mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2007
    07
    сен
    Теоретические аспекты организации программы распространения знаний
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт
    о международном гуманитарном праве в образовательном учреждении
    Знакомство с основными принципами и нормами МГП является необходимым для привлечения внимания школьников к последствиям чрезмерного насилия во время вооруженных конфликтов, создания условий для понимания необходимости регулирования поведения участников вооруженного конфликта с помощью правовых норм, а также содействия формированию таких качеств личности, как уважение к жизни и человеческому достоинству жертв войны, сострадание и милосердие к беззащитным.
    Распространение знаний о международном гуманитарном праве и основополагающих принципах Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца является частью традиционной деятельности Международного Комитета Красного Креста. С 1995 года МККК совместно с Российским обществом Красного Креста и в сотрудничестве с Министерством образования РФ развивает программу, направленную на ознакомление учащихся общеобразовательных школ Российской Федерации с принципами, лежащими в основе международного гуманитарного права, основными положениями Женевских конвенций и с деятельностью Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца.

    Наша школа работает по “Программе распространения знаний о международном гуманитарном праве” вот уже 5-ой год. Причины, побудившие нас обратиться к этой программе, состояли в следующем:

    1. Сама реальность, сама жизнь. Действительно в наше неспокойное время, когда каждую минуту на Земле происходят вооруженные конфликты в той или иной ее точке, очень важно, чтобы наши ученики понимали необходимость соблюдения правовых норм, защищающих жертвы вооруженных конфликтов и регулирующих поведение участников военных действий, имели бы такие качества личности, как уважение к человеческому достоинству, милосердие и сострадание к беззащитному.

    2. Модернизация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Цель и задачи новой образовательной политики изложены в документе “Концепция модернизации Российского образования” от 25 октября 2001 года. Главная задача состоит в “достижении современного качественного образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства”. Воплощать эту задачу призваны образовательные учреждения, которые “должны формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности обучающихся”. Отсюда следует, что школа должна формировать у школьников:

    • гражданскую ответственность;
    • правовое самосознание;
    • духовность и культуру;
    • инициативность;
    • самостоятельность;
    • способность к успешной социализации в обществе.

    3. Контингент учащихся. У нас 32% детей из неполных семей, 6% - дети из неблагополучных семей, 4,5% детей состоят на внутришкольном контроле, и с каждым годом эта цифра увеличивается. Наша задача состоит в воспитании личности учащегося, его адаптации в обществе.

    4. Методическая тема . “Внедрение элементов современных образовательных технологий для повышения познавательного интереса всех участников образовательного процесса” - так звучит методическая тема школы, которая включает в себя и исследовательскую деятельность учащихся, и метод проектов, и мультимедийные технологии. А это является основными формами и методами работы на уроках по изучению международного гуманитарного права.

    Реализация “Программы по распространению знаний о международном гуманитарном праве” в средней общеобразовательной школе № 77 идет в следующих направлениях:

    Учебная деятельность:

    - Обществознание

    - Основы безопасности жизнедеятельности

    - История (при изучении военной тематики)

    - Литература “Вокруг тебя – Мир…”

    - Мировая художественная культура (при изучении батального жанра)

    Воспитательная деятельность:

    - Классные часы

    - Видеоклубы

    - Конкурсы, игры

    - Внеклассная работа по предмету

    1. Проект "Литература" “Вокруг тебя – Мир…”

    • Кружок – 1час в неделю (5 а, б и 7 а, б)
    • Факультатив – 1 час в неделю (6, и 8 а, в)
    • Внеклассное чтение
    • Уроки развития речи

    2. Проект “Обществознание” - 9 класс

    • На уроках обществознания - 2 часа.

    Темы:

    - “Права человека и гражданина”

    - “Политика – правовая сфера”

    3. Проект “ОБЖ” - 9 класс

    • На уроках ОБЖ –  4 часа (9 классы).

    Темы:

    - “Определение МГП и сфера его применения”

    - “Правовая защита раненых, больных и потерпевших крушение”

    - “Защита военнопленных и гражданского населения”

    - “Ответственность за нарушение норм МГП”

    4. Проект “ОБЖ” - 11 класс

    - На уроках ОБЖ

    Раздел:

    - “Особенности военной службы”

    Тема:

    - “Военные аспекты международного права”.

