Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/classes/templates.class.php on line 162 Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/modules/sitelogin.php on line 110
Vlivkor.Com > Сценарии, Интеллектуальные > Вода на Земле Вода на Земле21 мая 2007. Разместил: lessons |
Внеклассное мероприятие по природоведению в 5-м классеУчебная цель:
Развивающая цель: обеспечить развитие у школьников интеллектуальной культуры Воспитательная цель:
На фоне музыки демонстрируется видеофрагмент о гидросфере и о многообразии видов существования воды на Земле (Мировой океан, воды суши, ледники, реки, озера, айсберги, подземные воды, облака, осадки) и о значении воды в природе и жизни человека. Учитель:
Дорогие ребята! Вы посмотрели видеофрагмент о самом распространенном веществе на земной поверхности – о ее Величестве Воде! Увидели все многообразие форм ее существования, ее огромное значение в жизни нашей планеты и в жизни человечества. Кто из вас скажет, а все ли рассказано в этом фрагменте о воде? В зале присутствуют дети в костюмах героев сказки Н.Носова “Приключения Незнайки и его друзей”, которые являются активными участниками всего мероприятия. Знайка: Можно мне? Учитель ( удивленно): Извольте, голубчик. Что-то я вас не припомню. Вы что, новенький? Знайка: Это как сказать. В вашей школе да. А в Цветочном городке я старейший. Учитель: Не морочьте мне голову. Отвечайте на вопрос. Знайка: А можно мы расскажем про ее Величество – воду с фантазией, с огоньком, чтобы ученики запомнили информацию. Учитель: Интересно, что это значит – с огоньком и фантазией? Знайка: Но ведь учение должно быть с увлечением? Верно? Вот и давайте позовем сюда моих друзей – коротышек. Учитель: Да я, право, не возражаю. Ну а мне-то, что делать? Это же мое мероприятие! Знайка: А что вам мешает стать одним из нас. Я чувствую, что вы в душе художник, так станьте же художником Тюбиком! ( Надевает учителю берет и завязывает бант, дает краски). Звучит мелодия песни “Я буду ждать...”, выбегают герои сказки, приветствуя зал и друг друга. Коротышки ( поют):
Припев:
Звучит музыкальный фрагмент песни “Я нарисую”. Учитель в образе художника начинает рисовать картину “Круговорот воды в природе” Знайка ( говорит на фоне музыки): Разве вода – это только жидкость,что налита в стакан? Океан, покрывающий почти всю нашу планету, всю чудесную Землю, в которой миллиарды лет назад зародилась жизнь. Пилюлькин: Тучи, облака, туман, несущие влагу всему живому на земле – это ведь тоже вода. Пончик: Бескрайние ледяные пустыни полярных областей, снежные покровы, застилающие половину планеты, и это все вода, питающая поверхность земли. А режим питания нарушать нельзя! Поэт Светик ( поет):
Прекрасно многообразие красок солнечного заката, багряные переливы солнца… Вода – великий поэт! Художник (учитель): И самый великий художник – вода! Знайка: Симфония цвета возникает из-за рассеивания и поглощения солнечного спектра водяными парами атмосферы. Пончик: На глобусе Земли больше воды, чем суши. Земля, как арбуз, который питается водой. А режим питания нарушать нельзя! Количество переходит в качество. Художник (учитель): А кем и когда был доказан качественный и количественный состав молекулы воды? Звучит музыка. Идет пантомима-танец с портретами ученых, в ходе пантомимы составляется химическая формула и модель молекулы воды. Поэт Светик ( поет):
Все: Почему? Знайка: Доказано опытами по разложению воды. Художник (учитель): Ребята! Давайте тоже попробуем доказать химический состав воды. Кто из вас хочет почувствовать себя настоящим ученым-исследователем, таким как Лаплас или Лавуазье? Из зала приглашаются двое желающих, и под руководством учителя проводят опыт по разложению воды под действием электрического тока [2]. Один из участников опыта определяет продукты разложения на наличие кислорода ( тлеющей лучинкой), другой – на наличие водорода (горящей спичкой). Учитель просит зал прокомментировать увиденное и сделать выводы. Звучит музыка. Поэт Светик ( поет):
Доктор Пилюлькин: Вот какие мы знания вам даем. Знайка: Мы уверены, что вы все запомните! Пончик: А вот Незнайка ничего не запомнил, потому что он рассеянный, так как он не ест шоколад, а питается чем попало. А режим питания нарушать нельзя! Появляется Незнайка. Звучит музыка. Незнайка поет. Незнайка:
Припев:
Припев.
