{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Сценарии, Весенние > МАСЛЕНИЦА - 6
{LF_links}

МАСЛЕНИЦА - 6


28 мая 2007. Разместил: lessons
Выбирая тему своей работы, я опиралась на то, какие русские праздники почитали на Руси? Когда родились эти слова и эти суеверия, эта исконно русская вера в чудеса, ворожбу, приметы и знамения? Ответы эти мы находили, отправляясь с учениками в воистину чудесный и неизведанный мир наших далёких предков – в страну славянской языческой мифологии, страну загадочную, причудливую и такую родную. В празднике принимали участие все ребята школы. Были приглашены родители и жители микрорайона. В первом потоке зрители-участники – ученики начальных классов, во втором потоке зрители-участники – ученики старших классов. Они все справились с различными соревнованиями, заданиями. А также с домашним заданием (костюмы ряженых, подготовили пословицы, поговорки, загадки, песни, накрыли столы с угощением, провели конкурс “Самый вкусный блин”). А после организованно всей школой вышли во двор и торжественно сожгли чучело. Я думаю, что это мероприятие позволяет развивать личность и творческие способности учащихся через приобщение к ценностям и идеалам, накопленным многовековой историей русской культуры.

“Ой, да красна ты, Русь, чудо умельцами,

Да многоводностью, да не наглядностью,
Да богатырской силой и доблестью!
Не погубить тебя, не покорить!
Ой, родная Русь, прими ты здравницу!
Вечно жить тебе да славиться!”

Изучение МХК предполагает обращение не к одному или нескольким видам искусства, а ко всему миру художественной культуры, которая имеет весьма сложное строение. У этого курса есть собственный предмет исследования, своя специфика, свои цели и задачи, которые не могут быть выполнены никаким другим предметом.

МХК предусматривает широкую интеграцию и осмысление связей художественной культуры с историей, философией, социологией, педагогикой-психологией, искусствоведением и другими науками, то есть в контексте развития всей материальной и духовной культуры.

Человек – сын своего времени и своей страны.

Стыдно сознавать себя “иванами, не помнящими родства”. Неудивительно, что так жадно стали читать литературу о прошлом, что вереницы людей потянулись к вновь выстроенным, сверкающим золотом куполов, церквям, что вспоминаются старинные обряды и, казалось, безвозвратно забытые традиции. Не случайно в годину военных и иных лихолетий люди обращаются к памятным страницам прошлого, ища в отшумевших веках поддержку, ответы на загадки повседневности.

Задайте вопросы сами себе:

– Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески, думать о значении волнистой линии орнамента, высеченного на замшелом камне?
– Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца, расшитые красными нитями; донца прялок, расписанные пестрыми красками?

Ведь человек не подобен бабочке-однодневке, весело порхающей на солнце, не знающей о том, что было вчера и что ей сулит завтра. В его судьбе сплетается в единый узел былое, нынешнее и завтрашнее.

Крестьянское сознание сохранило веру в злых и добрых духов, в суровых, но справедливых языческих богов. Вживание во всё то заветное, что сохранили памятники старины, не проходит даром: мудрость предков учит добру и любви, праве и справедливости, трудолюбию и гордости за свой народ.

Название праздника – “Масленица” не случайно, т.к. она ещё известна с языческих времён. Семь праздных дней Масленицы имели своё значение и название. До наших дней дошло много пословиц, поговорок, народных песен, игр связанных с этим праздником.

Открытое мероприятие на тему: "Проводы зимы – масленица"

Цель: ознакомление учащихся с проведением масленицы на руси.

Место проведения: пятница, спортивный большой зал, столовая.

Оборудование: кукла масленицы, праздничные газеты, шары, ленты, спортивный инвентарь, костюмы для актёров, народная музыка (инструменты), столы с угощением (блины, самовар…).

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит музыка.

Ведущая:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить
У ней особенная стать,
В Россию можно только верить.

Звучит народная плясовая музыка.

Ведущая: У русского народа, как и у других народов, есть своя музыка, песни, обычаи и праздники.

Вбегают скоморохи.

1 скоморох: Ха-ха-ха! Глянь-ка, сколько кругом зевак собралось!

2 скоморох: А чего они сошлись, сами поди не знают. Лучше бы дома сидели.

1 скоморох: Наверное, на блины набежали. Видел, какие столы в столовой?

