{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Статьи, Методики > Поэтическая мастерская
{LF_links}

Поэтическая мастерская


27 сентября 2007. Разместил: lessons

Программа факультативного курса
азработка программы факультативного курса, цели которого через творческую направленность способствовать формированию всесторонне развитой творческой личности ребенка.


Цель программы:

Через творческую направленность способствовать формированию всесторонне развитой творческой личности ребенка.

Задачи программы:

  1. Учить детей рифмовать строки, определять ритм и размер стиха.
  2. Совершенствовать умения детей в стихосложении через разум, чувства, эмоции.
  3. Скоординировать представления о стихосложении с опорой на образцы поэтических произведений.
  4. Упорядочить знания в области литературы, риторики, предметов эстетического цикла, через использование поэтического слова.
  5. Углубить понимание поэзии через эмоциональные переживания, через любовь к родному краю.

1 Раздел

“Стихи любимые читаем.
Как много же стихов мы знаем”.

Занятие 1 (Вводное).

Тема: Мои любимые стихи.

Задачи:

  1. Дать возможность через чтение детьми любимых стихов прочувствовать красоту поэтического языка.
  2. При помощи детской литературы произвести классификацию произведений на прозу и поэзию.
  3. Прививать интерес к художественной литературе.

Занятие 2.

Тема: Стихи А. Барто – какие они?

Задачи:

  1. Через выразительное, эмоциональное чтение стихов педагогам показать разнообразие настроений заложенных в содержание.
  2. Развивать желание читать стихи с элементами эмоциональности (мимикой, жестом).
  3. Способствовать созданию комфортности внутри коллектива.

Занятие 3.

Тема: Стихи С.Я. Маршака – сказки в стихах.

Задачи:

  1. Продолжить работу по выразительности и эмоциональности чтения на примере педагога.
  2. Учить детей читать стихи наизусть с элементами драматизации (обыгрывая речь движением).
  3. Способствовать воспитанию дружелюбия.

Занятие 4.

Тема: Стихи С. Михалкова – это рассказы в стихах.

Задачи:

  1. Через выразительное чтение стихов С. Михалкова с последующим анализом, произвести сравнение со стихами других авторов.
  2. Работать над умением определять настроение, которое заложил автор в свое произведение.
  3. Способствовать развитию любознательности через словарную работу в ходе чтения стихов.

Занятие 5.

Тема: Стихи русских поэтов об осени.

Задачи:

  1. Выяснить в ходе чтения детьми стихов, как уяснены и усвоены понятия выразительность и эмоциональность.
  2. Поощрить всех ребят, принявших участие в конкурсе чтецов.
  3. Способствовать дальнейшему развитию интереса детей к поэтическому слову.

Занятие 7.

Тема: В гостях у старушки-Рифмушки.

Задачи:

  1. Познакомить детей с понятием “рифма” через занятие-драматизацию (помощь ребят 3-х классов).
  2. В игровой форме помочь детям осуществить подбор рифм к простым словам.
  3. Дать возможность каждому ребенку в ходе занятия проявить себя, почувствовать свою возможность быть полезным в общей работе коллектива.

Занятия 8.

Тема: Стихи Юнны Мориц.

Задачи:

  1. Совершить “путешествие” по страницам “Азбуки” (Р.Н. Бунеева), с целью определения разницы между стихами русских и зарубежных поэтов.
  2. В ходе занятия закрепить понятие “рифма”, а так же совершенствовать умение подбирать рифмы к простым словам.
  3. Создать комфортную ситуацию для более активной работы детей при подборе “неверных” рифм.

Занятие 9.

Тема: Экскурсия “Как ты изменился, милый школьный сад. Листья золотые больше не летят”.

Задачи:

  1. Через связь с предметом “Окружающий мир” пронаблюдать, как природа готовится к зиме.
  2. Увидеть изменения, произошедшие в природе, подобрать стихи русских поэтов, которые точно характеризуют природные явления.
  3. Попробовать помочь “невидимым авторам” подобрать слова для описания увиденной картины, закрепить умение подбирать рифмы к словам.

