Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное
Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики
Астрономия
Биология
География
Иностранный язык
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
Русский язык
Технология
Физика
Химия
Экология
Экономика
Сайта
Педагогика
Общество
Происшествия
Все сценарии
Все статьи
Все открытые уроки
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Какие сценарии чаще добавлять? |
Наша школа работает по “Программе распространения знаний о международном гуманитарном праве” вот уже 5-ой год. Причины, побудившие нас обратиться к этой программе, состояли в следующем:
1. Сама реальность, сама жизнь. Действительно в наше неспокойное время, когда каждую минуту на Земле происходят вооруженные конфликты в той или иной ее точке, очень важно, чтобы наши ученики понимали необходимость соблюдения правовых норм, защищающих жертвы вооруженных конфликтов и регулирующих поведение участников военных действий, имели бы такие качества личности, как уважение к человеческому достоинству, милосердие и сострадание к беззащитному.
2. Модернизация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Цель и задачи новой образовательной политики изложены в документе “Концепция модернизации Российского образования” от 25 октября 2001 года. Главная задача состоит в “достижении современного качественного образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства”. Воплощать эту задачу призваны образовательные учреждения, которые “должны формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности обучающихся”. Отсюда следует, что школа должна формировать у школьников:
3. Контингент учащихся. У нас 32% детей из неполных семей, 6% - дети из неблагополучных семей, 4,5% детей состоят на внутришкольном контроле, и с каждым годом эта цифра увеличивается. Наша задача состоит в воспитании личности учащегося, его адаптации в обществе.
4. Методическая тема . “Внедрение элементов современных образовательных технологий для повышения познавательного интереса всех участников образовательного процесса” - так звучит методическая тема школы, которая включает в себя и исследовательскую деятельность учащихся, и метод проектов, и мультимедийные технологии. А это является основными формами и методами работы на уроках по изучению международного гуманитарного права.
Реализация “Программы по распространению знаний о международном гуманитарном праве” в средней общеобразовательной школе № 77 идет в следующих направлениях:
Учебная деятельность:
- Обществознание
- Основы безопасности жизнедеятельности
- История (при изучении военной тематики)
- Литература “Вокруг тебя – Мир…”
- Мировая художественная культура (при изучении батального жанра)
Воспитательная деятельность:
- Классные часы
- Видеоклубы
- Конкурсы, игры
- Внеклассная работа по предмету
1. Проект "Литература" “Вокруг тебя – Мир…”
2. Проект “Обществознание” - 9 класс
Темы:
- “Права человека и гражданина”
- “Политика – правовая сфера”
3. Проект “ОБЖ” - 9 класс
Темы:
- “Определение МГП и сфера его применения”
- “Правовая защита раненых, больных и потерпевших крушение”
- “Защита военнопленных и гражданского населения”
- “Ответственность за нарушение норм МГП”
4. Проект “ОБЖ” - 11 класс
- На уроках ОБЖ
Раздел:
- “Особенности военной службы”
Тема:
- “Военные аспекты международного права”.
С целью углубленного изучения международного гуманитарного права (и в рамках профилизации школы) создан элективный курс “На войне, но не в войне”, рассчитанный на 8-12 часов.
Примерные темы для изучения МГП как факультативный (элективный) курс в 9 классах.
1. История МГП
- МККК,
- Основные символы МККК.
2. Источники МГП
- I, II, III, IV Женевские Конвенции,
- дополнительные протоколы к Женевским
Конвенциям
3. Основные понятия МГП.
4. Ограничение методов и средств ведения войны.
5. Защита гражданского населения и гражданских объектов.
6. Защита детей как части гражданского населения
7. Особенности права вооруженных конфликтов немеждународного характера
8. Соблюдение МГП. Вопросы контроля и пресечения нарушений.
Каждое завершение темы сопровождается практическими занятиями
С целью развития исследовательских навыков (и в рамках проектной деятельности)
идет работа над проектом “Человек, останься человеком”, рассчитанный на учащихся 10-17 лет и предполагающий исследовательско-творческую деятельность.
Варианты тем для исследований:
- “Жестокое лицо войны”
- “Листая летопись сражений”
- “По горящей лестнице историй”
- “Самые уязвимые”
- “Говоря языком плаката”
- “Война…я ее бью, сколько у меня есть сил” (тема войны в творчестве В.М. Гаршина и В.В. Верещагина)
В целях административного контроля, для выявления, в какой степени учащиеся владеют материалом по МГП, 1 раз в год проводится срезовая работа в виде теста.
Тест по международному гуманитарному праву.
1. Международное гуманитарное право:
а) рассматривает правомерность применения вооруженной силы для решения международного конфликта;
б) защищает жертв вооруженных конфликтов и ограничивает средства и методы ведения войны;
в) защищает граждан государства, подвергшегося нападению;
г) запрещает ведение агрессивных войн.
2 . Стороны, участвующие в конфликте:
а) свободны в использовании всех средств и методов ведения военных действий;
б) могут использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения войны;
в) не должны пользоваться оружием, которое не может быть направлено против военного объекта и имеет неизбирательное действие.
3. В соответствии с нормами международного гуманитарного права разрешается:
а) устраивать засаду;
б) использовать санитарное транспортное средство для перевозки личного состава вооруженных сил и боеприпасов;
в) вызывать наводнение для того, чтобы предотвратить наступление неприятеля, если оно не наносит ущерба окружающей среде и не угрожает жизни гражданского населения.