    С целью углубленного изучения международного гуманитарного права (и в рамках профилизации школы) создан элективный курс “На войне, но не в войне”, рассчитанный на 8-12 часов.

    Примерные темы для изучения МГП как факультативный (элективный) курс  в 9 классах.

    1. История МГП
    - МККК,
    - Основные символы МККК.

    2. Источники МГП
    - I, II, III, IV Женевские Конвенции,
    - дополнительные протоколы к Женевским Конвенциям

    3. Основные понятия МГП.

    4. Ограничение методов и средств ведения войны.

    5. Защита гражданского населения и гражданских объектов.

    6. Защита детей как части гражданского населения

    7. Особенности права вооруженных конфликтов немеждународного характера

    8. Соблюдение МГП. Вопросы контроля и пресечения нарушений.

    Каждое завершение темы сопровождается практическими занятиями

    С целью развития исследовательских навыков (и в рамках проектной деятельности)

    идет работа над проектом “Человек, останься человеком”, рассчитанный на учащихся 10-17 лет и предполагающий исследовательско-творческую деятельность.

    Варианты тем для исследований:

    - “Жестокое лицо войны”

    - “Листая летопись сражений”

    - “По горящей лестнице историй”

    - “Самые уязвимые”

    - “Говоря языком плаката”

    - “Война…я ее бью, сколько у меня есть сил” (тема войны в творчестве В.М. Гаршина и В.В. Верещагина)

    В целях административного контроля, для выявления, в какой степени учащиеся владеют материалом по МГП, 1 раз в год проводится срезовая работа в виде теста.

    Тест по международному гуманитарному праву.

    1. Международное гуманитарное право:

    а) рассматривает правомерность применения вооруженной силы для решения международного конфликта;

    б) защищает жертв вооруженных конфликтов и ограничивает средства и методы ведения войны;

    в) защищает граждан государства, подвергшегося нападению;

    г) запрещает ведение агрессивных войн.

    2 . Стороны, участвующие в конфликте:

    а) свободны в использовании всех средств и методов ведения военных действий;

    б) могут использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения войны;

    в) не должны пользоваться оружием, которое не может быть направлено против военного объекта и имеет неизбирательное действие.

    3. В соответствии с нормами международного гуманитарного права разрешается:

    а) устраивать засаду;

    б) использовать санитарное транспортное средство для перевозки личного состава вооруженных сил и боеприпасов;

    в) вызывать наводнение для того, чтобы предотвратить наступление неприятеля, если оно не наносит ущерба окружающей среде и не угрожает жизни гражданского населения.

    4. К серьезным нарушениям международного гуманитарного права (военным преступлениям) относятся следующие действия противоборствующих сторон:

    а) преднамеренное убийство раненых;

    б) создание ложных аэродромов;

    в) совершение нападения на гражданское население;

    г) пытки военнопленных с целью получения военных сведений;

    д) оказание помощи раненым противникам;

    е) взятие заложников из числа гражданских лиц.

    5. Основные положения международного гуманитарного права содержат:

    а) Женевская Конвенция 1949 года и Дополнительных протоколах к ним 1977 года;

    б) в Конституции Российской Федерации;

    в) во Всеобщей декларации прав человека 1948 года;

    г) в Международной конвенции о статусе беженцев 1951 года.

    6. Законным объектом для нападения (военным объектом) является:

    а) завод по изготовлению легковых автомобилей, на котором во время войны производится военная техника;

    б) дамба, на которой расположена зенитная батарея, и разрушение которой может вызвать долговременное затопление обширных сельскохозяйственных угодий;

    в) президентский дворец, в котором расположен штаб управления войсками.

