Vlivkor.Com > Сценарии, Весенние > МАСЛЕНИЦА - 6 МАСЛЕНИЦА - 628 мая 2007. Разместил: lessons |
Выбирая тему своей работы, я опиралась на то, какие русские праздники почитали на Руси? Когда родились эти слова и эти суеверия, эта исконно русская вера в чудеса, ворожбу, приметы и знамения? Ответы эти мы находили, отправляясь с учениками в воистину чудесный и неизведанный мир наших далёких предков – в страну славянской языческой мифологии, страну загадочную, причудливую и такую родную. В празднике принимали участие все ребята школы. Были приглашены родители и жители микрорайона. В первом потоке зрители-участники – ученики начальных классов, во втором потоке зрители-участники – ученики старших классов. Они все справились с различными соревнованиями, заданиями. А также с домашним заданием (костюмы ряженых, подготовили пословицы, поговорки, загадки, песни, накрыли столы с угощением, провели конкурс “Самый вкусный блин”). А после организованно всей школой вышли во двор и торжественно сожгли чучело. Я думаю, что это мероприятие позволяет развивать личность и творческие способности учащихся через приобщение к ценностям и идеалам, накопленным многовековой историей русской культуры. “Ой, да красна ты, Русь, чудо
умельцами,
Да многоводностью, да не наглядностью, Изучение МХК предполагает обращение не к одному или нескольким видам искусства, а ко всему миру художественной культуры, которая имеет весьма сложное строение. У этого курса есть собственный предмет исследования, своя специфика, свои цели и задачи, которые не могут быть выполнены никаким другим предметом. МХК предусматривает широкую интеграцию и осмысление связей художественной культуры с историей, философией, социологией, педагогикой-психологией, искусствоведением и другими науками, то есть в контексте развития всей материальной и духовной культуры. Человек – сын своего времени и своей страны. Стыдно сознавать себя “иванами, не помнящими родства”. Неудивительно, что так жадно стали читать литературу о прошлом, что вереницы людей потянулись к вновь выстроенным, сверкающим золотом куполов, церквям, что вспоминаются старинные обряды и, казалось, безвозвратно забытые традиции. Не случайно в годину военных и иных лихолетий люди обращаются к памятным страницам прошлого, ища в отшумевших веках поддержку, ответы на загадки повседневности. Задайте вопросы сами себе: – Стоит ли перечитывать рукописные книги,
рассматривать почерневшие от времени фрески,
думать о значении волнистой линии орнамента,
высеченного на замшелом камне? Ведь человек не подобен бабочке-однодневке, весело порхающей на солнце, не знающей о том, что было вчера и что ей сулит завтра. В его судьбе сплетается в единый узел былое, нынешнее и завтрашнее. Крестьянское сознание сохранило веру в злых и добрых духов, в суровых, но справедливых языческих богов. Вживание во всё то заветное, что сохранили памятники старины, не проходит даром: мудрость предков учит добру и любви, праве и справедливости, трудолюбию и гордости за свой народ. Название праздника – “Масленица” не случайно,
т.к. она ещё известна с языческих времён. Семь
праздных дней Масленицы имели своё значение и
название. До наших дней дошло много пословиц,
поговорок, народных песен, игр связанных с этим
праздником. Открытое мероприятие на тему: "Проводы зимы – масленица"Цель: ознакомление учащихся с проведением масленицы на руси. Место проведения: пятница, спортивный большой зал, столовая. Оборудование: кукла масленицы, праздничные газеты, шары, ленты, спортивный инвентарь, костюмы для актёров, народная музыка (инструменты), столы с угощением (блины, самовар…). ХОД МЕРОПРИЯТИЯ Звучит музыка. Ведущая:
