mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2007
    22
    мая
    Турнир путешественников
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Игра-викторина по географии для 7-го класса

    Без сомнений, все кто преподает географию, увлечен этим предметом, этой наукой. У одних эта любовь "всеобщая", у других - есть "любимчики" в виде отдельных курсов. Наверняка, для многих "самой, самой, самой" является география материков. Для того, чтобы география стала любима и детьми, важно проводить всевозможные конкурсы, викторины, турниры, подобные тому, сценарий которого здесь прилагается.

    Оформление.

    На доске вверху – “Турнир путешественников”. В центре – стихотворения.

    Нет на свете дали,
    Нет таких морей,
    Где бы не видали
    Наших кораблей
    Ты только вглядись, и она оживет,
    Старинная карта морская:
    И лес зашумит, и река потечет,
    В далекий поход увлекая.
    Диковинных птиц зазвучат голоса,
    Над пальмами Солнце заблещет,
    И ветер наполнит опять паруса,
    И море седое заплещет.
    На крошечной марке почтовой
    Большой умещается мир:
    Просторы Сибири суровой
    Покрытый снегами Памир,
    Старинного города арка,
    Летящий стрелой самолет…
    Почтовая, пестрая марка
    В дорогу, в дорогу зовет!

    На доске сбоку – “Физическая карта мира”. На обратной стороне доски – таблица.

    Конкурсы Названия команд
    1. Острова        
    2. Материки        
    3. Рассказ Врунгеля        
    4. Широта, долгота        
    5. Загадочная карта        
    6. Филателистов        
    7. Южный полюс        

    На стенах (стендах) газеты: “Море спасет нас?!”, “Карта – язык географии”, “Где клады зарыты” и др.

    Оборудование:

    1. физическая карта мира;
    2. политическая карта мира;
    3. звукозапись музыки И. Дунаевского из к/ф “Дети капитана Гранта”;
    4. костюмы капитана Врунгеля и старшего помощника Лома;
    5. наборы марок;
    6. портреты Амундсена и Скотта;
    7. карточки широта и долгота;
    8. карточки с заданиями конкурсов.

    I. Вступление

    География особая наука, она создавалась не в тиши кабинетов. В списке всемирно известных географов вы найдет пиратов и авантюристов, бандитов и разведчиков и даже государственных преступников. Они искали золото, а находили всемирную славу первооткрывателей, они гнались за властью и приключениями, а получали имя, записанное на карте [9]. Но большинство из них стремились открыть неизвестные земли. Я надеюсь, что эта романтическая атмосфера приключений чувствовалась на наших уроках географии, которые приходили под негласным девизом:

    “Географическая наука познала многое, только не скуку.
    Подарив человечеству мир, земли, океаны открыв,
    Она могла бы отдыхать и лавры славы пожинать.
    Но старые заслуги позабыв, география вновь исследует мир
    И потому без преувеличения, а с большой долей уважения
    Можно утверждать – географию не скучно изучать!”

    Как не будет преувеличением сказать: “прожить на Земле и не ознакомиться с географией – это все равно, что побывать в Египте, не увидев пирамид или посетить Москву, не взглянув на Кремль” [6].

    Мы никогда не забывали с вами, что география – не только наука, но и искусство. Для высококачественного описания Земли требуется огромный художественный талант. Поэтому замечательными географами можно считать многих великих писателей. Географию разных стран можно изучать по романам и повестям А. Дюма, Ж. Верна, М. Твена, Д. Лондона и мы с вами это делали.

    И, заканчивая этот небольшой гимн географии, хочется отметить, что география – это устоявшийся, классический жанр науки, искусства, подобный опере или оперетте.

    Возникают новые жанры, но итальянская опера или венская оперетта по прежнему блистают, как вершины Альп, разделяющие Италию и Австрию [6].

    II. Представление команд

    Руководить нашим путешествием, а это будет кругосветное плавание согласились капитан Врунгель и старший помощник Лом. (Ребята, которые играют эти роли готовились заранее, учили слова, продумывали костюмы).

    Врунгель. Прежде чем отправиться в плавание давайте назовем свои корабли. “Вы думаете, что название роли не играет? Назовите судно “Геркулес” или “Богатырь” — перед ними льды расступятся, а назовите “Корыто” непременно перевернется где-нибудь при самой тихой погоде” [5].