2 скоморох: Да!!! Слушай, брат, вот что я знаю. Ехал один наш мужик лесом в слободу на ярмарку за покупками. В яр спустился, глядь - лисы хоровод водят. И все такие наряженные. И чего это они?

1 скоморох: Да, это что! Я вот что знаю. У бабки Агафьи мыши развеселились, бегают из угла в угол и посмеиваются, а коту Ваське усы сбрили. И чего это они?

Ведущая: Я отвечу на ваши вопросы – и лисы, и мыши зиму провожают да весну поджидают. И народ здесь собрался, чтоб зиму проводить и весну встретить. Весёлые русские песни попеть да в игры поиграть.

Звучит музыка зимы.

1 скоморох: Ой! Смотрите, сама Матушка Зима к нам в гости идёт.

Зима: Низкий поклон вам, добрые миряне! Поморозила я вас на славу. Довольна моя душенька. А может, на вас ещё морозца напустить?

Скоморохи хором: Нет, не надо, спасибо.

Зима: А раз нет, то порадуйте меня, повеселите. Покажите свою силу и ловкость, да удаль молодецкую!

2 скоморох:

А кто сильнее из ребят,
А ну, берёмся за канат!
Тот, кто перетянет,
Самым сильным станет.

Перетягивание каната (жетоны).

Зима: Спасибо вам! Порадовали вы меня, повеселили.

Ведущая: Матушка Зима! Спасибо тебе за снежок, за снежные горки, за зимние каникулы и праздники Нового года и Рождества Христова.

1 скоморох: Даже за сильные морозы спасибо, на то ты и Матушка Зима.

2 скоморох: А теперь дозволь передать власть Весне-Красне. Она уж не за горами. Поможет нам в этом Масленица.

Ведущая:

Душа ль ты наша, Масленица,
Сахарные твои уста,
Сладкая твоя речь!
Приезжай к нам в гости
На широкий двор,
На горах покататься,
В блинах поваляться.

Ряженые вносят куклу-Масленицу (музыка).

1 скоморох:

Наша Масленица дорогая
Ненадолго к нам пришла.
Мы думали, на семь недель,
Оказалось – на семь дней.

– Первый день – встреча.

2 скоморох:

Спешите, спешите, спешите скорей!
Нет праздника нашего веселей.

1 скоморох:

Масленицу встречаем – зиму провожаем.

(Провожают Зимушку).

Начальная школа:

1-й: Дорогая наша гостья, Масленица
2-й: Дуня белая, Дуня румяная
3-й: Коса длинная, триаршинная
4-й: Лента алая, двуполтинная
5-й: Платок беленький, новомодненький
6-й: Лапти частые, головастые.

Ведущая: Недаром в народе говорят про масленицу пословицы. Кто порадует нашу гостью?

(Прослушиваются домашнее задание каждого класса).

2 скоморох: Второй день – заигрыш.

Исполнение частушек:

Девчата:

Начинаю я припевку
Первую, начальную.
Я хочу повеселить публику печальную.
Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать,
Чтобы песня лучше пелась,
Надо пляской помогать.
Не смотрите на меня –
Глазки поломаете,
Я не с вашего села,
Вы меня не знаете.
У меня коса большая,
Ленточка коротенька,
Про меня не думай, парень,
Я ещё молоденька!
Пошла плясать
Бабушка Лукерья,
На затылке нет волос –
Привязала перья.

Парни:

На окошке два цветочка:
Голубой да аленький.
Я парнишка боевой,
Хоть и ростом маленький.
Я плясал на три ноги,
Потерял я сапоги.
Оглянулся назад –
Сапоги мои летят.
Елки-долги, елки-долги,
Елки да осиночки,
На поляне девки пляшут,
Скрипают ботиночки.

Девчата:

За частушки, друг мой милый,
Три рубля тебе дам,
По глазам по вашим видно,
Что понравились мы вам.

Скоморохи вместе: Ну ладно уж, давайте скорей следующий день объявлять. Третий день – лакомка.

Исполнение русской народной песни “ блины”.

Ведущая: А сейчас четвёртый день – разгул.

1 скоморох:

Разойдись, честной народ,
Не пыли дорожка!
Добры молодцы идут
Погулять немножко.

Исполнение песни “Во кузнице”.

2 скоморох:

Русь талантами богата,
Русь талантами сильна.
Если будут петь ребята,
Значит, будет жить она.