2 Раздел

“Народные шутки, да прибаутки.

Приносят нам радости светлой минутки”.

Занятие 1.

Тема: “Скороговорки хороши у Егорки.

Скоро говорил да невыскоговорил”.

Задачи:

  1. Познакомить детей с литературным направлением “Устное народное творчество”. Предложить самим придумать скороговорки.
  2. Ввести понятие “скороговорка”, определить ее назначение и применение, проанализировать структуру ее построения.
  3. При помощи скороговорок начать работу над развитием артикуляционного аппарата.
  4. Прививать любовь и бережное отношение к народному наследию.

Занятие 2.

Тема: “Шутки-прибаутки – для веселой минутки”.

Задачи:

  1. Закрепить знания о скороговорках, вспомнить прием их построения.
  2. Продолжить работу по изучению устного народного творчества. Дать понятие о шутках прибаутках, как необходимом элементе народного творчества.
  3. Научить читать и рассказывать прибаутки эмоционально, выразительно, используя при этом мимику и жесты.
  4. Совершенствовать умение подбирать рифмы, находить строчки, соединенные одной рифмой.

Занятие 3.

Тема: Дразнилки.

“Чтобы было слез не видно,

Вы, дразнитесь не обидно”.

Задачи:

  1. Прививать интерес к устному народному творчеству, через скороговорки, прибаутки, шутки.
  2. Совершенствовать развитие артикуляционного аппарата через проговаривание.
  3. Проанализировать дразнилки, найти доводы, которые их оправдывают для применения в речи.
  4. Закрепить умение подбирать рифмы к именам в дразнилках, попробовать соединить две строчки с одной рифмой.

Занятие 4.

Тема: Страшилки.

“Я пугаю – ты дрожи.

Что, боишься, покажи”.

Задачи:

  1. Расширить знания детей в разделе “Устное народное творчество” при помощи страшилок.
  2. На примере проговаривания страшилок, дать возможность детям заметить, что рифма в строчках может не только повторяться, но и чередоваться.
  3. Помочь детям придумать свои страшилки с разным расположением рифмы.

Задание 5.

Тема: Чистоговорки.

“Чистоговорку сочиняем,

И чисто-чисто говорим”.

Задачи:

  1. Совершенствовать устную речевую деятельность при помощи “Устного народного творчества”.
  2. Закрепить понятия о повторяющихся и чередующихся рифмах.
  3. Работать над умением подбирать рифмованное предложение на заданный ритм читоговорки.

Занятие 6.

Тема: Смешные диалоги.

“Мы с тобой поговорили –

Пол деревни насмешили.

Мы с тобою расставались –

Так в деревне все смеялись”.

Задачи:

  1. Способствовать развитию устойчивого интереса к народному творчеству.
  2. На примере смешных диалогов совершенствовать умение эмоционально, мимически, жестикуляционно показывать основной смысл произведения.
  3. После заучивания и проработки смешных диалогов предложить устроить импровизированную сценическую площадку.

Занятие 7.

Тема: Небылицы и перевертыши.

“Все в стихах перевернулось –

Небылицей обернулось”.

Задачи:

  1. Через знакомство с небылицами и перевертышами расширить круг познания “Устного народного творчества”.
  2. Совершенствовать умение подбирать рифмы к простым словам с нестандартным окончанием.
  3. Способствовать развитию интереса к сочинительской деятельности.

Задание 8.

Тема: Концертная программа.

“Как на нашей на завалинке”.

Задачи:

  1. Через концертную деятельность дать возможность каждому ребенку реализовать свои творческие способности
  2. Подвести итог по прохождению материала с чтением тех творческих работ, которые появились за этот период времени.

3 Раздел

“Слово за словом – цепочка.

Рождается с рифмою новая строчка”.

Занятие 1.

Тема: Стихи русских поэтов о зиме.

Задачи:

  1. На примере наблюдений за содержанием стихотворений дать возможность детям понять, что помогло поэтам так разнообразно описать одно время года по-разному.
  2. В игровой форме доступно дать понятие о ритмическом рисунке.
  3. Способствовать развитию у детей чувства восхищения, любования родной природой.