    Команды выбирают названия кораблей.

    III. Конкурсная программа

    Врунгель. Старший помощник Лом, готовы к дальним путешествиям, к приключениям?

    Лом. С Вами, Христофор Бонифатьевич, хоть на край света.

    Врунгель. Да не на край света, а вокруг света. Мы отправляемся в кругосветное путешествие. Кругосветное путешествие! Слова-то какие! Вы задумайтесь, молодой человек, прислушайтесь к музыке этих слов. [5]

    (Звучит музыка И. Дунаевского из к/ф “Дети капитана Гранта”).

    Лом. Христофор Бонифатьевич, за что Вы так любите свою профессию? За романтику, наверное?

    Врунгель. Так точно! Должен сказать: хорошо в море! Недаром, знаете, еще древние греки говаривали, что море все невзгоды смывает с души человека. Еще люблю за возможность познакомиться с новыми землями, странами, портами. И нет для меня большего удовольствия, чем рассказать в кругу близких друзей о явлениях прекрасных и необычных, свидетелями которых я был в дольнем плавании.

    Лом. Вы наверно, весь мир повидали и вам много есть что рассказать

    1 конкурс “Острова” (максимально 5 баллов)

    Условие: по описаниям Врунгеля и Лома надо узнать острова, ответы записать на месте, за каждый правильный ответ – 1 балл.

    Врунгель. Не весь, конечно, но кое-где побывать привелось. Сейчас буду рассказывать об островах, а командам надо их узнать!

    а) Вот, например,… в восточной части Тихого океана, под самым экватором, на расстоянии 1000 км от побережья Южной Америки расположен архипелаг из 16 вулканических островов. Название их в переводе с испанского означает “черепашьи”, из-за огромного количества больших морских черепах, которые водились на этих островах. Здесь сохранились представители уникальной фауны, которые давно уже исчезли в других местах нашей планеты. Здесь тесно уживаются представители тропиков и заполярных широт: попугаи и пингвины, тюлени и морские черепахи. А на темной лаве прибрежных скал греются под экваториальным солнцем морские игуаны — доисторические ящерицы. [7]

    Лом. А, я кажется, знаю, что это за черепашьи острова.

    Врунгель. Не торопитесь, Лом, знают ли ребята?

    (После паузы).

    б) Другой океан, северные широты. Этот остров представляет собой выход срединно — океанического хребта на поверхность. Здесь царство потухших и действующих вулканов. Самый крупный из них – Гекла находится к востоку от столицы – Рейкьявика. Из-за своего происхождения на острове много гейзеров. Горячая вода многочисленных гейзеров обогревает дома и теплицы, где круглый год выращивают огурцы, помидоры и даже апельсины и бананы.

    Лом. Христофор Бонифатьевич, вы старый морской волк, мне с вами не тягаться. Но я тоже плавал и встречал удивительный остров у берегов России.

    в) По словам одного русского писателя формой он напоминает стерлядь. Загораживает собой от океана берег материка и устье одной из крупных рек России. Карта с его изображением пестрит условными знаками полезных ископаемых, горных хребтов, городов и поселков носящих имена моряков-путешественников. Что это за остров? [2].

    Врунгель. А я бы еще добавил, что это самый большой по площади из российских островов.

    г) На этих островах, Лом, мы оказались без вас, с Фуксом, и выступили там в роли артистов. Прекрасное местечко! В старину, правда, здесь было не очень спокойно: кто-то кого-то тут ел. Но это было давно, а сейчас рай земной: богатая растительность, пляжи, курорты. Но эти острова еще и одно из самых мокрых мест на Земле. В среднем за год земля увлажняется слоем воды до 10 литров.

    Эти острова еще и царство вулканов, здесь находится самый большой вулкан из действующих в мире и наиболее активный вулкан. [8].

    Лом. Сомнительный рай. Вот я знаю воистину райский уголок, сказочный остров.

    д) Послушайте, чего там только нет: и обезьяны, и слоны, и бананы и чай лучший в мире. Он сказочно богат полезными ископаемыми, особенно драгоценными камнями: синие сапфиры, кроваво красные рубины, фиолетовые аметисты, загадочные александриты добывают здесь издавна. На карте этот остров выглядит каплей под выменем большой земли. Днем и ночью теплынь, лето за лето идет. [8].Где находится этот райский уголок?