Коротышки смеются. Знайка: Все ты перепутал, Незнайка. А наука утверждает, что вода обладает физическими свойствами. Ведь при нормальных условиях вода не имеет запаха. Пончик: Не имеет вкуса, а жаль! Так бы я, не взирая на режим питания... ( Все шикают на него). Художник (Учитель): Вода бесцветна. Пилюлькин: Не ядовита. Кипит при температуре 100о, а замерзает 0о С. Незнайка: Это точно, у меня на морозе всегда сопли мерзнут. Пилюлькин: При нагревании вода расширяется, а при охлаждении сжимается. И если бы тебе вовремя закапать лекарство для носа, то у тебя и не бы насморка! Незнайка: Да замолчи ты, Пилюлькин, со своим насморком. Вот что ты там сказал о расширении? Я однажды летом забыл во дворе бутыль с квасом, а зимой, ка-ак бахнуло, и бутыль от мороза разорвало. О-о! Вот тебе и вода... Знайка: Вода обладает исключительной теплоемкостью. Поэтому большие водные бассейны медленно нагреваются и медленно остывают, регулируя температуру нашей планеты [5]. Незнайка: А вот я однажды тоже нырнул в бассейн, думал, что вода теплая. А Пчелка и Ромашка забыли ее подогреть, так она бы-ыстро остыла, а они еще и хлорки добавили, это они из вредности, ну ничего! Ну, я им еще покажу… Знайка: Не пори чушь. Мы говорим о больших водных бассейнах, морях, океанах... Вода в них выравнивает климат, т.к. она возвращает и поглощает очень много тепла [2]. Незнайка: Не-а. А как же тогда космический холод? Пилюлькин: От него защищают молекулы воды, которые рассеяны в атмосфере,в облаках и в виде паров. Кстати, капельки испарения есть и у тебя. А не температуришь ли ты, голубчик? ( Подходит к Незнайке, пробует рукой лоб). А не сделать ли тебе укольчик? Незнайка: Нет, вы посмотрите только на него, как это называется, я вас спрашиваю? Коротышки и учитель: Это называется агрегатное состояние воды! Поэт Светик ( с завыванием): Вода жила и по стеклу текла! Знайка: То есть жидкое состояние – обыкновенная вода. Поэт Светик ( трагически): Но вдруг ее морозом оковало! Знайка: Твердое состояние – лед, снег, град, айсберг. Поэт Светик ( вдохновенно):
Знайка: Испарилась – газообразное состояние. Понял, Незнайка? Незнайка ( задиристо): А чего вы грузите, чего грузите. Я, может устал и того, спать хочу, а вы: “Ля-ля-ля”. Вы должны применять новые научные того... технологии, чтобы я что-то усвоил. Коротышки и учитель: Это какие же? Незнайка: А вот... давайте ваши учебники по химии, биологии. Я лягу спать, а их под голову положу. А во сне это, как его, подсознание все прочтет и сознанию передаст. Короче, идите, идите, не мешайте научному эксперименту. Звучит фонограмма космической музыки, в разноцветных плащах появляются видения: Гремучий газ, Гидросфера, Фотосинтез. Они окружают спящего Незнайку. Гремучий газ: Я гремучий газ – брат воды. Состою из двух объемов водорода и одного объема кислорода. В основе изучения качественного и количественного вещества лежат два метода: синтез и анализ. Вот газ водород соединяется с газом кислородом. Достаточно одной искры, и тогда я ка-а-ак жахну, произойдет взрыв и все перейдет в водяной пар. Это метод – синтез. А если разложить на водород и кислород – это уже анализ. Я гремучий газ – могу так жахнуть! Ха-ха-ха! Гидросфера:
Фотосинтез: Я фотосинтез. В растительной клетке протекает реакция образования органических веществ из воды и углекислого газа под воздействием солнечной света. В качестве побочного продукта фотосинтеза образуется молекулярный кислород [5]. Видения по очереди говорят и уходят. Видения:
Незнайка ( просыпаясь): Ой, чего это мне привиделось! Даже голова разболелась от знаний. Выходят все действующие лица. Знайка: Ну, как научный эксперимент? Что ты познал? Незнайка: Я как фильм посмотрел. Даже название помню “Брат”. Там все взрывалось! Брат как жахнул, так один хмырь по кличке “Синтез” сразу в анализ превратился. А еще приплывала ко мне гидра, говорит: “Хлебай воду пресную, а соленую не тронь, а горькую тем более”. Да я вообще не пью, только газировку. А еще фотографировал меня какой-то синтез, да еще и угрожал: “Отдавай, говорит солнечную энергию!” Ну, я и отдал, чтоб он мне того... молекулярный кислород не перекрыл. Все