Исполнение частушек:

Пропоем мы вам частушки,
Замечательны таки,
Что пойдут плясать старушки,
Затанцуют старики.

У меня забавы две:
В том краю и в этом,
Одного люблю зимой,
А другого – летом.

Я – девчонка боевая,
Боевая не совсем.
Боевая сушит девять,
А по мне страдает семь.

Я стояла на горе,
Трое спорят обо мне.
Что вы трое спорите,
Вы меня не стоите.

Ох, довольно мы напелись,
Дайте смену новую!
Ой, спасибо гармонисту
За игру веселую.

1 скоморох:

Возле речки, возле быстрой
Все фиалочки растут.
Без частушек прожить можно,
Да чего-то не живут.

2 скоморох:

Ой, вы, красны девицы!
Ой, вы, добры молодцы!
Загадаем вам загадки,
Отгадайте хором все.

Загадки (работа с залом, жетоны).

Черный, проворный, кричит “крак”,
Червякам – враг. (Грач)

Не артист, а голосист,
Не ездок, а шпоры у ног. (Петух)

Ни барашек и ни кот,
Носит шубу круглый год. (Заяц)

Жил я посреди двора,
Где играла детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (Снеговик)

Кто-то утром не спеша
Надувает красный шар,
А как выпустит из рук –
Станет вдруг светло вокруг. (Солнце)

Ведущая: Хватит петь да плясать – пора пятницу с субботой объявлять.

1 скоморох: Пятый день – тёщины вечерки.

Звучит музыка. Входит тёща и за ней зятья.

2 скоморох: Ой, а как Вас зовут? (Марья Петровна)

– А с вами кто? (Зятья)

1 скоморох: Тут зятья сказали, что удивить решили всех. Но нужно немного помочь им словами: “Правильно! Правильно! Правильно припели”. (Пробуют 1 раз).

Исполнение частушек.

Выхожу и начинаю
Я свои частушки.
Затыкай-ка, мила тёща,
Свои нежны ушки!

Все: Правильно! Правильно! Правильно припели.

Тёща: Правильно, неправильно, кому какое дело.

На базаре был вчера,
Видел там комедию.
Тёща лошадь продавала,
Называла Федею.

Все: Правильно! Правильно! Правильно припели.

Тёща: Правильно, неправильно, кому какое дело.

Лес шумит, шумит, шумит.
Лес шумит, качается.
Кто крикливых тёщ полюбит,
Тем налог скощается.

На таможне мою тёщу
Не пустили в Геную.
Говорят, что камни в почках
У неё драгоценные.

Как женился, появилась
Средь кудрей большая плешь,
Помогите мне оформить
Тёще выезд за рубеж.

Если хочешь счастлив быть,
Приходи на станцию.
Тёщу сдай скорей в багаж,
Потеряй квитанцию.

В наших дальних деревеньках
Нравы новые ввелись:
Посбесились наши тёщи –
В интербабки подались.

Мы кончаем петь частушки,
Хватит ерепениться.
Может, зря какие спели,
Просим извиненица.

(Тёща и зятья уходят).

Ведущая: Молодцы зятья, да и теща хороша.

1 скоморох: Седьмой день – золовкины посиделки.

2 скоморох: В эти дни устраивались семейные чаепития с поднесением подарков.

1 скоморох: У нас тоже есть, кого одарить за (…)

Награждение тех, у кого жетоны.

Ведущая: Заканчивалась Масленица “Прощенным воскресением”. Все просили друг у друга прощения.

2 скоморох:

Государыня Масленица,
Мы тобой хвалились,
Блины ели, веселились!
Наступил твой час,
Ты порадуй нас!!!

Ведущая: Ну, что ж, ребята, пришла пора зиму провожать – Масленицу жечь! Давайте скажем ей хором слова:

“Масленица обманщица,
До поста довела  – сама удрала!
Масленица, воротись,
В новый год покажись!
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!!!”

Куклу выносят из зала.

Все участники:

Всем спасибо за внимание,
За задор, веселье, смех.
За огонь соревнованья,
Созидающий успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим мы: “До свиданья,
До счастливых новых встреч!”

1 скоморох: А сейчас всех-всех приглашаем на блины.

Звучит музыка.


Вольных Алла Анатольевна, учитель МХК



{SL_links}

Вернуться назад