mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2007
    07
    сен
    Теоретические аспекты организации программы распространения знаний
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт
    о международном гуманитарном праве в образовательном учреждении
    Знакомство с основными принципами и нормами МГП является необходимым для привлечения внимания школьников к последствиям чрезмерного насилия во время вооруженных конфликтов, создания условий для понимания необходимости регулирования поведения участников вооруженного конфликта с помощью правовых норм, а также содействия формированию таких качеств личности, как уважение к жизни и человеческому достоинству жертв войны, сострадание и милосердие к беззащитным.
    Распространение знаний о международном гуманитарном праве и основополагающих принципах Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца является частью традиционной деятельности Международного Комитета Красного Креста. С 1995 года МККК совместно с Российским обществом Красного Креста и в сотрудничестве с Министерством образования РФ развивает программу, направленную на ознакомление учащихся общеобразовательных школ Российской Федерации с принципами, лежащими в основе международного гуманитарного права, основными положениями Женевских конвенций и с деятельностью Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца.

    Наша школа работает по “Программе распространения знаний о международном гуманитарном праве” вот уже 5-ой год. Причины, побудившие нас обратиться к этой программе, состояли в следующем:

    1. Сама реальность, сама жизнь. Действительно в наше неспокойное время, когда каждую минуту на Земле происходят вооруженные конфликты в той или иной ее точке, очень важно, чтобы наши ученики понимали необходимость соблюдения правовых норм, защищающих жертвы вооруженных конфликтов и регулирующих поведение участников военных действий, имели бы такие качества личности, как уважение к человеческому достоинству, милосердие и сострадание к беззащитному.

    2. Модернизация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Цель и задачи новой образовательной политики изложены в документе “Концепция модернизации Российского образования” от 25 октября 2001 года. Главная задача состоит в “достижении современного качественного образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства”. Воплощать эту задачу призваны образовательные учреждения, которые “должны формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности обучающихся”. Отсюда следует, что школа должна формировать у школьников:

    • гражданскую ответственность;
    • правовое самосознание;
    • духовность и культуру;
    • инициативность;
    • самостоятельность;
    • способность к успешной социализации в обществе.

    3. Контингент учащихся. У нас 32% детей из неполных семей, 6% - дети из неблагополучных семей, 4,5% детей состоят на внутришкольном контроле, и с каждым годом эта цифра увеличивается. Наша задача состоит в воспитании личности учащегося, его адаптации в обществе.

    4. Методическая тема . “Внедрение элементов современных образовательных технологий для повышения познавательного интереса всех участников образовательного процесса” - так звучит методическая тема школы, которая включает в себя и исследовательскую деятельность учащихся, и метод проектов, и мультимедийные технологии. А это является основными формами и методами работы на уроках по изучению международного гуманитарного права.

    Реализация “Программы по распространению знаний о международном гуманитарном праве” в средней общеобразовательной школе № 77 идет в следующих направлениях:

    Учебная деятельность:

    - Обществознание

    - Основы безопасности жизнедеятельности

    - История (при изучении военной тематики)

    - Литература “Вокруг тебя – Мир…”

    - Мировая художественная культура (при изучении батального жанра)

    Воспитательная деятельность:

    - Классные часы

    - Видеоклубы

    - Конкурсы, игры

    - Внеклассная работа по предмету

    1. Проект "Литература" “Вокруг тебя – Мир…”

    • Кружок – 1час в неделю (5 а, б и 7 а, б)
    • Факультатив – 1 час в неделю (6, и 8 а, в)
    • Внеклассное чтение
    • Уроки развития речи

    2. Проект “Обществознание” - 9 класс

    • На уроках обществознания - 2 часа.

    Темы:

    - “Права человека и гражданина”

    - “Политика – правовая сфера”

    3. Проект “ОБЖ” - 9 класс

    • На уроках ОБЖ –  4 часа (9 классы).

    Темы:

    - “Определение МГП и сфера его применения”

    - “Правовая защита раненых, больных и потерпевших крушение”

    - “Защита военнопленных и гражданского населения”

    - “Ответственность за нарушение норм МГП”

    4. Проект “ОБЖ” - 11 класс

    - На уроках ОБЖ

    Раздел:

    - “Особенности военной службы”

    Тема:

    - “Военные аспекты международного права”.

