Предлагаемое внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы призвано
расширить знания детей о природе, раскрыть эстетическое, познавательное,
оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей, побудить желание
беречь и охранять природу, сформировать у детей положительное отношение к
природе и нормы поведения на природе.
Цели:
- расширить знания о природе;
- раскрыть эстетическое, познавательное,
оздоровительное, практическое значение
- природы в жизни людей и желание беречь и
- охранять природу;
- формировать у детей положительное отношение к
природе, нормы поведения в природе.
Оборудование:
- запись “Птичьи голоса”;
- рисунки цветов, грибов, ягод, животных;
- Красная книга Якутии;
- корзины с ягодами, орехами, шишками;
- плакаты:
Лес – наше богатство.
Помни! Мы в лесу не хозяева, а гости.
Звучит стихотворение С. Погореловского “Лес”:
(читает
ученик)
Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не упускай:
Ты же видишь, мы свои.
Учитель:
(на фоне птичьих песен,
взятых из пластинки “Голоса птиц”).
– Я приглашаю вас на экскурсию в лес. Тихо в
лесу и сумрачно. Но остановись и прислушайся,
присмотрись: кругом кипит жизнь. Вот муравей
тащит соломинку, вот пёстрая птица пролетела и
скрылась. А здесь белка рыжим огоньком мелькнула
на стволе сосны.
Много интересного в лесу! Нужно только уметь
смотреть, наблюдать и лес откроет свои тайны. В
лесу происшествий не меньше, чем в городе. Здесь
свои праздники, несчастные случаи. Там есть герои
и разбойники.
Итак, я открываю
первую страницу устного
журнала. Она называется:
“Что в
лесу растёт, кто в лесу живёт”
1 ученик:
– Лес – это многоэтажное здание. На каждом
этаже свои растения, птицы, звери и насекомые. В
лесу растут деревья, кусты, травы. А вот знаете вы
их или нет. Угадайте, что это?
Игра “Дерево, кусты, цветы”. Ведущий называет
растения. Если дети слышат цветок, они хлопают в
ладоши, если куст – топают ногами, а если дерево
– прыгают.
(Ландыш, шиповник, сосна, ель, роза, сирень,
дуб, липа, одуванчик, ромашка, малина, клён,
мать-и-мачеха, тополь, жасмин.)
2 ученик:
– В мире растений есть любовь и ненависть.
Не все растения могут жить мирно друг с другом.
Нарциссы не любят соседства ландышей, а тюльпаны
– незабудок. Сирень не любит жить рядом с
фиалками. Бузина и акация стараются расти
подальше от липы. А вот рябина, липа, сосна и
берёза живут рядом в дружбе и согласии.
3 ученик:
– Много в лесу домов. Это норы, гнёзда, дупла.
Угадайте, кто в них живёт:
- Он любит забавы, музицирует, любит мёд.
(Медведь)
- Резвый, непоседливый зверёк, сушит грибы на
зиму. Меняет шубку на зиму.
(Белка)
- Меньше белки, зимой спит, по телу (спине) идут
полосы.
(Бурундук)
- Похож на собаку, но больших размеров, хищник.
(Волк)
- Лесной доктор.
(Дятел)
- Лесной санитар.
(Муравей)
4 ученик:
Бежит тропинка через лес,
Ныряет вправо, влево.
Куда ни глянь, цветы вокруг,
Да по колено травы.
(Рисунки цветов)
– Весной и летом радуют глаз пёстрые головки
цветов, но с каждым годом цветов становится
меньше.
5 ученик:
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали…
Учитель:
– Ребята, надо ли рвать цветы?
(Ответы детей.)
Читает стихотворение азербайджанского поэта
Самуа Вергуна:
Я должен над цветами поклониться
Не для того, чтоб рвать, или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
– Помните это, дети!
2 страница – “Дары леса”
6 ученик:
– Лес – это скатерть самобранка. А на ней
голубика, малина, ежевика, орехи и грибы. А знаете
ли вы, что грибы заменяют мясо?!
Викторина о грибах.
- Может ли гриб съесть дом?
(Да, это домовый гриб.
Он разрушает древесину.)
- Какие птицы едят грибы?
