Vlivkor.Com > Сценарии, Интеллектуальные > Турнир путешественников Турнир путешественников22 мая 2007. Разместил: lessons |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Игра-викторина по географии для 7-го классаОформление. На доске вверху – “Турнир путешественников”. В центре – стихотворения.
На доске сбоку – “Физическая карта мира”. На обратной стороне доски – таблица.
На стенах (стендах) газеты: “Море спасет нас?!”, “Карта – язык географии”, “Где клады зарыты” и др. Оборудование:
I. ВступлениеГеография особая наука, она создавалась не в тиши кабинетов. В списке всемирно известных географов вы найдет пиратов и авантюристов, бандитов и разведчиков и даже государственных преступников. Они искали золото, а находили всемирную славу первооткрывателей, они гнались за властью и приключениями, а получали имя, записанное на карте [9]. Но большинство из них стремились открыть неизвестные земли. Я надеюсь, что эта романтическая атмосфера приключений чувствовалась на наших уроках географии, которые приходили под негласным девизом:
Как не будет преувеличением сказать: “прожить на Земле и не ознакомиться с географией – это все равно, что побывать в Египте, не увидев пирамид или посетить Москву, не взглянув на Кремль” [6]. Мы никогда не забывали с вами, что география – не только наука, но и искусство. Для высококачественного описания Земли требуется огромный художественный талант. Поэтому замечательными географами можно считать многих великих писателей. Географию разных стран можно изучать по романам и повестям А. Дюма, Ж. Верна, М. Твена, Д. Лондона и мы с вами это делали. И, заканчивая этот небольшой гимн географии, хочется отметить, что география – это устоявшийся, классический жанр науки, искусства, подобный опере или оперетте. Возникают новые жанры, но итальянская опера или венская оперетта по прежнему блистают, как вершины Альп, разделяющие Италию и Австрию [6]. II. Представление командРуководить нашим путешествием, а это будет кругосветное плавание согласились капитан Врунгель и старший помощник Лом. (Ребята, которые играют эти роли готовились заранее, учили слова, продумывали костюмы). Врунгель. Прежде чем отправиться в плавание давайте назовем свои корабли. “Вы думаете, что название роли не играет? Назовите судно “Геркулес” или “Богатырь” — перед ними льды расступятся, а назовите “Корыто” непременно перевернется где-нибудь при самой тихой погоде” [5]. Команды выбирают названия кораблей. III. Конкурсная программаВрунгель. Старший помощник Лом, готовы к дальним путешествиям, к приключениям? Лом. С Вами, Христофор Бонифатьевич, хоть на край света. Врунгель. Да не на край света, а вокруг света. Мы отправляемся в кругосветное путешествие. Кругосветное путешествие! Слова-то какие! Вы задумайтесь, молодой человек, прислушайтесь к музыке этих слов. [5] (Звучит музыка И. Дунаевского из к/ф “Дети капитана Гранта”). Лом. Христофор Бонифатьевич, за что Вы так любите свою профессию? За романтику, наверное? Врунгель. Так точно! Должен сказать: хорошо в море! Недаром, знаете, еще древние греки говаривали, что море все невзгоды смывает с души человека. Еще люблю за возможность познакомиться с новыми землями, странами, портами. И нет для меня большего удовольствия, чем рассказать в кругу близких друзей о явлениях прекрасных и необычных, свидетелями которых я был в дольнем плавании. Лом. Вы наверно, весь мир повидали и вам много есть что рассказать 1 конкурс “Острова” (максимально 5 баллов) Условие: по описаниям Врунгеля и Лома надо узнать острова, ответы записать на месте, за каждый правильный ответ – 1 балл. Врунгель. Не весь, конечно, но кое-где побывать привелось. Сейчас буду рассказывать об островах, а командам надо их узнать! а) Вот, например,… в восточной части Тихого океана, под самым экватором, на расстоянии 1000 км от побережья Южной Америки расположен архипелаг из 16 вулканических островов. Название их в переводе с испанского означает “черепашьи”, из-за огромного количества больших морских черепах, которые водились на этих островах. Здесь сохранились представители уникальной фауны, которые давно уже исчезли в других местах нашей планеты. Здесь тесно уживаются представители тропиков и заполярных широт: попугаи и пингвины, тюлени и морские черепахи. А на темной лаве прибрежных скал греются под экваториальным солнцем