    С целью углубленного изучения международного гуманитарного права (и в рамках профилизации школы) создан элективный курс “На войне, но не в войне”, рассчитанный на 8-12 часов.

    Примерные темы для изучения МГП как факультативный (элективный) курс  в 9 классах.

    1. История МГП
    - МККК,
    - Основные символы МККК.

    2. Источники МГП
    - I, II, III, IV Женевские Конвенции,
    - дополнительные протоколы к Женевским Конвенциям

    3. Основные понятия МГП.

    4. Ограничение методов и средств ведения войны.

    5. Защита гражданского населения и гражданских объектов.

    6. Защита детей как части гражданского населения

    7. Особенности права вооруженных конфликтов немеждународного характера

    8. Соблюдение МГП. Вопросы контроля и пресечения нарушений.

    Каждое завершение темы сопровождается практическими занятиями

    С целью развития исследовательских навыков (и в рамках проектной деятельности)

    идет работа над проектом “Человек, останься человеком”, рассчитанный на учащихся 10-17 лет и предполагающий исследовательско-творческую деятельность.

    Варианты тем для исследований:

    - “Жестокое лицо войны”

    - “Листая летопись сражений”

    - “По горящей лестнице историй”

    - “Самые уязвимые”

    - “Говоря языком плаката”

    - “Война…я ее бью, сколько у меня есть сил” (тема войны в творчестве В.М. Гаршина и В.В. Верещагина)

    В целях административного контроля, для выявления, в какой степени учащиеся владеют материалом по МГП, 1 раз в год проводится срезовая работа в виде теста.

    Тест по международному гуманитарному праву.

    1. Международное гуманитарное право:

    а) рассматривает правомерность применения вооруженной силы для решения международного конфликта;

    б) защищает жертв вооруженных конфликтов и ограничивает средства и методы ведения войны;

    в) защищает граждан государства, подвергшегося нападению;

    г) запрещает ведение агрессивных войн.

    2 . Стороны, участвующие в конфликте:

    а) свободны в использовании всех средств и методов ведения военных действий;

    б) могут использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения войны;

    в) не должны пользоваться оружием, которое не может быть направлено против военного объекта и имеет неизбирательное действие.

    3. В соответствии с нормами международного гуманитарного права разрешается:

    а) устраивать засаду;

    б) использовать санитарное транспортное средство для перевозки личного состава вооруженных сил и боеприпасов;

    в) вызывать наводнение для того, чтобы предотвратить наступление неприятеля, если оно не наносит ущерба окружающей среде и не угрожает жизни гражданского населения.

    4. К серьезным нарушениям международного гуманитарного права (военным преступлениям) относятся следующие действия противоборствующих сторон:

    а) преднамеренное убийство раненых;

    б) создание ложных аэродромов;

    в) совершение нападения на гражданское население;

    г) пытки военнопленных с целью получения военных сведений;

    д) оказание помощи раненым противникам;

    е) взятие заложников из числа гражданских лиц.

    5. Основные положения международного гуманитарного права содержат:

    а) Женевская Конвенция 1949 года и Дополнительных протоколах к ним 1977 года;

    б) в Конституции Российской Федерации;

    в) во Всеобщей декларации прав человека 1948 года;

    г) в Международной конвенции о статусе беженцев 1951 года.

    6. Законным объектом для нападения (военным объектом) является:

    а) завод по изготовлению легковых автомобилей, на котором во время войны производится военная техника;

    б) дамба, на которой расположена зенитная батарея, и разрушение которой может вызвать долговременное затопление обширных сельскохозяйственных угодий;

    в) президентский дворец, в котором расположен штаб управления войсками.

