Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное
Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики
Астрономия
Биология
География
Иностранный язык
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
Русский язык
Технология
Физика
Химия
Экология
Экономика
Сайта
Педагогика
Общество
Происшествия
Все сценарии
Все статьи
Все открытые уроки
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Какие сценарии чаще добавлять? |
Учебная цель:
Развивающая цель: обеспечить развитие у школьников интеллектуальной культуры
Воспитательная цель:
На фоне музыки демонстрируется видеофрагмент о гидросфере и о многообразии видов существования воды на Земле (Мировой океан, воды суши, ледники, реки, озера, айсберги, подземные воды, облака, осадки) и о значении воды в природе и жизни человека.
Учитель:
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Струя водопада и брызги фонтана,
И все это – только вода.
Дорогие ребята! Вы посмотрели видеофрагмент о самом распространенном веществе на земной поверхности – о ее Величестве Воде! Увидели все многообразие форм ее существования, ее огромное значение в жизни нашей планеты и в жизни человечества. Кто из вас скажет, а все ли рассказано в этом фрагменте о воде?
В зале присутствуют дети в костюмах героев сказки Н.Носова “Приключения Незнайки и его друзей”, которые являются активными участниками всего мероприятия.
Знайка: Можно мне?
Учитель ( удивленно): Извольте, голубчик. Что-то я вас не припомню. Вы что, новенький?
Знайка: Это как сказать. В вашей школе да. А в Цветочном городке я старейший.
Учитель: Не морочьте мне голову. Отвечайте на вопрос.
Знайка: А можно мы расскажем про ее Величество – воду с фантазией, с огоньком, чтобы ученики запомнили информацию.
Учитель: Интересно, что это значит – с огоньком и фантазией?
Знайка: Но ведь учение должно быть с увлечением? Верно? Вот и давайте позовем сюда моих друзей – коротышек.
Учитель: Да я, право, не возражаю. Ну а мне-то, что делать? Это же мое мероприятие!
Знайка: А что вам мешает стать одним из нас. Я чувствую, что вы в душе художник, так станьте же художником Тюбиком! ( Надевает учителю берет и завязывает бант, дает краски).
Звучит мелодия песни “Я буду ждать...”, выбегают герои сказки, приветствуя зал и друг друга.
Коротышки ( поют):
Всем жителям земной планеты
Забавный наш Цветочный городок
Поведает научные секреты –
Жить без воды никто еще не мог!
Знайка, Шпунтик, Винтик и Пилюлькин,
Художник Тюбик, Светик – наш поэт,
Ну а Незнайка в знаниях – Свистулькин,
Поэтому сегодня его нет!
Припев:
И вот мероприятие настало!
Про свойства и значения воды
Расскажем все, но это лишь начало,
Сегодня ваши знания нужны!
Звучит музыкальный фрагмент песни “Я нарисую”. Учитель в образе художника начинает рисовать картину “Круговорот воды в природе”
Знайка ( говорит на фоне музыки): Разве вода – это только жидкость,что налита в стакан? Океан, покрывающий почти всю нашу планету, всю чудесную Землю, в которой миллиарды лет назад зародилась жизнь.
Пилюлькин: Тучи, облака, туман, несущие влагу всему живому на земле – это ведь тоже вода.
Пончик: Бескрайние ледяные пустыни полярных областей, снежные покровы, застилающие половину планеты, и это все вода, питающая поверхность земли. А режим питания нарушать нельзя!
Поэт Светик ( поет):
В кружева будто одеты
Деревья, кусты, провода,
И кажется сказкою это,
А, в сущности – только вода!
Прекрасно многообразие красок солнечного заката, багряные переливы солнца… Вода – великий поэт!
Художник (учитель): И самый великий художник – вода!
Знайка: Симфония цвета возникает из-за рассеивания и поглощения солнечного спектра водяными парами атмосферы.
Пончик: На глобусе Земли больше воды, чем суши. Земля, как арбуз, который питается водой. А режим питания нарушать нельзя! Количество переходит в качество.
Художник (учитель): А кем и когда был доказан качественный и количественный состав молекулы воды?
