необходимо подбирать с учетом психологических особенностей детей дошкольного возраста.
Предпочтение следует отдавать игре нон легато.
Начинать обучение нужно с игры одним пальцем и от урока к уроку с каждой новой пьесой включать в работу все пальцы. Уже на первых занятиях ученик должен понять закономерности аппликатуры, исходя из естественного и удобного расположения пальцев на клавиатуре.
Убедившись в том, что малыш:
Можно приступить к изучению нотной грамоты и игре по нотам. Обучение нотной грамоте должно быть постепенным, не форсированным. Опыт показывает, что наилучший путь к овладению нотной грамотой - запись учеником играемых им мелодий. Не может быть и речи о разъяснении дошкольнику ритмических закономерностей. Ритм воспринимается ребенком в этом возрасте на слух, зрительно, с помощью текста, путем сравнения длинных и коротких длительностей. Незаменимыми в домашних занятиях являются нотные прописи, в которых довольно в простой форме излагается теоретический материал, много творческих заданий, загадок.
Приступить к первому практическому уроку только после выполнения требований к посадке ученика, установке инструмента, постановки рук:
Часть урока посвятить упражнениям:
Образное восприятие, активная работа воображения - отличительная особенность детского мышления. Для развития образного мышления, педагогу предлагается применять в работе следующие упражнения:
В развитии обратного мышления начинающего музыканта целесообразно исходить не из обращения к "целостному” образу, а от умения исполнителя выявить образ в звучании, т.е. придать приему, звуку, нюансу тот характер, ту степень яркости, которые продиктованы образом. Именно на начальном этапе обучения необходимо стремиться развивать образное
мышление ученика, искать такие способы развития ученика, которые бы постепенно превращали его фантазию в звуковое воображение.
Формы работы:
1. Индивидуальное обучение в классе по специальности. Форма занятий – урок по 20-25 минут 2 раза в неделю.
2. Игра в ансамбле с педагогом
Ансамбль – это вид совместного музицирования. Еще Г.Нейгауз писал по поводу игры в ансамбле: "С самого начала, с самого первого занятия ученик вовлекается в активное музицирование. Совместно с учителем он играет простые, но уже имеющие художественное значение пьесы. Дети сразу ощущают радость непосредственного восприятия, хотя и крупицы, но искусства. Еще не зная нот, и то, что ученики играют музыку, которая у них на слуху, несомненно, будет побуждать их как можно лучше выполнять первые музыкальные обязанности. А это и есть начало работы над художественным образом”.
Задачи преподавателя в работе над ансамблем:
Навыки игры, приобретаемые детьми при игре в ансамбле:
Очень важно, начиная работу с детьми 5-6 летнего возраста, сделать родителей соучастниками педагогического процесса.
А.Д. Артоболевская писала: "Радостным трудом для самих родителей должно быть то время, которое они будут отдавать музыкальным занятиям. Семья может и должна стать первой ступенью художественного воспитания”.
Цели сотрудничества:
Задачи в работе с родителями:
Работа с родителями осуществляется в 2-х направлениях:
Наиболее рациональная форма работы с родителями:
Преподавателю: изготовить необходимый дидактический материал по различным темам (наглядные пособия с названиями нот, их длительностей, динамических оттенков, знаков альтерации и т.д.)
Для педагогов работающих по этой программе необходимо иметь как минимум следующие учебные пособия:
Д.Самойлов "15 уроков игры на баяне”
Г.Стативкин "Начальное обучение на готово-выборном баяне”
Г.Бойцова "Юный аккордеонист” I-II части и другие (указаны в списке литературы).
Работа по данной программе предполагает наличие у преподавателя хотя бы небольшого педагогического опыта. Авторы данной программы могут оказать методическую помощь в ее реализации (имеется необходимая методическая литература и дидактический материал).
Учебно-материальная база:
Для работы с детьми 5 - 6 летнего возраста необходимо подготовить в классе маленькие, соответствующие росту учащихся стульчики, и непременное условие – музыкальные инструменты небольшого размера. В нашей школе есть такие инструменты:
Баяны:
Аккордеоны:
КОНТРОЛЬ И УЧЁТ УСПЕВАЕМОСТИ
Формы контроля:
Оценочные критерии:
ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К концу года ученик должен освоить: 15-20 пьес, песенок, попевок исполняемых двумя руками вместе
Вернуться назад |