mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2007
    21
    мая
    Вода на Земле
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Внеклассное мероприятие по природоведению в 5-м классе

    А много ли знают наши дети о самом распространенном, самом важном веществе на Земле - о ее Величестве Воде? Как пятиклассникам рассказать о свойствах и значении воды? Скучно и долго, перечисляя научные факты? Нет! Весело и задорно. Сказочные герои "Цветочного городка" из произведения Н.Носова "Приключения Незнайки и его друзей" передадут ребятам важную информацию, используя видеоматериалы, химические опыты и театрализованные действия. Ведь учение должно быть с увлечением? Верно? Приглашаем Вас в сказку!

    Учебная цель:

    • содействовать развитию у учащихся исследовательской культуры и навыков структурирования информации,
    • сформировать личностно-смысловое отношение учащихся к изучаемому предмету,

    Развивающая цель: обеспечить развитие у школьников интеллектуальной культуры

    Воспитательная цель:

    • способствовать формированию ценностного отношения к окружающей действительности,
    • содействовать развитию навыков совместной деятельности,
    • актуализировать личностное отношение учащихся к изучаемой теме.

    На фоне музыки демонстрируется видеофрагмент о гидросфере и о многообразии видов существования воды на Земле (Мировой океан, воды суши, ледники, реки, озера, айсберги, подземные воды, облака, осадки) и о значении воды в природе и жизни человека.

    Учитель:

    Безбрежная ширь океана
    И тихая заводь пруда,
    Струя водопада и брызги фонтана,
    И все это – только вода.

    Дорогие ребята! Вы посмотрели видеофрагмент о самом распространенном веществе на земной поверхности – о ее Величестве Воде! Увидели все многообразие форм ее существования, ее огромное значение в жизни нашей планеты и в жизни человечества. Кто из вас скажет, а все ли рассказано в этом фрагменте о воде?

    В зале присутствуют дети в костюмах героев сказки Н.Носова “Приключения Незнайки и его друзей”, которые являются активными участниками всего мероприятия.

    Знайка: Можно мне?

    Учитель ( удивленно): Извольте, голубчик. Что-то я вас не припомню. Вы что, новенький?

    Знайка: Это как сказать. В вашей школе да. А в Цветочном городке я старейший.

    Учитель: Не морочьте мне голову. Отвечайте на вопрос.

    Знайка: А можно мы расскажем про ее Величество – воду с фантазией, с огоньком, чтобы ученики запомнили информацию.

    Учитель: Интересно, что это значит – с огоньком и фантазией?

    Знайка: Но ведь учение должно быть с увлечением? Верно? Вот и давайте позовем сюда моих друзей – коротышек.

    Учитель: Да я, право, не возражаю. Ну а мне-то, что делать? Это же мое мероприятие!

    Знайка: А что вам мешает стать одним из нас. Я чувствую, что вы в душе художник, так станьте же художником Тюбиком! ( Надевает учителю берет и завязывает бант, дает краски).

    Звучит мелодия песни “Я буду ждать...”, выбегают герои сказки, приветствуя зал и друг друга.

    Коротышки ( поют):

    Всем жителям земной планеты
    Забавный наш Цветочный городок
    Поведает научные секреты –
    Жить без воды никто еще не мог!

    Знайка, Шпунтик, Винтик и Пилюлькин,
    Художник Тюбик, Светик – наш поэт,
    Ну а Незнайка в знаниях – Свистулькин,
    Поэтому сегодня его нет!

    Припев:

    И вот мероприятие настало!
    Про свойства и значения воды
    Расскажем все, но это лишь начало,
    Сегодня ваши знания нужны!

    Звучит музыкальный фрагмент песни “Я нарисую”. Учитель в образе художника начинает рисовать картину “Круговорот воды в природе”

    Знайка ( говорит на фоне музыки): Разве вода – это только жидкость,что налита в стакан? Океан, покрывающий почти всю нашу планету, всю чудесную Землю, в которой миллиарды лет назад зародилась жизнь.

    Пилюлькин: Тучи, облака, туман, несущие влагу всему живому на земле – это ведь тоже вода.

    Пончик: Бескрайние ледяные пустыни полярных областей, снежные покровы, застилающие половину планеты, и это все вода, питающая поверхность земли. А режим питания нарушать нельзя!

    Поэт Светик ( поет):

    В кружева будто одеты
    Деревья, кусты, провода,
    И кажется сказкою это,
    А, в сущности – только вода!