    7. Какое из приведенных ниже утверждений не соответствует нормам международного гуманитарного права и рассматривается как их нарушение:

    а) сдающемуся противнику необходимо сохранить жизнь;

    б) при допросе с целью получения сведений о месте расположения противника и его численности военнопленный не должен подвергаться никаким физическим или моральным пыткам; военнопленным, которые откажутся отвечать, нельзя угрожать, подвергать их оскорблениям или каким-либо преследованиям;

    в) находясь в лагере, во избежание нарушения особого режима плена военнопленные не должны получать письма и посылки из дома;

    г) трудоспособные военнопленные могут использоваться в качестве рабочей силы с учетом их возраста, пола, звания, а также физических возможностей; кроме работ по управлению, оборудованию и содержанию в порядке своего лагеря, военнопленные в принудительном порядке могут быть привлечены только к работам, не имеющим военный характер или военные цели.

    8. Международное гуманитарное право ограничивает применение следующих видов оружия:

    а) пули, которые причиняют человеку чрезмерные страдания (например, пули со смещенным центром тяжести);

    б) противопехотные мины;

    в) оружие, причиняющее вред частицами, которые не могут быть обнаружены в человеческом теле при помощи рентгеновских лучей (например, пластиковые мины);

    г) яды, бактериологическое и токсическое оружие.

    9. СССР (Россия) присоединилась к договорам по международному гуманитарному праву:

    а) 1949,1977 б) 1953, 1980 в) 1954, 1989

    10. Какие из следующих приказов соответствуют положениям международного гуманитарного права:

    а) использовать минометный огонь против снайпера, засевшего в одной из квартир жилого многоэтажного дома;

    б) вывести всех гражданских лиц из сектора действий батальона;

    в) уничтожить карты собственных минных полей при угрозе захвата в плен;

    г) после взятия деревни никого не оставлять в живых;

    д) ввиду ожесточенного сопротивления противника и наличия в батальоне серьезных потерь, пленных не брать.

    11. МГП применяется:

    а) в ситуациях насилия, которые не достигают интенсивности вооруженного конфликта;

    б) в ситуациях международного вооруженного конфликта;

    в) в ситуациях немеждународного вооруженного конфликта.

    12. Укажите категории лиц, к которым в МГП применяется термин “жертвы вооруженного конфликта”:

    а) медицинский персонал;

    б) раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение;

    в) комбатанты;

    г) военнопленные;

    д) гражданские лица.

    13. В соответствии с нормами МГП военнопленные при допросе:

    а) могут ничего не сообщать о себе;

    б) обязаны сообщить только свою фамилию, имя, дату рождения, воинское звание, личный номер или, за неимением такового, другую равноценную информацию;

    в) обязаны сообщить только свою фамилию, имя, дату рождения, воинское звание, личный номер.

    14. Международным отличительным знаком, защищающим в период вооруженного конфликта культурные ценности и персонал, охраняющий культурные ценности является:

    а) бело-голубой щит, заостренный снизу;

    б) красный крест на белом фоне;

    в) синий равносторонний треугольник на оранжевом фоне;

    г) шпиль средневекового замка на голубом поле;

    д) красный лев и солнце на белом поле.

    15. В декабре в ходе вооруженного конфликта между Команией и Валиту, государствами – участниками Женевских конвенций 1949г. И Дополнительных протокола I 1977г., город Сонелон, находящийся на территории Комании, был захвачен противником. Большинство жителей города не успели эвакуироваться. Треть населения, оставшегося на оккупированной территории, составляют дети. Что должна сделать оккупирующая сторона в отношении этих детей:

    а) создать условия для работы школ;

    б) оказать поддержку детям-инвалидам;

    в) переселить сонелонцев в возрасте до 18 лет на территорию Валиту;

    г) разрешить свободный пропуск посылок с гуманитарным грузом;

    д) создать условия для работы детских садов;

    е) организовать встречу Нового года.

    Уже можно подвести некоторые итоги работы по программе по распространению знаний о международном гуманитарном праве:

    • Дети стали добрее, демократичнее
    • Умеют слышать и слушать друг друга
    • Не бояться высказывать свое мнение
    • Умеют оценивать свои поступки и поступки товарищей с правовой точки зрения.

    Как говорил великий русский писатель Н.В. Гоголь, “Для того, чтобы идти дорогой собственного ума, нужно прежде изрядно поумнеть”

    А кто как не школа научит современных детей уважению жизни и человеческому достоинству, состраданию и милосердию к беззащитным?...


    Киселева Наталья Витальевна, замдиректора по УВР


    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 7859
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.