Звучит музыка. Идет пантомима-танец с портретами ученых, в ходе пантомимы составляется химическая формула и модель молекулы воды.
Поэт Светик ( поет):
Лавуазье доверено,
Чтобы было все проверено,
С Лапласом выполнял эксперимент,
Все проанализировал,
Он воду синтезировал
И доказал – она не элемент [1]
Все: Почему?
Знайка: Доказано опытами по разложению воды.
Художник (учитель): Ребята! Давайте тоже попробуем доказать химический состав воды. Кто из вас хочет почувствовать себя настоящим ученым-исследователем, таким как Лаплас или Лавуазье?
Из зала приглашаются двое желающих, и под руководством учителя проводят опыт по разложению воды под действием электрического тока [2]. Один из участников опыта определяет продукты разложения на наличие кислорода ( тлеющей лучинкой), другой – на наличие водорода (горящей спичкой). Учитель просит зал прокомментировать увиденное и сделать выводы.
Звучит музыка.
Поэт Светик ( поет):
Работы продолжение
Он видит в разложении
Воды в стволе, нагретом докрасна.
И это путь единственный
Для утвержденья истины!
На газы разлагается она!!! [1]
Доктор Пилюлькин: Вот какие мы знания вам даем.
Знайка: Мы уверены, что вы все запомните!
Пончик: А вот Незнайка ничего не запомнил, потому что он рассеянный, так как он не ест шоколад, а питается чем попало. А режим питания нарушать нельзя!
Появляется Незнайка. Звучит музыка. Незнайка поет.
Незнайка:
Эй, приветик, ученики! Умники-разумники.
Вы меня сюда не звали – это же подвох.
Коротышки знайкины, знайкины-зазнайкины
Я про воду знаю все, я же вам не лох!
Припев:
Ябеды, ябеды, ябеды-карябеды
Я про воду знаю все, я же вам не лох.
Я люблю попить воды, лучше газированной
И могу стирать носки, мыля их как зря!
И люблю мечтать в тумане, словно околдованный,
И по льду, и снегу мчаться, ой! Это ж не вода!
Припев.
Все равно вы ябеды, ябеды-карябеды
Без науки воду знаю, это ж дважды – два.
И потом скажу я вам, коротышки ябеды.
Град, туман, и снег, и айсберг – это ж не вода!
Коротышки смеются.
Знайка: Все ты перепутал, Незнайка. А наука утверждает, что вода обладает физическими свойствами. Ведь при нормальных условиях вода не имеет запаха.
Пончик: Не имеет вкуса, а жаль! Так бы я, не взирая на режим питания... ( Все шикают на него).
Художник (Учитель): Вода бесцветна.
Пилюлькин: Не ядовита. Кипит при температуре 100о, а замерзает 0о С.
Незнайка: Это точно, у меня на морозе всегда сопли мерзнут.
Пилюлькин: При нагревании вода расширяется, а при охлаждении сжимается. И если бы тебе вовремя закапать лекарство для носа, то у тебя и не бы насморка!
Незнайка: Да замолчи ты, Пилюлькин, со своим насморком. Вот что ты там сказал о расширении? Я однажды летом забыл во дворе бутыль с квасом, а зимой, ка-ак бахнуло, и бутыль от мороза разорвало. О-о! Вот тебе и вода...
Знайка: Вода обладает исключительной теплоемкостью. Поэтому большие водные бассейны медленно нагреваются и медленно остывают, регулируя температуру нашей планеты [5].
Незнайка: А вот я однажды тоже нырнул в бассейн, думал, что вода теплая. А Пчелка и Ромашка забыли ее подогреть, так она бы-ыстро остыла, а они еще и хлорки добавили, это они из вредности, ну ничего! Ну, я им еще покажу…
Знайка: Не пори чушь. Мы говорим о больших водных бассейнах, морях, океанах... Вода в них выравнивает климат, т.к. она возвращает и поглощает очень много тепла [2].
Незнайка: Не-а. А как же тогда космический холод?
Пилюлькин: От него защищают молекулы воды, которые рассеяны в атмосфере,в облаках и в виде паров. Кстати, капельки испарения есть и у тебя. А не температуришь ли ты, голубчик? ( Подходит к Незнайке, пробует рукой лоб). А не сделать ли тебе укольчик?
