Vlivkor.Com > Статьи, Педагогика, Образование, Методики > Теоретические аспекты организации программы распространения знаний Теоретические аспекты организации программы распространения знаний7 сентября 2007. Разместил: lessons |
о международном гуманитарном праве в образовательном учреждении
Знакомство с основными принципами и нормами МГП является необходимым для привлечения внимания школьников к последствиям чрезмерного насилия во время вооруженных конфликтов, создания условий для понимания необходимости регулирования поведения участников вооруженного конфликта с помощью правовых норм, а также содействия формированию таких качеств личности, как уважение к жизни и человеческому достоинству жертв войны, сострадание и милосердие к беззащитным.Распространение знаний о международном гуманитарном праве и основополагающих принципах Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца является частью традиционной деятельности Международного Комитета Красного Креста. С 1995 года МККК совместно с Российским обществом Красного Креста и в сотрудничестве с Министерством образования РФ развивает программу, направленную на ознакомление учащихся общеобразовательных школ Российской Федерации с принципами, лежащими в основе международного гуманитарного права, основными положениями Женевских конвенций и с деятельностью Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца. Наша школа работает по “Программе распространения знаний о международном гуманитарном праве” вот уже 5-ой год. Причины, побудившие нас обратиться к этой программе, состояли в следующем: 1. Сама реальность, сама жизнь. Действительно в наше неспокойное время, когда каждую минуту на Земле происходят вооруженные конфликты в той или иной ее точке, очень важно, чтобы наши ученики понимали необходимость соблюдения правовых норм, защищающих жертвы вооруженных конфликтов и регулирующих поведение участников военных действий, имели бы такие качества личности, как уважение к человеческому достоинству, милосердие и сострадание к беззащитному. 2. Модернизация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Цель и задачи новой образовательной политики изложены в документе “Концепция модернизации Российского образования” от 25 октября 2001 года. Главная задача состоит в “достижении современного качественного образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства”. Воплощать эту задачу призваны образовательные учреждения, которые “должны формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности обучающихся”. Отсюда следует, что школа должна формировать у школьников:
3. Контингент учащихся. У нас 32% детей из неполных семей, 6% - дети из неблагополучных семей, 4,5% детей состоят на внутришкольном контроле, и с каждым годом эта цифра увеличивается. Наша задача состоит в воспитании личности учащегося, его адаптации в обществе. 4. Методическая тема . “Внедрение элементов современных образовательных технологий для повышения познавательного интереса всех участников образовательного процесса” - так звучит методическая тема школы, которая включает в себя и исследовательскую деятельность учащихся, и метод проектов, и мультимедийные технологии. А это является основными формами и методами работы на уроках по изучению международного гуманитарного права. Реализация “Программы по распространению знаний о международном гуманитарном праве” в средней общеобразовательной школе № 77 идет в следующих направлениях: Учебная деятельность: - Обществознание - Основы безопасности жизнедеятельности - История (при изучении военной тематики) - Литература “Вокруг тебя – Мир…” - Мировая художественная культура (при изучении батального жанра) Воспитательная деятельность: - Классные часы - Видеоклубы - Конкурсы, игры - Внеклассная работа по предмету 1. Проект "Литература" “Вокруг тебя – Мир…”
2. Проект “Обществознание” - 9 класс
Темы: - “Права человека и гражданина” - “Политика – правовая сфера” 3. Проект “ОБЖ” - 9 класс
Темы: - “Определение МГП и сфера его применения” - “Правовая защита раненых, больных и потерпевших крушение” - “Защита военнопленных и гражданского населения” - “Ответственность за нарушение норм МГП” 4. Проект “ОБЖ” - 11 класс - На уроках ОБЖ Раздел: - “Особенности военной службы” Тема: - “Военные аспекты международного права”. С целью углубленного изучения международного гуманитарного права (и в рамках профилизации школы) создан элективный курс “На войне, но не в войне”, рассчитанный на 8-12 часов. Примерные темы для изучения МГП как факультативный (элективный) курс в 9 классах. 1. История МГП 2. Источники МГП 3. Основные понятия МГП. 4. Ограничение методов и средств ведения войны. 5. Защита гражданского населения и гражданских объектов. 6. Защита детей как части гражданского населения 7. Особенности права вооруженных конфликтов немеждународного характера 8. Соблюдение МГП. Вопросы контроля и пресечения нарушений. Каждое завершение темы сопровождается практическими занятиями С целью развития исследовательских навыков (и в рамках проектной деятельности) идет работа над проектом “Человек, останься человеком”, рассчитанный на учащихся 10-17 лет и предполагающий исследовательско-творческую деятельность. Варианты тем для исследований: - “Жестокое лицо войны” - “Листая летопись сражений” - “По горящей лестнице историй” - “Самые уязвимые” - “Говоря языком плаката” - “Война…я ее бью, сколько у меня есть сил” (тема войны в творчестве В.М. Гаршина и В.В. Верещагина) В целях административного контроля, для выявления, в какой степени учащиеся владеют материалом по МГП, 1 раз в год проводится срезовая работа в виде теста. Тест по международному гуманитарному праву. 1. Международное гуманитарное право: а) рассматривает правомерность применения вооруженной силы для решения международного конфликта; б) защищает жертв вооруженных конфликтов и ограничивает средства и методы ведения войны; в) защищает граждан государства, подвергшегося нападению; г) запрещает ведение агрессивных войн. 2 . Стороны, участвующие в конфликте: а) свободны в использовании всех средств и методов ведения военных действий; б) могут использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения войны; в) не должны пользоваться оружием, которое не может быть направлено против военного объекта и имеет неизбирательное действие. 