    Прекрасно многообразие красок солнечного заката, багряные переливы солнца… Вода – великий поэт!

    Художник (учитель): И самый великий художник – вода!

    Знайка: Симфония цвета возникает из-за рассеивания и поглощения солнечного спектра водяными парами атмосферы.

    Пончик: На глобусе Земли больше воды, чем суши. Земля, как арбуз, который питается водой. А режим питания нарушать нельзя! Количество переходит в качество.

    Художник (учитель): А кем и когда был доказан качественный и количественный состав молекулы воды?

    Звучит музыка. Идет пантомима-танец с портретами ученых, в ходе пантомимы составляется химическая формула и модель молекулы воды.

    Поэт Светик ( поет):

    Лавуазье доверено,
    Чтобы было все проверено,
    С Лапласом выполнял эксперимент,
    Все проанализировал,
    Он воду синтезировал
    И доказал – она не элемент [1]

    Все: Почему?

    Знайка: Доказано опытами по разложению воды.

    Художник (учитель): Ребята! Давайте тоже попробуем доказать химический состав воды. Кто из вас хочет почувствовать себя настоящим ученым-исследователем, таким как Лаплас или Лавуазье?

    Из зала приглашаются двое желающих, и под руководством учителя проводят опыт по разложению воды под действием электрического тока [2]. Один из участников опыта определяет продукты разложения на наличие кислорода ( тлеющей лучинкой), другой – на наличие водорода (горящей спичкой). Учитель просит зал прокомментировать увиденное и сделать выводы.

    Звучит музыка.

    Поэт Светик ( поет):

    Работы продолжение
    Он видит в разложении
    Воды в стволе, нагретом докрасна.
    И это путь единственный
    Для утвержденья истины!
    На газы разлагается она!!! [1]

    Доктор Пилюлькин: Вот какие мы знания вам даем.

    Знайка: Мы уверены, что вы все запомните!

    Пончик: А вот Незнайка ничего не запомнил, потому что он рассеянный, так как он не ест шоколад, а питается чем попало. А режим питания нарушать нельзя!

    Появляется Незнайка. Звучит музыка. Незнайка поет.

    Незнайка:

    Эй, приветик, ученики! Умники-разумники.
    Вы меня сюда не звали – это же подвох.
    Коротышки знайкины, знайкины-зазнайкины
    Я про воду знаю все, я же вам не лох!

    Припев:

    Ябеды, ябеды, ябеды-карябеды
    Я про воду знаю все, я же вам не лох.
    Я люблю попить воды, лучше газированной
    И могу стирать носки, мыля их как зря!
    И люблю мечтать в тумане, словно околдованный,
    И по льду, и снегу мчаться, ой! Это ж не вода!

    Припев.

    Все равно вы ябеды, ябеды-карябеды
    Без науки воду знаю, это ж дважды – два.
    И потом скажу я вам, коротышки ябеды.
    Град, туман, и снег, и айсберг – это ж не вода!

    Коротышки смеются.

    Знайка: Все ты перепутал, Незнайка. А наука утверждает, что вода обладает физическими свойствами. Ведь при нормальных условиях вода не имеет запаха.

    Пончик: Не имеет вкуса, а жаль! Так бы я, не взирая на режим питания... ( Все шикают на него).

    Художник (Учитель): Вода бесцветна.

    Пилюлькин: Не ядовита. Кипит при температуре 100о, а замерзает 0о С.

    Незнайка: Это точно, у меня на морозе всегда сопли мерзнут.

    Пилюлькин: При нагревании вода расширяется, а при охлаждении сжимается. И если бы тебе вовремя закапать лекарство для носа, то у тебя и не бы насморка!

    Незнайка: Да замолчи ты, Пилюлькин, со своим насморком. Вот что ты там сказал о расширении? Я однажды летом забыл во дворе бутыль с квасом, а зимой, ка-ак бахнуло, и бутыль от мороза разорвало. О-о! Вот тебе и вода...

    Знайка: Вода обладает исключительной теплоемкостью. Поэтому большие водные бассейны медленно нагреваются и медленно остывают, регулируя температуру нашей планеты [5].

    Незнайка: А вот я однажды тоже нырнул в бассейн, думал, что вода теплая. А Пчелка и Ромашка забыли ее подогреть, так она бы-ыстро остыла, а они еще и хлорки добавили, это они из вредности, ну ничего! Ну, я им еще покажу…

    Знайка: Не пори чушь. Мы говорим о больших водных бассейнах, морях, океанах... Вода в них выравнивает климат, т.к. она возвращает и поглощает очень много тепла [2].