(Глухари)
- У этого гриба много названий: дедушкин табачок,
галкина баня, чёртов табачок. Каково название
этого гриба? (настоящее)
(Гриб-дождевик)
- Какие грибы появляются первыми?
(Сморчки,
строчки)
7 ученик:
– А вот и ягодные адреса:
- Земляника – у пней, где светло, на вырубках.
- Черника – в еловом бору.
- Брусника – сосновый бор и смешанный лес.
- Малина – опушка, вырубка, овраги.
- Клюква – болото.
– Берите корзинки и в лес – угощайтесь!
3 страница – “Лесная аптека”
Медсестра:
– В лесу своя аптека, которая помогает нам,
людям, избавиться от многих болезней:
Болезни сердца лечит настой валерианы и
ландыша. Из 100 г сухого ландыша получается 1 литр
лекарства.
- Кашель, бронхит лечит настой из мать-и-мачехи.
- Капли зверобоя убивают микробы, лечат дёсна,
затягивают ранки.
- Сок брусники пьют при повышенном кровяном
давлении.
- Сок пастушьей сумки останавливает
кровотечение.
- Корень одуванчика лечит заболевания печени,
желтуху, гастрит.
– Этот список можно ещё долго продолжать.
Пользуйтесь дарами леса, ребята, укрепляйте своё
здоровье.
4 страница – “Красная книга”
Учитель показывает “Красную книгу”.
– Эта книга с каждым годом становится всё
толще. Многих животных и растений, занесённых в
неё, увидеть можно только на картинке
(показываю
и называю):
- розовая чайка;
- мандаринка;
- белый жук;
- жук-олень;
- женьшень.
– А сейчас я назову животных и растения,
занесённые в Красную книгу Якутии:
- одуванчик якутский;
- черёмуха;
- речной бобр;
- чёрный аист;
- серая цапля;
- белый медведь;
- благородный олень;
- мак снежный.
– Неужели наступит весна без пения птиц, лето –
без цветов, а осень без грибов? Эти растения и
животные могут навсегда исчезнуть, если мы не
будем их охранять. А для этого нужно учиться
культурно вести себя в природе.
– Открываем последнюю
5 страницу нашего
журнала
“Как вести себя в лесу,
на лугу, в
поле?”
(Говорят дети.)
– Не кричи, не пугай животных и птиц. Они любят
добрых детей.
– Не рви цветы. За тобой пройдут сотни людей,
пусть они тоже полюбуются ими.
– Не ломай зря деревья, кусты, не делай надрезы.
От этого они сохнут и погибают.
– Не лови ради забавы бабочек, муравьёв и
других животных.
– Не сори. Убирай за собой стеклянную посуду.
Пожар может возникнуть от стекляшки.
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять:
Ты пришёл не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Помоги лесным зверюшкам,
Приготовь для них кормушки.
И тогда любой зверёк –
Будь то ласка иль хорёк,
Ёж лесной, речная рыба –
Скажет: “Ты – мой друг!
Спасибо”
Учитель:
– Белла Дижур написала “Жалобную книгу
природы”. Это грустная книга. А многие её
страницы – даже страшные. “Рыбные кладбища. SOS! –
кричат реки”. Таковы названия некоторых глав. И
всё-таки писательница заканчивает свою книгу с
надеждой. Она верит, что разум и доброта победят.
Стихотворение Станислава Куняева читают дети:
Я люблю тебя большое время,
Но прошу – прислушайся ко мне:
Не губи последнего тайменя,
Пусть гуляет в тёмной глубине.
Не губи последнего болота,
Загнанного волка пощади,
Чтобы на земле осталось что-то
От чего щемит в моей груди.
Учитель:
– Человек многое может, но он – сын природы.
Погубив окружающую природу, он сам не сможет
выжить. Подумайте об этом.
Звучит песня “Солнечный круг”. Дети поют,
взявшись за руки.
Ведущие угощают зрителей из больших корзинок
дарами леса. (
Ягоды, орехи, шишки)
– Вот и закрыта последняя страница нашего
журнала. Каждый из вас понял, что природу надо
беречь и помогать ей, как другу.
Бирюк Валентина Ивановна,
учитель начальных классов
{SL_links}
Вернуться назад
|