Программа факультативного курса
азработка программы факультативного курса, цели которого через творческую направленность способствовать формированию всесторонне развитой творческой личности ребенка.
Цель программы:
Через творческую направленность способствовать формированию всесторонне развитой творческой личности ребенка.
Задачи программы:
- Учить детей рифмовать строки, определять ритм и размер стиха.
- Совершенствовать умения детей в стихосложении через разум, чувства, эмоции.
- Скоординировать представления о стихосложении с опорой на образцы поэтических произведений.
- Упорядочить знания в области литературы, риторики, предметов эстетического цикла, через использование поэтического слова.
- Углубить понимание поэзии через эмоциональные переживания, через любовь к родному краю.
1 Раздел
“Стихи любимые читаем.
Как много же стихов мы знаем”.
Занятие 1 (Вводное).
Тема: Мои любимые стихи.
Задачи:
- Дать возможность через чтение детьми любимых стихов прочувствовать красоту поэтического языка.
- При помощи детской литературы произвести классификацию произведений на прозу и поэзию.
- Прививать интерес к художественной литературе.
Занятие 2.
Тема: Стихи А. Барто – какие они?
Задачи:
- Через выразительное, эмоциональное чтение стихов педагогам показать разнообразие настроений заложенных в содержание.
- Развивать желание читать стихи с элементами эмоциональности (мимикой, жестом).
- Способствовать созданию комфортности внутри коллектива.
Занятие 3.
Тема: Стихи С.Я. Маршака – сказки в стихах.
Задачи:
- Продолжить работу по выразительности и эмоциональности чтения на примере педагога.
- Учить детей читать стихи наизусть с элементами драматизации (обыгрывая речь движением).
- Способствовать воспитанию дружелюбия.
Занятие 4.
Тема: Стихи С. Михалкова – это рассказы в стихах.
Задачи:
- Через выразительное чтение стихов С. Михалкова с последующим анализом, произвести сравнение со стихами других авторов.
- Работать над умением определять настроение, которое заложил автор в свое произведение.
- Способствовать развитию любознательности через словарную работу в ходе чтения стихов.
Занятие 5.
Тема: Стихи русских поэтов об осени.
Задачи:
- Выяснить в ходе чтения детьми стихов, как уяснены и усвоены понятия выразительность и эмоциональность.
- Поощрить всех ребят, принявших участие в конкурсе чтецов.
- Способствовать дальнейшему развитию интереса детей к поэтическому слову.
Занятие 7.
Тема: В гостях у старушки-Рифмушки.
Задачи:
- Познакомить детей с понятием “рифма” через занятие-драматизацию (помощь ребят 3-х классов).
- В игровой форме помочь детям осуществить подбор рифм к простым словам.
- Дать возможность каждому ребенку в ходе занятия проявить себя, почувствовать свою возможность быть полезным в общей работе коллектива.
Занятия 8.
Тема: Стихи Юнны Мориц.
Задачи:
- Совершить “путешествие” по страницам “Азбуки” (Р.Н. Бунеева), с целью определения разницы между стихами русских и зарубежных поэтов.
- В ходе занятия закрепить понятие “рифма”, а так же совершенствовать умение подбирать рифмы к простым словам.
- Создать комфортную ситуацию для более активной работы детей при подборе “неверных” рифм.
Занятие 9.
Тема: Экскурсия “Как ты изменился, милый школьный сад. Листья золотые больше не летят”.
Задачи:
- Через связь с предметом “Окружающий мир” пронаблюдать, как природа готовится к зиме.
- Увидеть изменения, произошедшие в природе, подобрать стихи русских поэтов, которые точно характеризуют природные явления.
- Попробовать помочь “невидимым авторам” подобрать слова для описания увиденной картины, закрепить умение подбирать рифмы к словам.
2 Раздел
“Народные шутки, да прибаутки.
Приносят нам радости светлой минутки”.
Занятие 1.
Тема: “Скороговорки хороши у Егорки.
Скоро говорил да невыскоговорил”.
Задачи:
- Познакомить детей с литературным направлением “Устное народное творчество”. Предложить самим придумать скороговорки.
- Ввести понятие “скороговорка”, определить ее назначение и применение, проанализировать структуру ее построения.
- При помощи скороговорок начать работу над развитием артикуляционного аппарата.
- Прививать любовь и бережное отношение к народному наследию.
Занятие 2.
Тема: “Шутки-прибаутки – для веселой минутки”.
Задачи:
- Закрепить знания о скороговорках, вспомнить прием их построения.
- Продолжить работу по изучению устного народного творчества. Дать понятие о шутках прибаутках, как необходимом элементе народного творчества.
- Научить читать и рассказывать прибаутки эмоционально, выразительно, используя при этом мимику и жесты.
- Совершенствовать умение подбирать рифмы, находить строчки, соединенные одной рифмой.
Занятие 3.
Тема: Дразнилки.
“Чтобы было слез не видно,
Вы, дразнитесь не обидно”.
Задачи:
- Прививать интерес к устному народному творчеству, через скороговорки, прибаутки, шутки.