коротышки смеются. Знайка: Какая же каша у тебя в голове, Незнайка. (Можно опросить зал). Незнайка: Это, того... метод подвел. Я больше не буду, честно-пречестно. Я что виноват, что весь состою из фантазий и идей? Коротышки все вместе: Ты состоишь из воды. Незнайка: Ну? А вы? Коротышки все вместе: И мы. Незнайка: А вы, ребята? Зрители: И мы тоже! Пилюлькин ( выносит макет человека в разрезе): Вот, это человек. Жизнь его тесно связана с водой и зависит от нее, человек содержит много воды, она составляет более половины его массы – 65%. Вода входит в состав пищеварительных соков. Пончик ( встрепенувшись): Режим питания нарушать нельзя! Пилюлькин: Правильно, вода входит в состав крови, слез, пота, слюны и других жидкостей организма. Стекловидное тело глаза содержит 99% воды. Кровь – 90%, кости – 28%, мышцы – 75% , жировая ткань — 29% и даже в зубной эмали – 0,2% [4]. Художник (Учитель): Верно. Вода участвует во всех процессах жизнедеятельности человека. Осуществляет транспортировку питательных веществ и кислорода, выводит продукты распада, участвует в дыхании и терморегуляции. Пилюлькин: Потеря человеком воды на 12–15% ведет к нарушению обмена веществ, потеря ее до 25% – к гибели. Поэтому в организмах растений, животных, людей происходит процесс обновления воды. Без воды человек может прожить только 3 дня, а без пищи – 30-50 дней[4]. Пончик: Я не верблюд, я лично столько не могу прожить. Режим питания нарушать нельзя! Пилюлькин: Это верно, Пончик, но ведь бывают лихолетья, время испытаний. И тогда люди вспоминают сказки о живой и мертвой воде. А это вовсе и не сказки. Вода, которая хранится в серебряных сосудах, называется серебряной и имеет лечебные свойства. В древней Индии раны омывали такой водой. При крещении серебряный крест выдерживали в воде, в которой крестили младенцев. Немного “ионов” серебра переходило в воду, от этого погибали болезнетворные микробы. Знайка: Вода играет жизненно важную роль в жизни животных и растений. Поэт Светик ( патетически):
Знайка: Вода – хороший растворитель. В ней растворяется минеральные соли земли, которые поглощают корни растений. А стебель является трубопроводом, по которому идут минеральные вещества. Влага необходима для прорастания семян. Существуют растения, для которых вода – среда обитания. Морские водоросли называют легкими планеты, потому что они выделяют до 80% кислорода [3]. Художник (Учитель): Они служат кормом для многих морских обитателей. Кровь, слюна, желудочный сок животных и птиц тоже содержит воду. Она, испаряясь, способствует охлаждению тела. Так что все в природе взаимосвязано, друзья. Круговорот. Посмотрите на картину, которую я нарисовал. (В красочной форме описывает процесс круговорота воды в природе). Незнайка: Да, здорово! Я все понял. Мы все, живущие на земле, зависим от воды, а значит друг от друга. А вот, когда я летал на Луну, то видел оттуда нашу голубую планету, но она уже и не такая уж и голубая. Почему ребята? Разве наша планета больна? Дети отвечают. Знайка: Большое количество пресной воды используется в промышленности. Заводы, фабрики, электростанции сбрасывают свои отходы в водоемы, от этих ядовитых веществ гибнут водоросли, рыба, раки, млекопитающие. Загнивающие воды отравляют воздух, становятся источниками тяжелых заболеваний. На фоне музыкального сопровождения демонстрируется видеофрагмент об экологическом состоянии водных ресурсов Земли. Поэт Светик ( взволнованно):
Звучит песня “Старый дом”. На вступлении учитель произносит текст, подводя итог мероприятия. Учитель: Вода! Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя не возможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Ты хранишь в себе информационную память глубин веков, которую только начал понимать человек. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, – ты жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. Ты создаешь неповторимый облик нашей голубой планеты, делаешь ее такой красивой! Ты – самое большое богатство на свете! Звучит песня. Все участники ( поют): А ветры дуют – дуют, а время мчится – мчится.
Артеменко Вера Павловна, учитель биологии и химии Вернуться назад |