Занятие 2.

Тема: Конкурс чтецов.

“Нет тебя краше,

Зимушка наша!”

Задачи:

  1. Закрепить умение читать стихи эмоционально, выразительно с изменением тембра голоса.
  2. Дать возможность оценить чтение стихов всем членам коллектива, делая отзыв только о положительных сторонах декламации.
  3. Предложить выполнить творческую, коллективную работу на заданную тему.

Занятие 3.

Тема: Авторские загадки.

Задачи:

  1. Познакомить детей с авторскими загадками, через анализ народных загадок и авторских, определить их сходство и различия.
  2. Предложить детям разобраться, как построена загадка. Предложить коллективно сочинить загадку в стихах с подбором повторяющейся рифмы.
  3. Через конкурс “Кто больше знает, тот больше отгадает”. Учить детей отгадывать загадки через анализ содержания.

Занятие 4.

Тема: Веселые стихи.

Задачи:

  1. Закрепить умение быстро подбирать и строить из отдельных строк четверостишия.
  2. Работать над глубоким анализом авторских произведений, учиться определять по внешним признакам настроение, которое заложил поэт.
  3. На основе произведенных наблюдений подвести детей к коллективной творческой работе с учетом темы занятия.
  4. Совершенствовать навык определения размера строки через ритмический рисунок.

Занятие 6.

Тема: Стихи лирического содержания.

Задачи:

  1. Познакомить детей с понятием “лирика”, с особенностями произведений лирического характера.
  2. Развивать через чтение лирических стихов умение восхищаться, восторгаться, умиляться прекрасным.
  3. Способствовать совершенствованию навыка стихосложения с повторяющейся и чередующейся рифмой.

Занятие 6.

Тема: Поэты и художники – творцы прекрасного.

Задачи:

  1. Через созерцание и анализ картин художников, через чтение лирических произведений найти связь поэзии и художественного творчества.
  2. Закрепить умение задавать настроение в поэтическом творчестве, используя подбор группы слов.
  3. Воспитывать в детях любовь к прекрасному, желание восторгаться красотой.

Занятие 7.

Тема: Поэты, художники и композиторы.

Задачи:

  1. Через сочетание групп творчества: П+Х, П+К, К+Х – пронаблюдать мешают или дополняют эти группы друг друга.
  2. Работать над умением просчитывать ритмический рисунок стихотворения.
  3. Совершенствовать навык подбора рифмы к простым словам с редким окончанием.

Занятие 8.

Тема: Выражение грусти, печали, тоски в поэтических произведениях.

Задачи:

  1. На основе наблюдений за содержанием поэтических произведений подобрать слова, которые бы определили настроение автора.
  2. Предложить детям самостоятельно разобраться в том, какую картину нарисовал художник, прочитав это произведение, и какую бы музыку написал композитор.
  3. Способствовать воспитанию чувств сострадания, милосердия.

Занятие 9.

Тема: Обобщающее занятие по разделу.

Задачи:

  1. Предложить детям для себя выбрать стихотворение, в которое заложено какое-либо настроение.
  2. Способствовать укреплению уверенности в собственных возможностях.

4 Раздел

“Стихи интереснее жить помогают.

Наши ребята стихи сочиняют”.

Занятие 1.

Тема: “Нет никого веселее котят.

Стихи о котятах, котята хотят.

Задачи:

  1. Через эмоциональный творческий задор определить характер персонажей, подобрать необходимые группы слов.
  2. Развивать умение работать коллективно не мешая, а помогая друг другу.
  3. Способствовать воспитанию любви к животным, заботливому отношению к ним..
  4. Занятие построить на познании нового о семействе кошачьих.
  5. Подвести детей к тому, чтобы у каждого появилось желание написать несколько строк о своем любимце.

Занятие 2.

Тема: “Мой щенок, он только мой!

Ну, какой он озорной”.

