Учебная программа по краеведению
Цель - ввести музей в сферу жизненных интересов ребёнка, расширить
знания о родных местах.
Содержание: "Тайны старого горшка"
Знакомство со свойствами глины, с гончарными игрушечными промыслами,
разновидностью и использованием глиняной посуды.
"В такой одежде ходили прежде"
Знакомство с техникой изготовления льняного холста, элементами и
вышивкой традиционного крестьянского костюма старожилов Тальменского
р-на.
Работа проходит в залах музея и в д/доме.
Цели и задачи
Ввести музей в сферу жизненных интересов
ребенка, научить пользоваться музеем и как
источником для пополнения знаний, и как местом
для отдыха и развлечений. Способствовать
формированию музейной культуры детей, вводить в
их лексикон новые слова и понятия. Развивать
интеллект и эстетический вкус детей. Создать
условия для проявления активности детей, которые
должны получать возможность “работать” с
предметом (трогать, исследовать, ставить опыты).
Проявлять себя в творчестве (мастерить),
участвовать в создании экспозиции.
Создание условий для расширения и обогащения
знаний воспитанников о родных местах через
походы, экспедиции и экскурсии.
Содержание
Основным видом воспитательно-образовательной
работы является групповая, познавательная,
игровая, творческая деятельность, которая
предусматривает следующие темы:
-
“Тайны старого горшка”.
Задача темы:
Познакомить детей со свойствами глины, с
гончарным искусством, с понятиями гончар,
гончарный круг, кустарь, кустарный промысел,
показать разновидность и использование глиняной
посуды, познакомить с дымковским, филимоновским
игрушечными промыслами.
Дети путешествуют вслед за глиняным горшком из
старинной загадки, проходя все этапы
изготовления глиняной посуды.
-
“В такой одежде ходили прежде”.
Задача темы:
Ребята через предварительное прочтение
рассказа К.Д. Ушинского “Как рубашка в поле
выросла” знакомятся с этапами и техниками
изготовления льняного холста, узнают элементы
традиционного крестьянского костюма и вышивку
старожилов Тальменского района.
Работа проходит в залах музея (экскурсии –
путешествия, выставки детских работ и т.д.) так и
на территории ДООЛ (выполнение творческих
заданий), предусматривает различные формы
организации и проведения.
Ожидаемые результаты
- Предполагается, что разовьется устойчивый и
углубленный интерес к общению с произведениями
изобразительного искусства, архитектуры,
получению краеведческой и туристической
информации.
- Начнет формироваться зрительская музейная
культура.
- Выработается способность к изложению
самостоятельных суждений.
- Произойдет реализация индивидуальности
воспитанника, формирование творческого
отношения к действительности.
- Откроются возможности выражать агрессивные
чувства через рисование, живопись, лепку, которые
послужили безопасными способами снятия
внутреннего напряжения, часто возникающих у
воспитанников детских домов.
- Разовьется визуальное мышление, произойдет
оценка зрительных образов в условиях постоянно
возрастающего потока информации.
Методы определения результативности.
- Наблюдение за поведением ребенка, его
деятельностью является одним из ведущих методов
как планомерное и целенаправленное фиксирование
психологических факторов в естественных
условиях повседневной жизни.
- Беседа, интервью – непосредственное общение с
воспитанником, через которое по заранее
продуманной программе можно получить информацию
(мнение, суждение) непосредственно из уст
ребенка.
- Опрос с диагностической целью может быть как
индивидуальным так, и фронтальным, успеху
способствует атмосфера доверия.
Учебно – тематический план.
№ |
Тема |
Л/Ч |
П/Ч |
Всего |
Место
провед. |
Ожидаемые результаты |
1. |
“Знакомьтесь, музей” |
1 |
1 |
2 |
музей |
-
Сложится “образ музея” как “храма искусств”,
в котором хранятся коллекции
культурно-исторического значения.
-
Получат представление о коллекции на примере
коллекций одежды, посуды.
Дети расширят лексикон слов
и понятий - музей, храм,
памятник, экспонат,
экспозиционный зал,
экспозиция, экскурсанты,
экскурсовод, коллекция,
макет, подлинник, муляж.
-
Научатся излагать самостоятельные суждения о
музее в форме мини-сочинения.
|
2. |
“Тайны старого
горшка”
-
Глиняных дел мастера.
-
Тайны старого горшка.
-
Лепка и декорирование чашки.
-
Игрушка-игрушечка
(история глиняной игрушки).
и декорирование матрешки. |
1
1
1
|
2
2 |
7 |
Лагерь
Музейный
Зал
Лагерь
Музейный
Зал
лагерь
|
1. Освоят техники изготовления
глиняной
игрушки
различными способами.
2. .Разовьют умения
пользоваться глиной как
материалом для создания
предмета искусства.
3. Разовьются наблюдательность,
способность к творчеству,
осмыслению художественных
достижений общества.
Дети узнают свойства глины.
-
Лексикон детей пополнится понятиями: гончар,
гончарный круг, кустарь, кустарный промысел.
|
3. |
“В такой одежде ходили прежде”.
-
Вчера и сегодня костюма.
-
В такой одежде ходили прежде.
-
Во всех ты душечка нарядах хороша.
-
Бабушкин рушник.
-
Расписные рушники.
|
1
1
1 |
1
2 |
6 |
Лагерь
Музей
Лагерь
Музей
Лагерь
|
1.Научатся отличать традиционный костюм
крестьян-старожилов Алтайского края от
современного костюма.
2.Произойдет приобщение
через музейную коллекцию к наследию бытовой
культуры и семейных традиций.
3. Разовьются художественно-творческие начала
посредством освоения видов вышивки (простой
крест, тамбурный шов, гладь).
4. Реализуется индивидуальность воспитанника. |
Литература.
- Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка.
Ленинград, Искусство, 1975. 142 с.
- Великовская Г.В. Мы моделируем музей.-
Культурно-образовательная деятельность музеев.
М., Брандес, 1997, С 89-95.
- Медведева Е.Б. Юхневич М. Ю. Музейная педагогика,
как новая научная дисциплина.-
Культурно-образовательная деятельность музеев.
М., Брандес 1997, С 17-25.
- Новожилова В.А., Тренина С.Д., Холодякова И.Е.
Музейно-экскурсионная программа “Мир вокруг
нас” для школ Ярославля.-
Культурно-образовательная деятельность музеев.,
М., Брандес, 1997, С 72-82.
- Осадчий А.Н. Обрабатывающие промыслы Нижнего
Причумышья в XIX века. – Нижнее Причумышье. Очетки
истории и культуры. Тальменка 1997, С 112-114.
- Пантелеева Л.В. Музей и дети. М., Издательский дом
“Карапуз”, 2000, 256с.
- Праскурина Н.С. Традиционная вышивка в
коллекции Тальменского краеведческого музея. –
Нижнее Причумышье. Очерки истории и культуры.
Тальменка 1997, С 193-209.
Блинова Елена Васильевна,
педагог дополнительного образования
{SL_links}
Вернуться назад
|