Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/classes/templates.class.php on line 162 Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/modules/sitelogin.php on line 110
Vlivkor.Com > Статьи, Методики > ...Романса звук прелестный ...Романса звук прелестный24 мая 2007. Разместил: lessons |
Конспект занятия, посвященного такой страничке вокальной музыки, как
романс. Ученики знакомятся с историей возникновения романса,
становлением этого музыкального жанра в России, с творчеством русских
композиторов – А. Варламова, П.Булахова, Г.Свиридова, Петрова.
Целью данного занятия является воспитание уважительного отношения к
русской культуре, тренировка памяти и развитие речи детей, а также дать
возможность насладиться замечательными звуками русских романсов. Цели:
ХОД ЗАНЯТИЯ Невозможно объять необъятный мир музыки на одном занятии, поэтому сегодняшняя встреча будет посвящена такой страничке вокальной музыки как романс. Мы познакомимся с историей возникновения романса, становлением этого музыкального жанра в России, а также насладимся замечательными звуками русских романсов. В музыкальном словаре дано такое определение романса: “романс – это произведение для голоса с инструментальным сопровождением, исполняемое на романском, т.е. испанском языке”. В Испании в отличие от церковных песнопений, которые всегда исполнялись на латыни, так называемые светские песни пели на испанском языке. Позже романсом стали называть в Испании всякую сольную песню, исполняемую в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего – гитары. Во все века во всех странах существовали лирические песни о любови. Их пели и простые деревенские девушки, и городские барышни, и их служанки. Конечно, эти песни не могли быть одинаковыми для тех и других, особенно, в “галантном” семнадцатом веке. Аристократы того времени презрительно относились к простонародным песням. Даже само слово “песня” казалось им плебейским. Вот тогда-то по всей Европе песни с любовным содержанием и чувствительной мелодией в отличие от простонародных стали называть красивым испанским словом “романс”. Считается, что в России романсы стали появляться в конце восемнадцатого века и имели они два источника:
Со временем оба первоисточника
существенно менялись: мелодия кантов стала более
выразительной, менялась и ритмическая сторона
городских песен. Грань между российской песней и
романсом была едва различимой. И, тем не менее,
отличие романса от песни в том, что в романсе
наблюдается более детальная связь слов и музыки,
которая передает не только общее настроение
стиха, но и отдельные поэтические образы. Звучит романс А.Е.Варламова “На заре ты ее не буди”. Еще об одном авторе русских романсов стоит рассказать. Это – Петр Петрович Булахов – талантливейший русский композитор девятнадцатого века, написавший много прекрасных романсов. У него была трудная жизнь, он болел, очень нуждался. Композитора из милости приютил в своей московской усадьбе Кусково граф Шереметьев. С тех пор прошло более 100 лет, но мелодии П.Булахова живут до сих пор, помогая людям пережить невзгоды, найти утешение, ощутить радость. Романс П.Булахова на слова неизвестного автора “И нет в мире очей” мы послушаем прямо сейчас. Звучит романс П.Булахова “И нет в мире очей”. Романс в России развивался, испытывая воздействие русской поэзии. Мир личных чувств получает в романсе все более яркое и правдивое выражение. Русское общество впервые узнало, что у него, у этого общества есть душа и сердце, способные к нежным чувствам. И чувства эти не обязательно должны быть направлены на другого человека: эти чувства выражают любовь и видение красоты родной природы, а это есть верный признак любви к своей родине. Предлагается послушать романс малоизвестных авторов М.Толстого на слова А.Толстой “Мы вышли в сад”. Традиции русского классического романса продолжаются в творчестве современных авторов. И в первую очень нужно упомянуть имя композитора Георгия Васильевича Свиридова, чья музыка стала классикой советского искусства. В своем творчестве Г.В.Свиридов нередко обращался к творчеству А.С.Пушкина, им создано десять хоров “Пушкинского венка”, цикл романсов на стихи Пушкина. Проза Пушкина также была интересна композитору: им написана музыка драме “Метель”. Давайте вспомним сюжет этой драмы. Дети вспоминают содержание драмы А.С.Пушкина “Метель”. И сейчас пришло время послушать “Романс” Г.В.Свиридова из музыки к драме А.С.Пушкина “Метель”. Звучит “Романс” Г.Свиридова. Расскажите, что увидели, что почувствовали, слушая эту музыку. Г.В.Свиридов смог раскрыть музыкальную душу драмы. Многие современные романсы стали известны во многом благодаря кинофильмам, в которых они звучат. Таков, к примеру, романс из фильма “Эскадрон гусар летучих”, сочиненный нашим современником, композитором Александром Журбиным на слова героя Отечественной войны 1812 года. Дениса Давыдова. Д.Давыдов был одним из первых руководителей партизанского движения, талантливым и своеобразным поэтом. Все его стихи объединяет образ героя – беззаботного кутилы, лихого гусара, весельчака. Предлагается прослушать романс “Не пробуждай” Александра Журбина. Еще один наш современник – композитор Андрей Павлович Петров стал широко известен благодаря своим работам в кино. Большой популярностью пользуются его песни и эстрадная музыка к кинофильмам. Истинным украшением фильма “Жестокий романс” стал романс А.Петрова на стихи М.Цветаевой “Под лаской плюшевого пледа”. Проникнемся настроением фильма и послушаем этот романс. Звучит романс Андрея Петрова “Под лаской плюшевого пледа”. Классики русской музыки: Варламов,
Алябьев, Гурилев,Глинка, Даргомыжский,
Мусоргский, Балакирев, Чайковский,Рахманинов,
Шостакович и современные авторы обращались в
своем творчестве к романсу.Чем же так
привлекательны романсы?
Бочарникова Елена Ильинична, старший воспитатель Вернуться назад |