    7. Какое из приведенных ниже утверждений не соответствует нормам международного гуманитарного права и рассматривается как их нарушение:

    а) сдающемуся противнику необходимо сохранить жизнь;

    б) при допросе с целью получения сведений о месте расположения противника и его численности военнопленный не должен подвергаться никаким физическим или моральным пыткам; военнопленным, которые откажутся отвечать, нельзя угрожать, подвергать их оскорблениям или каким-либо преследованиям;

    в) находясь в лагере, во избежание нарушения особого режима плена военнопленные не должны получать письма и посылки из дома;

    г) трудоспособные военнопленные могут использоваться в качестве рабочей силы с учетом их возраста, пола, звания, а также физических возможностей; кроме работ по управлению, оборудованию и содержанию в порядке своего лагеря, военнопленные в принудительном порядке могут быть привлечены только к работам, не имеющим военный характер или военные цели.

    8. Международное гуманитарное право ограничивает применение следующих видов оружия:

    а) пули, которые причиняют человеку чрезмерные страдания (например, пули со смещенным центром тяжести);

    б) противопехотные мины;

    в) оружие, причиняющее вред частицами, которые не могут быть обнаружены в человеческом теле при помощи рентгеновских лучей (например, пластиковые мины);

    г) яды, бактериологическое и токсическое оружие.

    9. СССР (Россия) присоединилась к договорам по международному гуманитарному праву:

    а) 1949,1977 б) 1953, 1980 в) 1954, 1989

    10. Какие из следующих приказов соответствуют положениям международного гуманитарного права:

    а) использовать минометный огонь против снайпера, засевшего в одной из квартир жилого многоэтажного дома;

    б) вывести всех гражданских лиц из сектора действий батальона;

    в) уничтожить карты собственных минных полей при угрозе захвата в плен;

    г) после взятия деревни никого не оставлять в живых;

    д) ввиду ожесточенного сопротивления противника и наличия в батальоне серьезных потерь, пленных не брать.

    11. МГП применяется:

    а) в ситуациях насилия, которые не достигают интенсивности вооруженного конфликта;

    б) в ситуациях международного вооруженного конфликта;

    в) в ситуациях немеждународного вооруженного конфликта.

    12. Укажите категории лиц, к которым в МГП применяется термин “жертвы вооруженного конфликта”:

    а) медицинский персонал;

    б) раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение;

    в) комбатанты;

    г) военнопленные;

    д) гражданские лица.

    13. В соответствии с нормами МГП военнопленные при допросе:

    а) могут ничего не сообщать о себе;

    б) обязаны сообщить только свою фамилию, имя, дату рождения, воинское звание, личный номер или, за неимением такового, другую равноценную информацию;

    в) обязаны сообщить только свою фамилию, имя, дату рождения, воинское звание, личный номер.

    14. Международным отличительным знаком, защищающим в период вооруженного конфликта культурные ценности и персонал, охраняющий культурные ценности является:

    а) бело-голубой щит, заостренный снизу;

    б) красный крест на белом фоне;

    в) синий равносторонний треугольник на оранжевом фоне;

    г) шпиль средневекового замка на голубом поле;

    д) красный лев и солнце на белом поле.

    15. В декабре в ходе вооруженного конфликта между Команией и Валиту, государствами – участниками Женевских конвенций 1949г. И Дополнительных протокола I 1977г., город Сонелон, находящийся на территории Комании, был захвачен противником. Большинство жителей города не успели эвакуироваться. Треть населения, оставшегося на оккупированной территории, составляют дети. Что должна сделать оккупирующая сторона в отношении этих детей:

    а) создать условия для работы школ;

    б) оказать поддержку детям-инвалидам;

    в) переселить сонелонцев в возрасте до 18 лет на территорию Валиту;

    г) разрешить свободный пропуск посылок с гуманитарным грузом;

    д) создать условия для работы детских садов;

    е) организовать встречу Нового года.

    Уже можно подвести некоторые итоги работы по программе по распространению знаний о международном гуманитарном праве:

    • Дети стали добрее, демократичнее
    • Умеют слышать и слушать друг друга
    • Не бояться высказывать свое мнение
    • Умеют оценивать свои поступки и поступки товарищей с правовой точки зрения.

    Как говорил великий русский писатель Н.В. Гоголь, “Для того, чтобы идти дорогой собственного ума, нужно прежде изрядно поумнеть”

    А кто как не школа научит современных детей уважению жизни и человеческому достоинству, состраданию и милосердию к беззащитным?...


    Киселева Наталья Витальевна, замдиректора по УВР


    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 7788
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.