    Учитель подводит итоги 1 конкурса.

    а) Галапагосские острова.
    б) остров Исландия.
    в) остров Сахалин.
    г) Гавайские острова.
    д) остров Шри-Ланка.

    2 конкурс “Материки” (максимально 5 баллов)

    Условия: Каждая команда получает лист (см. рис. 1) и выбирает для своего материка рекорды, феномены, за каждый правильно выбранный признак – 1 балл. [1]

    Турнир путешественников


    Врунгель. Старший помощник Лом, отставить! Что-то мы с вами увлеклись, сами путешествуем, а о ребятах совсем забыли. Пора им отправляться в самостоятельное плавание. Первая команда отправляется к берегам Африки, вторая – к берегам Австралии и т. д . (объясняет условия конкурса).

    Учитель подводит итоги 2 конкурса.

    3 конкурс “Рассказ капитана Врунгеля” (максимально 5 баллов)

    Условие: каждой команде выдается текст, надо найти ошибки, подчеркнуть их, за каждую найденную ошибку – 1 балл.

    Лом. Христофор Бонифатьевич, а чем вы занимаетесь в свободное время между походами?

    Врунгель. Рассказываю правдивые истории, участником которых я был сам.

    Лом. Точно! Как я забыл, ведь именно благодаря этим историям вы и стали знаменитым. Расскажите одну из них.

    Врунгель. С удовольствием! Наша яхта “Беда”, как вам известно, принимала участие в кругосветной регате. Старт был дон из английского порта Роттердам – самого крупного в мире. Миновав Ла-Манш, отделяющий Великобританию и Германию, вышли на просторы Атлантического океана. Плывя вдоль берегов Африки, мы встречали зебр, жирафов, лам, слонов, которые привольно себя чувствовали в дебрях гилеи. Пополнить запасы продовольствия и пресной воды мы зашли в порт ЮАР — Кейптаун. Наша “Беда” зашла слишком далеко на юг и не избежала столкновения с айсбергом, отколовшимся от острова Гренландия. На этом путешествие и закончилось.

    (Обсуждаются и подводятся итоги 3 конкурса).

    4 конкурс “Широта и Долгота” (максимально 4 балла)

    Условие: каждой команде раздается 4 карточки: С, Ю, З, В. Необходимо определить широту и долготу географических объектов и поднять соответствующие карточки.

    Проверяет Лом, после ответа команды поднимает правильные карточки.

    Врунгель. Лом, вы не забыли, что у вас еще переэкзаменовка. Прошлый раз вы допускали непростительные ошибки при определении широты и долготы. Вы готовы к экзамену?

    Лом. Так точно! Спрашивайте

    (Подводятся итоги 4 конкурса).

    1 команда – Австралия (Ю В), Тихий океан (С Ю З В).
    2 команда – Антарктида (Ю З В), Северная Америка (С З).
    3 команда – Гренландия(С З), Африка (С Ю З В).
    4 команда – Мадагаскар (Ю В), Южная Америка (С Ю З).

    Врунгель. Молодец! Вы заслужили отдых. Давайте послушаем географические частушки. Мы, например, с Фуксом на Гавайях спели следующий куплет “Сидела птичка на лугу…”. А что дальше петь не знаю. Хорошо, Фукс выручил – подтянул: “Подкралась к ней корова…”. А тут оба хором: “Ухватила за ногу. Птичка будь здорова”. И, представляете, бурные аплодисменты сорвали [5].

    Географические частушки (поет группа девочек).

    Говорил он мне: “ехидна”
    Стало мне до слез обидно
    Обозвала: “утконос”
    и утерла ему нос.

    Словно капля молока
    Под коровьим выменем
    Положение такое
    Шри-Ланка и Индии.

    Всем известно – наш язык
    Труднее и не сыщете,
    А в японском языке –
    иероглифов 3 тысячи.

    Если не было Гольфстрима
    Были б холоднее зимы.
    Не было б Куросио
    Холодало осенью.

    В Антарктиде отморозили
    Уши, нос и руки.
    Все это не ради скуки —
    В целях мира и науки.

    Я в Египте отдыхала
    И в свой адрес услыхала:
    Финик ты мой сладкий,
    Сахаристый, гладкий.