    Незнайка: Не-а. А как же тогда космический холод?

    Пилюлькин: От него защищают молекулы воды, которые рассеяны в атмосфере,в облаках и в виде паров. Кстати, капельки испарения есть и у тебя. А не температуришь ли ты, голубчик? ( Подходит к Незнайке, пробует рукой лоб). А не сделать ли тебе укольчик?

    Незнайка: Нет, вы посмотрите только на него, как это называется, я вас спрашиваю?

    Коротышки и учитель: Это называется агрегатное состояние воды!

    Поэт Светик ( с завыванием): Вода жила и по стеклу текла!

    Знайка: То есть жидкое состояние – обыкновенная вода.

    Поэт Светик ( трагически): Но вдруг ее морозом оковало!

    Знайка: Твердое состояние – лед, снег, град, айсберг.

    Поэт Светик ( вдохновенно):

    Но от жаркого дыханья огня
    Исчезла льдинка без следа! [5]

    Знайка: Испарилась – газообразное состояние. Понял, Незнайка?

    Незнайка ( задиристо): А чего вы грузите, чего грузите. Я, может устал и того, спать хочу, а вы: “Ля-ля-ля”. Вы должны применять новые научные того... технологии, чтобы я что-то усвоил.

    Коротышки и учитель: Это какие же?

    Незнайка: А вот... давайте ваши учебники по химии, биологии. Я лягу спать, а их под голову положу. А во сне это, как его, подсознание все прочтет и сознанию передаст. Короче, идите, идите, не мешайте научному эксперименту.

    Звучит фонограмма космической музыки, в разноцветных плащах появляются видения: Гремучий газ, Гидросфера, Фотосинтез. Они окружают спящего Незнайку.

    Гремучий газ: Я гремучий газ – брат воды. Состою из двух объемов водорода и одного объема кислорода. В основе изучения качественного и количественного вещества лежат два метода: синтез и анализ. Вот газ водород соединяется с газом кислородом. Достаточно одной искры, и тогда я ка-а-ак жахну, произойдет взрыв и все перейдет в водяной пар. Это метод – синтез. А если разложить на водород и кислород – это уже анализ. Я гремучий газ – могу так жахнуть! Ха-ха-ха!

    Гидросфера:

    А я гидросфера.
    Я все – что вода,
    И в том числе газировка твоя.
    Я и пресная, я и соленая.
    Я и прозрачная, я и зеленая.
    Озера, реки, подземные воды, болота,
    Айсберги, ледниковые гроты.
    Эту водичку пресную пей,
    Ну а соленую лучше не смей.
    Озера соленые, моря, океаны.
    О них слагались легенды, писались романы [4].

    Фотосинтез: Я фотосинтез. В растительной клетке протекает реакция образования органических веществ из воды и углекислого газа под воздействием солнечной света. В качестве побочного продукта фотосинтеза образуется молекулярный кислород [5].

    Видения по очереди говорят и уходят.

    Видения:

    Я гремучий газ – брат воды.

    Я гидросфера.

    Я фотосинтез.

    Незнайка ( просыпаясь): Ой, чего это мне привиделось! Даже голова разболелась от знаний.

    Выходят все действующие лица.

    Знайка: Ну, как научный эксперимент? Что ты познал?

    Незнайка: Я как фильм посмотрел. Даже название помню “Брат”. Там все взрывалось! Брат как жахнул, так один хмырь по кличке “Синтез” сразу в анализ превратился. А еще приплывала ко мне гидра, говорит: “Хлебай воду пресную, а соленую не тронь, а горькую тем более”. Да я вообще не пью, только газировку. А еще фотографировал меня какой-то синтез, да еще и угрожал: “Отдавай, говорит солнечную энергию!” Ну, я и отдал, чтоб он мне того... молекулярный кислород не перекрыл.

    Все коротышки смеются.

    Знайка: Какая же каша у тебя в голове, Незнайка. (Можно опросить зал).

    Незнайка: Это, того... метод подвел. Я больше не буду, честно-пречестно. Я что виноват, что весь состою из фантазий и идей?

    Коротышки все вместе: Ты состоишь из воды.

    Незнайка: Ну? А вы?

    Коротышки все вместе: И мы.

    Незнайка: А вы, ребята?

    Зрители: И мы тоже!

    Пилюлькин ( выносит макет человека в разрезе): Вот, это человек. Жизнь его тесно связана с водой и зависит от нее, человек содержит много воды, она составляет более половины его массы – 65%. Вода входит в состав пищеварительных соков.