Незнайка: Нет, вы посмотрите только на него, как это называется, я вас спрашиваю?
Коротышки и учитель: Это называется агрегатное состояние воды!
Поэт Светик ( с завыванием): Вода жила и по стеклу текла!
Знайка: То есть жидкое состояние – обыкновенная вода.
Поэт Светик ( трагически): Но вдруг ее морозом оковало!
Знайка: Твердое состояние – лед, снег, град, айсберг.
Поэт Светик ( вдохновенно):
Но от жаркого дыханья огня
Исчезла льдинка без следа! [5]
Знайка: Испарилась – газообразное состояние. Понял, Незнайка?
Незнайка ( задиристо): А чего вы грузите, чего грузите. Я, может устал и того, спать хочу, а вы: “Ля-ля-ля”. Вы должны применять новые научные того... технологии, чтобы я что-то усвоил.
Коротышки и учитель: Это какие же?
Незнайка: А вот... давайте ваши учебники по химии, биологии. Я лягу спать, а их под голову положу. А во сне это, как его, подсознание все прочтет и сознанию передаст. Короче, идите, идите, не мешайте научному эксперименту.
Звучит фонограмма космической музыки, в разноцветных плащах появляются видения: Гремучий газ, Гидросфера, Фотосинтез. Они окружают спящего Незнайку.
Гремучий газ: Я гремучий газ – брат воды. Состою из двух объемов водорода и одного объема кислорода. В основе изучения качественного и количественного вещества лежат два метода: синтез и анализ. Вот газ водород соединяется с газом кислородом. Достаточно одной искры, и тогда я ка-а-ак жахну, произойдет взрыв и все перейдет в водяной пар. Это метод – синтез. А если разложить на водород и кислород – это уже анализ. Я гремучий газ – могу так жахнуть! Ха-ха-ха!
Гидросфера:
А я гидросфера.
Я все – что вода,
И в том числе газировка твоя.
Я и пресная, я и соленая.
Я и прозрачная, я и зеленая.
Озера, реки, подземные воды, болота,
Айсберги, ледниковые гроты.
Эту водичку пресную пей,
Ну а соленую лучше не смей.
Озера соленые, моря, океаны.
О них слагались легенды, писались романы [4].
Фотосинтез: Я фотосинтез. В растительной клетке протекает реакция образования органических веществ из воды и углекислого газа под воздействием солнечной света. В качестве побочного продукта фотосинтеза образуется молекулярный кислород [5].
Видения по очереди говорят и уходят.
Видения:
Я гремучий газ – брат воды.
Я гидросфера.
Я фотосинтез.
Незнайка ( просыпаясь): Ой, чего это мне привиделось! Даже голова разболелась от знаний.
Выходят все действующие лица.
Знайка: Ну, как научный эксперимент? Что ты познал?
Незнайка: Я как фильм посмотрел. Даже название помню “Брат”. Там все взрывалось! Брат как жахнул, так один хмырь по кличке “Синтез” сразу в анализ превратился. А еще приплывала ко мне гидра, говорит: “Хлебай воду пресную, а соленую не тронь, а горькую тем более”. Да я вообще не пью, только газировку. А еще фотографировал меня какой-то синтез, да еще и угрожал: “Отдавай, говорит солнечную энергию!” Ну, я и отдал, чтоб он мне того... молекулярный кислород не перекрыл.
Все коротышки смеются.
Знайка: Какая же каша у тебя в голове, Незнайка. (Можно опросить зал).
Незнайка: Это, того... метод подвел. Я больше не буду, честно-пречестно. Я что виноват, что весь состою из фантазий и идей?
Коротышки все вместе: Ты состоишь из воды.
Незнайка: Ну? А вы?
Коротышки все вместе: И мы.
Незнайка: А вы, ребята?
Зрители: И мы тоже!
Пилюлькин ( выносит макет человека в разрезе): Вот, это человек. Жизнь его тесно связана с водой и зависит от нее, человек содержит много воды, она составляет более половины его массы – 65%. Вода входит в состав пищеварительных соков.