- Совершенствовать развитие артикуляционного аппарата через проговаривание.
- Проанализировать дразнилки, найти доводы, которые их оправдывают для применения в речи.
- Закрепить умение подбирать рифмы к именам в дразнилках, попробовать соединить две строчки с одной рифмой.
Занятие 4.
Тема: Страшилки.
“Я пугаю – ты дрожи.
Что, боишься, покажи”.
Задачи:
- Расширить знания детей в разделе “Устное народное творчество” при помощи страшилок.
- На примере проговаривания страшилок, дать возможность детям заметить, что рифма в строчках может не только повторяться, но и чередоваться.
- Помочь детям придумать свои страшилки с разным расположением рифмы.
Задание 5.
Тема: Чистоговорки.
“Чистоговорку сочиняем,
И чисто-чисто говорим”.
Задачи:
- Совершенствовать устную речевую деятельность при помощи “Устного народного творчества”.
- Закрепить понятия о повторяющихся и чередующихся рифмах.
- Работать над умением подбирать рифмованное предложение на заданный ритм читоговорки.
Занятие 6.
Тема: Смешные диалоги.
“Мы с тобой поговорили –
Пол деревни насмешили.
Мы с тобою расставались –
Так в деревне все смеялись”.
Задачи:
- Способствовать развитию устойчивого интереса к народному творчеству.
- На примере смешных диалогов совершенствовать умение эмоционально, мимически, жестикуляционно показывать основной смысл произведения.
- После заучивания и проработки смешных диалогов предложить устроить импровизированную сценическую площадку.
Занятие 7.
Тема: Небылицы и перевертыши.
“Все в стихах перевернулось –
Небылицей обернулось”.
Задачи:
- Через знакомство с небылицами и перевертышами расширить круг познания “Устного народного творчества”.
- Совершенствовать умение подбирать рифмы к простым словам с нестандартным окончанием.
- Способствовать развитию интереса к сочинительской деятельности.
Задание 8.
Тема: Концертная программа.
“Как на нашей на завалинке”.
Задачи:
- Через концертную деятельность дать возможность каждому ребенку реализовать свои творческие способности
- Подвести итог по прохождению материала с чтением тех творческих работ, которые появились за этот период времени.
3 Раздел
“Слово за словом – цепочка.
Рождается с рифмою новая строчка”.
Занятие 1.
Тема: Стихи русских поэтов о зиме.
Задачи:
- На примере наблюдений за содержанием стихотворений дать возможность детям понять, что помогло поэтам так разнообразно описать одно время года по-разному.
- В игровой форме доступно дать понятие о ритмическом рисунке.
- Способствовать развитию у детей чувства восхищения, любования родной природой.
Занятие 2.
Тема: Конкурс чтецов.
“Нет тебя краше,
Зимушка наша!”
Задачи:
- Закрепить умение читать стихи эмоционально, выразительно с изменением тембра голоса.
- Дать возможность оценить чтение стихов всем членам коллектива, делая отзыв только о положительных сторонах декламации.
- Предложить выполнить творческую, коллективную работу на заданную тему.
Занятие 3.
Тема: Авторские загадки.
Задачи:
- Познакомить детей с авторскими загадками, через анализ народных загадок и авторских, определить их сходство и различия.
- Предложить детям разобраться, как построена загадка. Предложить коллективно сочинить загадку в стихах с подбором повторяющейся рифмы.
- Через конкурс “Кто больше знает, тот больше отгадает”. Учить детей отгадывать загадки через анализ содержания.
Занятие 4.
Тема: Веселые стихи.
Задачи:
- Закрепить умение быстро подбирать и строить из отдельных строк четверостишия.
- Работать над глубоким анализом авторских произведений, учиться определять по внешним признакам настроение, которое заложил поэт.
- На основе произведенных наблюдений подвести детей к коллективной творческой работе с учетом темы занятия.
- Совершенствовать навык определения размера строки через ритмический рисунок.
Занятие 6.
Тема: Стихи лирического содержания.
Задачи:
- Познакомить детей с понятием “лирика”, с особенностями произведений лирического характера.
- Развивать через чтение лирических стихов умение восхищаться, восторгаться, умиляться прекрасным.
- Способствовать совершенствованию навыка стихосложения с повторяющейся и чередующейся рифмой.
Занятие 6.
Тема: Поэты и художники – творцы прекрасного.
Задачи:
- Через созерцание и анализ картин художников, через чтение лирических произведений найти связь поэзии и художественного творчества.
- Закрепить умение задавать настроение в поэтическом творчестве, используя подбор группы слов.
- Воспитывать в детях любовь к прекрасному, желание восторгаться красотой.
Занятие 7.
Тема: Поэты, художники и композиторы.
Задачи:
- Через сочетание групп творчества: П+Х, П+К, К+Х – пронаблюдать мешают или дополняют эти группы друг друга.
- Работать над умением просчитывать ритмический рисунок стихотворения.
- Совершенствовать навык подбора рифмы к простым словам с редким окончанием.
Занятие 8.
Тема: Выражение грусти, печали, тоски в поэтических произведениях.