4. К серьезным нарушениям международного гуманитарного права (военным преступлениям) относятся следующие действия противоборствующих сторон:
а) преднамеренное убийство раненых;
б) создание ложных аэродромов;
в) совершение нападения на гражданское население;
г) пытки военнопленных с целью получения военных сведений;
д) оказание помощи раненым противникам;
е) взятие заложников из числа гражданских лиц.
5. Основные положения международного гуманитарного права содержат:
а) Женевская Конвенция 1949 года и Дополнительных протоколах к ним 1977 года;
б) в Конституции Российской Федерации;
в) во Всеобщей декларации прав человека 1948 года;
г) в Международной конвенции о статусе беженцев 1951 года.
6. Законным объектом для нападения (военным объектом) является:
а) завод по изготовлению легковых автомобилей, на котором во время войны производится военная техника;
б) дамба, на которой расположена зенитная батарея, и разрушение которой может вызвать долговременное затопление обширных сельскохозяйственных угодий;
в) президентский дворец, в котором расположен штаб управления войсками.
7. Какое из приведенных ниже утверждений не соответствует нормам международного гуманитарного права и рассматривается как их нарушение:
а) сдающемуся противнику необходимо сохранить жизнь;
б) при допросе с целью получения сведений о месте расположения противника и его численности военнопленный не должен подвергаться никаким физическим или моральным пыткам; военнопленным, которые откажутся отвечать, нельзя угрожать, подвергать их оскорблениям или каким-либо преследованиям;
в) находясь в лагере, во избежание нарушения особого режима плена военнопленные не должны получать письма и посылки из дома;
г) трудоспособные военнопленные могут использоваться в качестве рабочей силы с учетом их возраста, пола, звания, а также физических возможностей; кроме работ по управлению, оборудованию и содержанию в порядке своего лагеря, военнопленные в принудительном порядке могут быть привлечены только к работам, не имеющим военный характер или военные цели.
8. Международное гуманитарное право ограничивает применение следующих видов оружия:
а) пули, которые причиняют человеку чрезмерные страдания (например, пули со смещенным центром тяжести);
б) противопехотные мины;
в) оружие, причиняющее вред частицами, которые не могут быть обнаружены в человеческом теле при помощи рентгеновских лучей (например, пластиковые мины);
г) яды, бактериологическое и токсическое оружие.
9. СССР (Россия) присоединилась к договорам по международному гуманитарному праву:
а) 1949,1977 б) 1953, 1980 в) 1954, 1989
10. Какие из следующих приказов соответствуют положениям международного гуманитарного права:
а) использовать минометный огонь против снайпера, засевшего в одной из квартир жилого многоэтажного дома;
б) вывести всех гражданских лиц из сектора действий батальона;
в) уничтожить карты собственных минных полей при угрозе захвата в плен;
г) после взятия деревни никого не оставлять в живых;
д) ввиду ожесточенного сопротивления противника и наличия в батальоне серьезных потерь, пленных не брать.
11. МГП применяется:
а) в ситуациях насилия, которые не достигают интенсивности вооруженного конфликта;
б) в ситуациях международного вооруженного конфликта;
в) в ситуациях немеждународного вооруженного конфликта.
12. Укажите категории лиц, к которым в МГП применяется термин “жертвы вооруженного конфликта”:
а) медицинский персонал;
б) раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение;
в) комбатанты;
г) военнопленные;
д) гражданские лица.
13. В соответствии с нормами МГП военнопленные при допросе:
а) могут ничего не сообщать о себе;
б) обязаны сообщить только свою фамилию, имя, дату рождения, воинское звание, личный номер или, за неимением такового, другую равноценную информацию;
в) обязаны сообщить только свою фамилию, имя, дату рождения, воинское звание, личный номер.
14. Международным отличительным знаком, защищающим в период вооруженного конфликта культурные ценности и персонал, охраняющий культурные ценности является:
а) бело-голубой щит, заостренный снизу;
б) красный крест на белом фоне;
в) синий равносторонний треугольник на оранжевом фоне;
г) шпиль средневекового замка на голубом поле;
д) красный лев и солнце на белом поле.
15. В декабре в ходе вооруженного конфликта между Команией и Валиту, государствами – участниками Женевских конвенций 1949г. И Дополнительных протокола I 1977г., город Сонелон, находящийся на территории Комании, был захвачен противником. Большинство жителей города не успели эвакуироваться. Треть населения, оставшегося на оккупированной территории, составляют дети. Что должна сделать оккупирующая сторона в отношении этих детей:
а) создать условия для работы школ;
б) оказать поддержку детям-инвалидам;
в) переселить сонелонцев в возрасте до 18 лет на территорию Валиту;
г) разрешить свободный пропуск посылок с гуманитарным грузом;
д) создать условия для работы детских садов;
е) организовать встречу Нового года.
Уже можно подвести некоторые итоги работы по программе по распространению знаний о международном гуманитарном праве:
Как говорил великий русский писатель Н.В. Гоголь, “Для того, чтобы идти дорогой собственного ума, нужно прежде изрядно поумнеть”
А кто как не школа научит современных детей уважению жизни и человеческому достоинству, состраданию и милосердию к беззащитным?...
,