морские игуаны — доисторические ящерицы. [7] Лом. А, я кажется, знаю, что это за черепашьи острова. Врунгель. Не торопитесь, Лом, знают ли ребята? (После паузы). б) Другой океан, северные широты. Этот остров представляет собой выход срединно — океанического хребта на поверхность. Здесь царство потухших и действующих вулканов. Самый крупный из них – Гекла находится к востоку от столицы – Рейкьявика. Из-за своего происхождения на острове много гейзеров. Горячая вода многочисленных гейзеров обогревает дома и теплицы, где круглый год выращивают огурцы, помидоры и даже апельсины и бананы. Лом. Христофор Бонифатьевич, вы старый морской волк, мне с вами не тягаться. Но я тоже плавал и встречал удивительный остров у берегов России. в) По словам одного русского писателя формой он напоминает стерлядь. Загораживает собой от океана берег материка и устье одной из крупных рек России. Карта с его изображением пестрит условными знаками полезных ископаемых, горных хребтов, городов и поселков носящих имена моряков-путешественников. Что это за остров? [2]. Врунгель. А я бы еще добавил, что это самый большой по площади из российских островов. г) На этих островах, Лом, мы оказались без вас, с Фуксом, и выступили там в роли артистов. Прекрасное местечко! В старину, правда, здесь было не очень спокойно: кто-то кого-то тут ел. Но это было давно, а сейчас рай земной: богатая растительность, пляжи, курорты. Но эти острова еще и одно из самых мокрых мест на Земле. В среднем за год земля увлажняется слоем воды до 10 литров. Эти острова еще и царство вулканов, здесь находится самый большой вулкан из действующих в мире и наиболее активный вулкан. [8]. Лом. Сомнительный рай. Вот я знаю воистину райский уголок, сказочный остров. д) Послушайте, чего там только нет: и обезьяны, и слоны, и бананы и чай лучший в мире. Он сказочно богат полезными ископаемыми, особенно драгоценными камнями: синие сапфиры, кроваво красные рубины, фиолетовые аметисты, загадочные александриты добывают здесь издавна. На карте этот остров выглядит каплей под выменем большой земли. Днем и ночью теплынь, лето за лето идет. [8].Где находится этот райский уголок? Учитель подводит итоги 1 конкурса.
2 конкурс “Материки” (максимально 5 баллов) Условия: Каждая команда получает лист (см. рис. 1) и выбирает для своего материка рекорды, феномены, за каждый правильно выбранный признак – 1 балл. [1] Врунгель. Старший помощник Лом, отставить! Что-то мы с вами увлеклись, сами путешествуем, а о ребятах совсем забыли. Пора им отправляться в самостоятельное плавание. Первая команда отправляется к берегам Африки, вторая – к берегам Австралии и т. д . (объясняет условия конкурса). Учитель подводит итоги 2 конкурса. 3 конкурс “Рассказ капитана Врунгеля” (максимально 5 баллов) Условие: каждой команде выдается текст, надо найти ошибки, подчеркнуть их, за каждую найденную ошибку – 1 балл. Лом. Христофор Бонифатьевич, а чем вы занимаетесь в свободное время между походами? Врунгель. Рассказываю правдивые истории, участником которых я был сам. Лом. Точно! Как я забыл, ведь именно благодаря этим историям вы и стали знаменитым. Расскажите одну из них. Врунгель. С удовольствием! Наша яхта “Беда”, как вам известно, принимала участие в кругосветной регате. Старт был дон из английского порта Роттердам – самого крупного в мире. Миновав Ла-Манш, отделяющий Великобританию и Германию, вышли на просторы Атлантического океана. Плывя вдоль берегов Африки, мы встречали зебр, жирафов, лам, слонов, которые привольно себя чувствовали в дебрях гилеи. Пополнить запасы продовольствия и пресной воды мы зашли в порт ЮАР — Кейптаун. Наша “Беда” зашла слишком далеко на юг и не избежала столкновения с айсбергом, отколовшимся от острова Гренландия. На этом путешествие и закончилось. (Обсуждаются и подводятся итоги 3 конкурса). 4 конкурс “Широта и Долгота” (максимально 4 балла) Условие: каждой команде раздается 4 карточки: С, Ю, З, В. Необходимо определить широту и долготу географических объектов и поднять соответствующие карточки. Проверяет Лом, после ответа команды поднимает правильные карточки. Врунгель. Лом, вы не забыли, что у вас еще переэкзаменовка. Прошлый раз вы допускали непростительные ошибки при определении широты и долготы. Вы готовы к экзамену? Лом. Так точно! Спрашивайте (Подводятся итоги 4 конкурса).