Задачи:
- На основе наблюдений за содержанием поэтических произведений подобрать слова, которые бы определили настроение автора.
- Предложить детям самостоятельно разобраться в том, какую картину нарисовал художник, прочитав это произведение, и какую бы музыку написал композитор.
- Способствовать воспитанию чувств сострадания, милосердия.
Занятие 9.
Тема: Обобщающее занятие по разделу.
Задачи:
- Предложить детям для себя выбрать стихотворение, в которое заложено какое-либо настроение.
- Способствовать укреплению уверенности в собственных возможностях.
4 Раздел
“Стихи интереснее жить помогают.
Наши ребята стихи сочиняют”.
Занятие 1.
Тема: “Нет никого веселее котят.
Стихи о котятах, котята хотят.
Задачи:
- Через эмоциональный творческий задор определить характер персонажей, подобрать необходимые группы слов.
- Развивать умение работать коллективно не мешая, а помогая друг другу.
- Способствовать воспитанию любви к животным, заботливому отношению к ним..
- Занятие построить на познании нового о семействе кошачьих.
- Подвести детей к тому, чтобы у каждого появилось желание написать несколько строк о своем любимце.
Занятие 2.
Тема: “Мой щенок, он только мой!
Ну, какой он озорной”.
Задачи:
- На наблюдении за своими животными дома, на чтении рассказов и стихов о собаках раскрыть понимание того, зачем люди в древности приручили дикую собаку.
- Продолжить работу по формированию умения работать коллективно, подбирая рифмы и определяя ритмический рисунок стиха.
- Развивать устную разговорную речь при ведении беседы или диалога.
- Воспитывать сознание того, что домашние животные – не игрушки, они требуют внимания и заботы.
Занятия 3.
Тема: “Кто в лесу живет –
В гости к нам придет”.
Задачи:
- Расширить познания детей о характерных особенностях диких животных, которые живут в Кузбассе.
- Развивать умение определить сюжет будущего произведения на заданную тему, его характер.
- Способствовать совершенствованию навыка самостоятельной работы над заданной темой
- Продолжить работу по формированию нравственных качеств личности.
Занятие 4.
Тема: Басня – поэтическое произведение.
Задачи:
- Познакомить детей с литературным жанром – басня, раскрыть понятие “мораль”.
- Пронаблюдать за построением басенного стиха, проанализировать содержание басни, как рассказа, написанного в стихотворной форме с поучительным окончанием.
- Попробовать коллективно придумать рассказ в прозаической форме с элементами поучительности, если удастся переложить его на стихотворение.
Занятие 5.
Тема: “В зоопарке побывали.
Вот кого мы увидали!”
Задачи:
- Через просмотр видеофильма познакомить детей с обитателями зоопарка.
- Закрепить умение определять содержание будущего стихотворения, подбирать необходимую группу слов и рифмы к ним, задавать определенный ритмический рисунок.
- Способствовать воспитанию интереса к творческой деятельности.
Занятие 6.
Тема: Стихи русских поэтов о весне.
Задачи:
- Продолжить работу по формированию умения находить рифмы в лирических произведениях, определять особенности построения стиха.
- Совершенствовать навык стихосложения, используя изученные правила и законы.
- Развивать умение выбирать размер стихотворной формы, ритмический рисунок, рифмы.
- Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Занятие 7.
Тема: Экскурсия.
“Солнце, речка, скоро лето!
Сад наш в зелени одетый”.
Задачи:
- Дать возможность детям ощутить удовольствие от теплых солнечных дней.
- Совершенствовать речь детей через ведение диалога о предстоящих каникулах.
- Сделать подборку стихов подходящего содержания для чтения на природе, что способствует более глубокому их пониманию.
- Дать задание: подготовить для прослушивания свою лучшую работу за весь год.
Занятие 8.
Тема: Читаем свои стихи (на природе).
Задачи:
- Подвести итог прошедшего года.
- Проанализировать, что удалось, что можно было сделать лучше.
- Свободное чтение стихов.
Динозавр
В каменном веке
Живет в пещере
Питается животными
Друзей нет
Хищник ни с кем не общается.
Злое животное.
Список используемой литературы
- Богомолов Н.А. Стихотворная речь. / Москва 1995г./
- Вартаньянц А.Д. Поэтика. / Москва 1994 г./
- Волина В.Н. Весёлая грамматика. /Москва 1995г./
- Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. /Москва 1988/
- Джежелей О.В. Я расту. / Москва 1994г./
- Климентовская З.В. Уроки поэзии в начальных классах. / Москва 2002г./
- Маранцман В.Г. Времена года. Беседы о поэзии. / Москва 1995г./
- Синицын В.А. Путь к слову. / Москва 1996г./
- Стрельцова Л.Е. Мастерская слова. / Москва 1994г./
- Урбан А.А. Стихи – собеседники./ Москва 1978г./
- Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальной школе. / Москва 1971г./
- Шибаев А.А. Язык родной, дружи со мной. / Ленинград 1981г./
- Энциклопедический словарь юного литературоведа. /Сост.Новиков В.И.- Москва 1988г./
Михайлова Нина Петровна, учитель начальных классов