Задачи:

  1. На наблюдении за своими животными дома, на чтении рассказов и стихов о собаках раскрыть понимание того, зачем люди в древности приручили дикую собаку.
  2. Продолжить работу по формированию умения работать коллективно, подбирая рифмы и определяя ритмический рисунок стиха.
  3. Развивать устную разговорную речь при ведении беседы или диалога.
  4. Воспитывать сознание того, что домашние животные – не игрушки, они требуют внимания и заботы.

Занятия 3.

Тема: “Кто в лесу живет –

В гости к нам придет”.

Задачи:

  1. Расширить познания детей о характерных особенностях диких животных, которые живут в Кузбассе.
  2. Развивать умение определить сюжет будущего произведения на заданную тему, его характер.
  3. Способствовать совершенствованию навыка самостоятельной работы над заданной темой
  4. Продолжить работу по формированию нравственных качеств личности.

Занятие 4.

Тема: Басня – поэтическое произведение.

Задачи:

  1. Познакомить детей с литературным жанром – басня, раскрыть понятие “мораль”.
  2. Пронаблюдать за построением басенного стиха, проанализировать содержание басни, как рассказа, написанного в стихотворной форме с поучительным окончанием.
  3. Попробовать коллективно придумать рассказ в прозаической форме с элементами поучительности, если удастся переложить его на стихотворение.

Занятие 5.

Тема: “В зоопарке побывали.

Вот кого мы увидали!”

Задачи:

  1. Через просмотр видеофильма познакомить детей с обитателями зоопарка.
  2. Закрепить умение определять содержание будущего стихотворения, подбирать необходимую группу слов и рифмы к ним, задавать определенный ритмический рисунок.
  3. Способствовать воспитанию интереса к творческой деятельности.

Занятие 6.

Тема: Стихи русских поэтов о весне.

Задачи:

  1. Продолжить работу по формированию умения находить рифмы в лирических произведениях, определять особенности построения стиха.
  2. Совершенствовать навык стихосложения, используя изученные правила и законы.
  3. Развивать умение выбирать размер стихотворной формы, ритмический рисунок, рифмы.
  4. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Занятие 7.

Тема: Экскурсия.

“Солнце, речка, скоро лето!

Сад наш в зелени одетый”.

Задачи:

  1. Дать возможность детям ощутить удовольствие от теплых солнечных дней.
  2. Совершенствовать речь детей через ведение диалога о предстоящих каникулах.
  3. Сделать подборку стихов подходящего содержания для чтения на природе, что способствует более глубокому их пониманию.
  4. Дать задание: подготовить для прослушивания свою лучшую работу за весь год.

Занятие 8.

Тема: Читаем свои стихи (на природе).

Задачи:

  1. Подвести итог прошедшего года.
  2. Проанализировать, что удалось, что можно было сделать лучше.
  3. Свободное чтение стихов.

Динозавр

В каменном веке

Живет в пещере

Питается животными

Друзей нет

Хищник ни с кем не общается.

Злое животное.

Список используемой литературы

  1. Богомолов Н.А. Стихотворная речь. / Москва 1995г./
  2. Вартаньянц А.Д. Поэтика. / Москва 1994 г./
  3. Волина В.Н. Весёлая грамматика. /Москва 1995г./
  4. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. /Москва 1988/
  5. Джежелей О.В. Я расту. / Москва 1994г./
  6. Климентовская З.В. Уроки поэзии в начальных классах. / Москва 2002г./
  7. Маранцман В.Г. Времена года. Беседы о поэзии. / Москва 1995г./
  8. Синицын В.А. Путь к слову. / Москва 1996г./
  9. Стрельцова Л.Е. Мастерская слова. / Москва 1994г./
  10. Урбан А.А. Стихи – собеседники./ Москва 1978г./
  11. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальной школе. / Москва 1971г./
  12. Шибаев А.А. Язык родной, дружи со мной. / Ленинград 1981г./
  13. Энциклопедический словарь юного литературоведа. /Сост.Новиков В.И.- Москва 1988г./


Михайлова Нина Петровна, учитель начальных классов




{SL_links}

Вернуться назад