Пончик ( встрепенувшись): Режим питания нарушать нельзя!
Пилюлькин: Правильно, вода входит в состав крови, слез, пота, слюны и других жидкостей организма. Стекловидное тело глаза содержит 99% воды. Кровь – 90%, кости – 28%, мышцы – 75% , жировая ткань — 29% и даже в зубной эмали – 0,2% [4].
Художник (Учитель): Верно. Вода участвует во всех процессах жизнедеятельности человека. Осуществляет транспортировку питательных веществ и кислорода, выводит продукты распада, участвует в дыхании и терморегуляции.
Пилюлькин: Потеря человеком воды на 12–15% ведет к нарушению обмена веществ, потеря ее до 25% – к гибели. Поэтому в организмах растений, животных, людей происходит процесс обновления воды. Без воды человек может прожить только 3 дня, а без пищи – 30-50 дней[4].
Пончик: Я не верблюд, я лично столько не могу прожить. Режим питания нарушать нельзя!
Пилюлькин: Это верно, Пончик, но ведь бывают лихолетья, время испытаний. И тогда люди вспоминают сказки о живой и мертвой воде. А это вовсе и не сказки. Вода, которая хранится в серебряных сосудах, называется серебряной и имеет лечебные свойства. В древней Индии раны омывали такой водой. При крещении серебряный крест выдерживали в воде, в которой крестили младенцев. Немного “ионов” серебра переходило в воду, от этого погибали болезнетворные микробы.
Знайка: Вода играет жизненно важную роль в жизни животных и растений.
Поэт Светик ( патетически):
А меж растеньями царствует война.
Деревья, травы вверх растут задорно,
А корни их в земле, неся свой труд,
За почву и за влагу спор ведут! [5]
Знайка: Вода – хороший растворитель. В ней растворяется минеральные соли земли, которые поглощают корни растений. А стебель является трубопроводом, по которому идут минеральные вещества. Влага необходима для прорастания семян. Существуют растения, для которых вода – среда обитания. Морские водоросли называют легкими планеты, потому что они выделяют до 80% кислорода [3].
Художник (Учитель): Они служат кормом для многих морских обитателей. Кровь, слюна, желудочный сок животных и птиц тоже содержит воду. Она, испаряясь, способствует охлаждению тела. Так что все в природе взаимосвязано, друзья. Круговорот. Посмотрите на картину, которую я нарисовал. (В красочной форме описывает процесс круговорота воды в природе).
Незнайка: Да, здорово! Я все понял. Мы все, живущие на земле, зависим от воды, а значит друг от друга. А вот, когда я летал на Луну, то видел оттуда нашу голубую планету, но она уже и не такая уж и голубая. Почему ребята? Разве наша планета больна?
Дети отвечают.
Знайка: Большое количество пресной воды используется в промышленности. Заводы, фабрики, электростанции сбрасывают свои отходы в водоемы, от этих ядовитых веществ гибнут водоросли, рыба, раки, млекопитающие. Загнивающие воды отравляют воздух, становятся источниками тяжелых заболеваний.
На фоне музыкального сопровождения демонстрируется видеофрагмент об экологическом состоянии водных ресурсов Земли.
Поэт Светик ( взволнованно):
Океан седой гремит набатно,
Он таит обиду в глубине,
Черные раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне.Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках!Мы давно “освоили” планету,
Широко шагает новый век.
На земле уж белых пятен нету.
Черные – сотрешь ли, Человек?! [5]
Звучит песня “Старый дом”. На вступлении учитель произносит текст, подводя итог мероприятия.
Учитель: Вода! Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя не возможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Ты хранишь в себе информационную память глубин веков, которую только начал понимать человек. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, – ты жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. Ты создаешь неповторимый облик нашей голубой планеты, делаешь ее такой красивой! Ты – самое большое богатство на свете!
Звучит песня.
Все участники ( поют):
А ветры дуют – дуют, а время мчится – мчится.
Круговорот в природе, все вращается – кружится.
Вода дана для жизни, все в жизни из воды.
Так береги природу, живое защити!
,