    У индейцев мексиканских
    Только кактус на уме.
    Нарисован на гербе
    И как блюдо на столе.

    Учитель: Пройдена большая часть конкурсов и теперь можно сказать (цитируются слова написанные на доске, и стихотворение 1).

    А эпиграфом к следующему конкурс “Загадочная карта” станут слова (цитирует стихотворение 2 на доске).

    5 конкурс “Загадочная карта” (максимально 9 баллов)

    Условие: каждой команде раздается список названий, которые нужно разделить на 3 группы:

    • объекты, существующие под данными названиями на карте;
    • реальные объекты, названия которых даны в переводе на русский язык;
    • вымышленные объекты. [8].

    Лом. Христофор Бонифатьевич, мне тут странная карта попалась.

    Врунгель. А, что в ней странного?

    Лом. На ней нанесены удивительные географические названия: Лисс, Земля Санникова, Зеленая Земля, Желтая река, Путорано, Зурбагон, Красный Богатырь, Эльдорадо, Скагеррак. Помогите разобраться, поделите эти географические объекты на 3 группы (далее объясняет условия конкурса).

    Врунгель. Вот ребята и помогут разобраться с этой таинственной картой

    (Подводятся итоги 5 конкурса).

    • 1 группа объектов – Путорано, Скагеррак.
    • 2 группа – Желтая река, Зеленая Земля, Красный Богатырь.
    • 3 группа – Лисс, Зурбагон, Земля Санникова, Эльдорадо.

    6 конкурс – филателистов (максимально 10 баллов)

    Условие: каждой команде раздается набор марок, надо узнать страны, в которых выпущены марки и показать их на политической карте.

    Турнир путешественников

    Врунгель. Старший помощник Лом, чем вы любите заниматься в свободные минутки между вахтами?

    Лом. Я люблю рассматривать свою коллекцию марок, ведь как сказал поэт (цитирует стихотворение 3 на доске).

    7 конкурс “Южный полюс” (максимально – 6 баллов)

    Условие: команды получают портреты Р. Амундсена и Р. Скотта. Слушают рассказ Врунгеля, если он относится к Скотту – поднимают его портрет, если к Амундсену – его портрет, может быть, что слова относятся и к одному и к другому путешественнику, в этом случае демонстрируют 2 портрета. Лом проверяет, поднимая после ответа команд тот или другой портрет.

    Врунгель. А в заключении нашего плавания мне бы хотелось проверить, что знают ребята и ты, Лом, о двух отважных путешественниках, совершивших одно и самых значительных открытий в 20 веке. Я имею в виду Р. Амундсена и Р. Скотта и открытие Южного полюса (далее объявляет условия конкурса).

    Ты готов? Будь внимательным!

    1. Он был отличным лыжником. (Лом поднимает портрет Амундсена).
    2. Он использовал в экспедиции моторные сани, прообраз снегоходов. (Скотт).
    3. У него был большой опыт участия в полярных экспедициях. (2 портрета).
    4. У него был путь короче на 163 км, хотя меньше повезло в преодолении самого трудного участка. (Амундсен).
    5. Он достиг Южного полюса. (2 портрета).
    6. Ему принадлежат слова: “Не знаю, что сказать насчет его намерений. Если ему суждено достичь полюса, то он должен попасть туда раньше нас, поскольку будет двигаться на собаках и выступит рано. Поэтому я решил поступать так, словно его не существует. Бег с ним на перегонки расстроил бы мой план, к тому же мы пришли вовсе не за тем. ( Скотт).
    7. Ему принадлежат слова: “Их путешествие было предпринято с чисто научными целями, а полюс являлся как бы приложением, в то время как в моем плане полюс занимал центральное место”. (Амундсен).
    8. На его могиле начертаны слова: “Бороться, искать, найти и не сдаваться”.
    9. Для составления этого задания была использована книга: Коре Холт “Состязание. Странствие” [3].

    Подведение итогов игры

    Подсчитываются баллы, определяется команда – победитель, участники которой награждаются призами и зарабатывают отметку “5”. Получают “5” и те команды, у которых результат – больше 75% правильных ответов, т. е. при максимальном количестве баллов за игру — 44, отметка “5” выставляется командам, набравшим 33 балла и более.

    Афиногенова Алла Викторовна,
    учитель географии

    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 5102
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.