Врунгель. Молодец! Вы заслужили отдых. Давайте послушаем географические частушки. Мы, например, с Фуксом на Гавайях спели следующий куплет “Сидела птичка на лугу…”. А что дальше петь не знаю. Хорошо, Фукс выручил – подтянул: “Подкралась к ней корова…”. А тут оба хором: “Ухватила за ногу. Птичка будь здорова”. И, представляете, бурные аплодисменты сорвали [5]. Географические частушки (поет группа девочек).
Учитель: Пройдена большая часть конкурсов и теперь можно сказать (цитируются слова написанные на доске, и стихотворение 1). А эпиграфом к следующему конкурс “Загадочная карта” станут слова (цитирует стихотворение 2 на доске). 5 конкурс “Загадочная карта” (максимально 9 баллов) Условие: каждой команде раздается список названий, которые нужно разделить на 3 группы:
Лом. Христофор Бонифатьевич, мне тут странная карта попалась. Врунгель. А, что в ней странного? Лом. На ней нанесены удивительные географические названия: Лисс, Земля Санникова, Зеленая Земля, Желтая река, Путорано, Зурбагон, Красный Богатырь, Эльдорадо, Скагеррак. Помогите разобраться, поделите эти географические объекты на 3 группы (далее объясняет условия конкурса). Врунгель. Вот ребята и помогут разобраться с этой таинственной картой (Подводятся итоги 5 конкурса).
6 конкурс – филателистов (максимально 10 баллов) Условие: каждой команде раздается набор марок, надо узнать страны, в которых выпущены марки и показать их на политической карте. Врунгель. Старший помощник Лом, чем вы любите заниматься в свободные минутки между вахтами? Лом. Я люблю рассматривать свою коллекцию марок, ведь как сказал поэт (цитирует стихотворение 3 на доске). 7 конкурс “Южный полюс” (максимально – 6 баллов) Условие: команды получают портреты Р. Амундсена и Р. Скотта. Слушают рассказ Врунгеля, если он относится к Скотту – поднимают его портрет, если к Амундсену – его портрет, может быть, что слова относятся и к одному и к другому путешественнику, в этом случае демонстрируют 2 портрета. Лом проверяет, поднимая после ответа команд тот или другой портрет. Врунгель. А в заключении нашего плавания мне бы хотелось проверить, что знают ребята и ты, Лом, о двух отважных путешественниках, совершивших одно и самых значительных открытий в 20 веке. Я имею в виду Р. Амундсена и Р. Скотта и открытие Южного полюса (далее объявляет условия конкурса). Ты готов? Будь внимательным!
Подведение итогов игрыПодсчитываются баллы, определяется команда – победитель, участники которой награждаются призами и зарабатывают отметку “5”. Получают “5” и те команды, у которых результат – больше 75% правильных ответов, т. е. при максимальном количестве баллов за игру — 44, отметка “5” выставляется командам, набравшим 33 балла и более.
Афиногенова Алла Викторовна, учитель географии Вернуться назад |