3. В соответствии с нормами международного гуманитарного права разрешается: а) устраивать засаду; б) использовать санитарное транспортное средство для перевозки личного состава вооруженных сил и боеприпасов; в) вызывать наводнение для того, чтобы предотвратить наступление неприятеля, если оно не наносит ущерба окружающей среде и не угрожает жизни гражданского населения. 4. К серьезным нарушениям международного гуманитарного права (военным преступлениям) относятся следующие действия противоборствующих сторон: а) преднамеренное убийство раненых; б) создание ложных аэродромов; в) совершение нападения на гражданское население; г) пытки военнопленных с целью получения военных сведений; д) оказание помощи раненым противникам; е) взятие заложников из числа гражданских лиц. 5. Основные положения международного гуманитарного права содержат: а) Женевская Конвенция 1949 года и Дополнительных протоколах к ним 1977 года; б) в Конституции Российской Федерации; в) во Всеобщей декларации прав человека 1948 года; г) в Международной конвенции о статусе беженцев 1951 года. 6. Законным объектом для нападения (военным объектом) является: а) завод по изготовлению легковых автомобилей, на котором во время войны производится военная техника; б) дамба, на которой расположена зенитная батарея, и разрушение которой может вызвать долговременное затопление обширных сельскохозяйственных угодий; в) президентский дворец, в котором расположен штаб управления войсками. 7. Какое из приведенных ниже утверждений не соответствует нормам международного гуманитарного права и рассматривается как их нарушение: а) сдающемуся противнику необходимо сохранить жизнь; б) при допросе с целью получения сведений о месте расположения противника и его численности военнопленный не должен подвергаться никаким физическим или моральным пыткам; военнопленным, которые откажутся отвечать, нельзя угрожать, подвергать их оскорблениям или каким-либо преследованиям; в) находясь в лагере, во избежание нарушения особого режима плена военнопленные не должны получать письма и посылки из дома; г) трудоспособные военнопленные могут использоваться в качестве рабочей силы с учетом их возраста, пола, звания, а также физических возможностей; кроме работ по управлению, оборудованию и содержанию в порядке своего лагеря, военнопленные в принудительном порядке могут быть привлечены только к работам, не имеющим военный характер или военные цели. 8. Международное гуманитарное право ограничивает применение следующих видов оружия: а) пули, которые причиняют человеку чрезмерные страдания (например, пули со смещенным центром тяжести); б) противопехотные мины; в) оружие, причиняющее вред частицами, которые не могут быть обнаружены в человеческом теле при помощи рентгеновских лучей (например, пластиковые мины); г) яды, бактериологическое и токсическое оружие. 9. СССР (Россия) присоединилась к договорам по международному гуманитарному праву: а) 1949,1977 б) 1953, 1980 в) 1954, 1989 10. Какие из следующих приказов соответствуют положениям международного гуманитарного права: а) использовать минометный огонь против снайпера, засевшего в одной из квартир жилого многоэтажного дома; б) вывести всех гражданских лиц из сектора действий батальона; в) уничтожить карты собственных минных полей при угрозе захвата в плен; г) после взятия деревни никого не оставлять в живых; д) ввиду ожесточенного сопротивления противника и наличия в батальоне серьезных потерь, пленных не брать. 11. МГП применяется: а) в ситуациях насилия, которые не достигают интенсивности вооруженного конфликта; б) в ситуациях международного вооруженного конфликта; в) в ситуациях немеждународного вооруженного конфликта. 12. Укажите категории лиц, к которым в МГП применяется термин “жертвы вооруженного конфликта”: а) медицинский персонал; б) раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение; в) комбатанты; г) военнопленные; д) гражданские лица. 13. В соответствии с нормами МГП военнопленные при допросе: а) могут ничего не сообщать о себе; б) обязаны сообщить только свою фамилию, имя, дату рождения, воинское звание, личный номер или, за неимением такового, другую равноценную информацию; в) обязаны сообщить только свою фамилию, имя, дату рождения, воинское звание, личный номер. 14. Международным отличительным знаком, защищающим в период вооруженного конфликта культурные ценности и персонал, охраняющий культурные ценности является: а) бело-голубой щит, заостренный снизу; б) красный крест на белом фоне; в) синий равносторонний треугольник на оранжевом фоне; г) шпиль средневекового замка на голубом поле; д) красный лев и солнце на белом поле. 15. В декабре в ходе вооруженного конфликта между Команией и Валиту, государствами – участниками Женевских конвенций 1949г. И Дополнительных протокола I 1977г., город Сонелон, находящийся на территории Комании, был захвачен противником. Большинство жителей города не успели эвакуироваться. Треть населения, оставшегося на оккупированной территории, составляют дети. Что должна сделать оккупирующая сторона в отношении этих детей: а) создать условия для работы школ; б) оказать поддержку детям-инвалидам; в) переселить сонелонцев в возрасте до 18 лет на территорию Валиту; г) разрешить свободный пропуск посылок с гуманитарным грузом; д) создать условия для работы детских садов; е) организовать встречу Нового года. Уже можно подвести некоторые итоги работы по программе по распространению знаний о международном гуманитарном праве:
Как говорил великий русский писатель Н.В. Гоголь, “Для того, чтобы идти дорогой собственного ума, нужно прежде изрядно поумнеть” А кто как не школа научит современных детей уважению жизни и человеческому достоинству, состраданию и милосердию к беззащитным?...
Киселева Наталья Витальевна, замдиректора по УВР Вернуться назад |