    Пончик ( встрепенувшись): Режим питания нарушать нельзя!

    Пилюлькин: Правильно, вода входит в состав крови, слез, пота, слюны и других жидкостей организма. Стекловидное тело глаза содержит 99% воды. Кровь – 90%, кости – 28%, мышцы – 75% , жировая ткань — 29% и даже в зубной эмали – 0,2% [4].

    Художник (Учитель): Верно. Вода участвует во всех процессах жизнедеятельности человека. Осуществляет транспортировку питательных веществ и кислорода, выводит продукты распада, участвует в дыхании и терморегуляции.

    Пилюлькин: Потеря человеком воды на 12–15% ведет к нарушению обмена веществ, потеря ее до 25% – к гибели. Поэтому в организмах растений, животных, людей происходит процесс обновления воды. Без воды человек может прожить только 3 дня, а без пищи – 30-50 дней[4].

    Пончик: Я не верблюд, я лично столько не могу прожить. Режим питания нарушать нельзя!

    Пилюлькин: Это верно, Пончик, но ведь бывают лихолетья, время испытаний. И тогда люди вспоминают сказки о живой и мертвой воде. А это вовсе и не сказки. Вода, которая хранится в серебряных сосудах, называется серебряной и имеет лечебные свойства. В древней Индии раны омывали такой водой. При крещении серебряный крест выдерживали в воде, в которой крестили младенцев. Немного “ионов” серебра переходило в воду, от этого погибали болезнетворные микробы.

    Знайка: Вода играет жизненно важную роль в жизни животных и растений.

    Поэт Светик ( патетически):

    А меж растеньями царствует война.
    Деревья, травы вверх растут задорно,
    А корни их в земле, неся свой труд,
    За почву и за влагу спор ведут! [5]

    Знайка: Вода – хороший растворитель. В ней растворяется минеральные соли земли, которые поглощают корни растений. А стебель является трубопроводом, по которому идут минеральные вещества. Влага необходима для прорастания семян. Существуют растения, для которых вода – среда обитания. Морские водоросли называют легкими планеты, потому что они выделяют до 80% кислорода [3].

    Художник (Учитель): Они служат кормом для многих морских обитателей. Кровь, слюна, желудочный сок животных и птиц тоже содержит воду. Она, испаряясь, способствует охлаждению тела. Так что все в природе взаимосвязано, друзья. Круговорот. Посмотрите на картину, которую я нарисовал. (В красочной форме описывает процесс круговорота воды в природе).

    Незнайка: Да, здорово! Я все понял. Мы все, живущие на земле, зависим от воды, а значит друг от друга. А вот, когда я летал на Луну, то видел оттуда нашу голубую планету, но она уже и не такая уж и голубая. Почему ребята? Разве наша планета больна?

    Дети отвечают.

    Знайка: Большое количество пресной воды используется в промышленности. Заводы, фабрики, электростанции сбрасывают свои отходы в водоемы, от этих ядовитых веществ гибнут водоросли, рыба, раки, млекопитающие. Загнивающие воды отравляют воздух, становятся источниками тяжелых заболеваний.

    На фоне музыкального сопровождения демонстрируется видеофрагмент об экологическом состоянии водных ресурсов Земли.

    Поэт Светик ( взволнованно):

    Океан седой гремит набатно,
    Он таит обиду в глубине,
    Черные раскачивая пятна
    На крутой разгневанной волне.

    Стали люди сильными, как боги,
    И судьба Земли у них в руках,
    Но темнеют страшные ожоги
    У земного шара на боках!

    Мы давно “освоили” планету,
    Широко шагает новый век.
    На земле уж белых пятен нету.
    Черные – сотрешь ли, Человек?! [5]

    Звучит песня “Старый дом”. На вступлении учитель произносит текст, подводя итог мероприятия.

    Учитель: Вода! Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя не возможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Ты хранишь в себе информационную память глубин веков, которую только начал понимать человек. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, – ты жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. Ты создаешь неповторимый облик нашей голубой планеты, делаешь ее такой красивой! Ты – самое большое богатство на свете!

    Звучит песня.

    Все участники ( поют):

    А ветры дуют – дуют, а время мчится – мчится.
    Круговорот в природе, все вращается – кружится.
    Вода дана для жизни, все в жизни из воды.
    Так береги природу, живое защити!

     

    Артеменко Вера Павловна,
    учитель биологии и химии

    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 6727
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.