Звучит народная плясовая музыка. Ведущая: У русского народа, как и у других народов, есть своя музыка, песни, обычаи и праздники. Вбегают скоморохи. 1 скоморох: Ха-ха-ха! Глянь-ка, сколько кругом зевак собралось! 2 скоморох: А чего они сошлись, сами поди не знают. Лучше бы дома сидели. 1 скоморох: Наверное, на блины набежали. Видел, какие столы в столовой? 2 скоморох: Да!!! Слушай, брат, вот что я знаю. Ехал один наш мужик лесом в слободу на ярмарку за покупками. В яр спустился, глядь - лисы хоровод водят. И все такие наряженные. И чего это они? 1 скоморох: Да, это что! Я вот что знаю. У бабки Агафьи мыши развеселились, бегают из угла в угол и посмеиваются, а коту Ваське усы сбрили. И чего это они? Ведущая: Я отвечу на ваши вопросы – и лисы, и мыши зиму провожают да весну поджидают. И народ здесь собрался, чтоб зиму проводить и весну встретить. Весёлые русские песни попеть да в игры поиграть. Звучит музыка зимы. 1 скоморох: Ой! Смотрите, сама Матушка Зима к нам в гости идёт. Зима: Низкий поклон вам, добрые миряне! Поморозила я вас на славу. Довольна моя душенька. А может, на вас ещё морозца напустить? Скоморохи хором: Нет, не надо, спасибо. Зима: А раз нет, то порадуйте меня, повеселите. Покажите свою силу и ловкость, да удаль молодецкую! 2 скоморох:
Перетягивание каната (жетоны). Зима: Спасибо вам! Порадовали вы меня, повеселили. Ведущая: Матушка Зима! Спасибо тебе за снежок, за снежные горки, за зимние каникулы и праздники Нового года и Рождества Христова. 1 скоморох: Даже за сильные морозы спасибо, на то ты и Матушка Зима. 2 скоморох: А теперь дозволь передать власть Весне-Красне. Она уж не за горами. Поможет нам в этом Масленица. Ведущая:
Ряженые вносят куклу-Масленицу (музыка). 1 скоморох:
– Первый день – встреча. 2 скоморох:
1 скоморох: Масленицу встречаем – зиму провожаем. (Провожают Зимушку). Начальная школа:
1-й: Дорогая наша гостья, Масленица Ведущая: Недаром в народе говорят про масленицу пословицы. Кто порадует нашу гостью? (Прослушиваются домашнее задание каждого класса). 2 скоморох: Второй день – заигрыш. Исполнение частушек: Девчата:
Парни:
Девчата:
Скоморохи вместе: Ну ладно уж, давайте скорей следующий день объявлять. Третий день – лакомка. Исполнение русской народной песни “ блины”. Ведущая: А сейчас четвёртый день – разгул. 1 скоморох:
Исполнение песни “Во кузнице”. 2 скоморох:
Исполнение частушек:
1 скоморох:
2 скоморох:
Загадки (работа с залом, жетоны).
Ведущая: Хватит петь да плясать – пора пятницу с субботой объявлять. 1 скоморох: Пятый день – тёщины вечерки. Звучит музыка. Входит тёща и за ней зятья. 2 скоморох: Ой, а как Вас зовут? (Марья Петровна) – А с вами кто? (Зятья) 1 скоморох: Тут зятья сказали, что удивить решили всех. Но нужно немного помочь им словами: “Правильно! Правильно! Правильно припели”. (Пробуют 1 раз). Исполнение частушек.
Все: Правильно! Правильно! Правильно припели. Тёща: Правильно, неправильно, кому какое дело.
Все: Правильно! Правильно! Правильно припели. Тёща: Правильно, неправильно, кому какое дело.
(Тёща и зятья уходят). Ведущая: Молодцы зятья, да и теща хороша. 1 скоморох: Седьмой день – золовкины посиделки. 2 скоморох: В эти дни устраивались семейные чаепития с поднесением подарков. 1 скоморох: У нас тоже есть, кого одарить за (…) Награждение тех, у кого жетоны. Ведущая: Заканчивалась Масленица “Прощенным воскресением”. Все просили друг у друга прощения. 2 скоморох:
Ведущая: Ну, что ж, ребята, пришла пора зиму провожать – Масленицу жечь! Давайте скажем ей хором слова:
Куклу выносят из зала. Все участники:
1 скоморох: А сейчас всех-всех приглашаем на блины. Звучит музыка.
Вольных Алла Анатольевна, учитель МХК Вернуться назад |