1-й класс
Этот урок - повторение итогов, обобщение тех знаний, которые дети получили в период обучения грамоте. Для учащихся - это настоящий праздник. Скучные, монотонные, однообразные уроки убивают в ребёнке стремление к познанию, отбивают всякое желание учиться. Нетрадиционные формы помогают преодолевать трудности в обучении, полезны для развития, ненавязчиво обогащается словарный запас, прививается интерес к предмету. Не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу к постоянному получению знаний - вот, на мой взгляд, задача учителя.
Тип урока: урок- обобщение.
Цели: обобщить знания детей об алфавите и его роли в общении людей; развивать внимание, речь, память, познавательный интерес к предмету, умение использовать на практике алфавит; воспитывать чувство коллективизма. Оборудование: карта путешествия с обозначением станций: “Улица Гласных”, “Улица Согласных”, “Переулок Беззвучный”, карточки с текстами, слоги на карточках, плакат с заданием королевы Азбуки, текст телеграммы, магнитная доска, рисунки детей.
Ход урока.
Целевая установка. - Ребята, у меня в руках телеграмма, адресованная вам. Прочитаем её Приложение 1 -А доставит нас в этот город фантазия. Закройте глаза. Раз, два, три… Откройте глаза. Мы у ворот города Алфавита. (Открывается плакат с видом города Алфавита).
Викторина. Обобщение знаний об алфавите. - Для того, чтобы открылся засов больших ворот, нам с вами нужно прочесть заклинание- алфавит. (Дети хором произносят все буквы алфавита). -Сколько всего букв в алфавите? -Сколько гласных? - Сколько согласных? -Сколько букв, не обозначающих звуков? -Для чего необходимо знать алфавит? -Когда люди пользуются алфавитом? -В чём разница между словами азбука и алфавит?
Итак, входим в город. У ворот нас встречает Азбука - королева города. На плакате она написала вам свое пожелание. Но что-то случилось с буквами… Я думаю, что это проделки “Буквоеда”. И все- таки попробуйте прочесть Приложение 2
Работа по теме. -Королева провожает нас на улицу Гласных. Поздороваемся с жителями этой улицы, называя каждого. Это самая музыкальная улица в городе. Почему? (Ответы детей). Некоторые буквы загадочно улыбаются. Они думают, что вы не знаете, почему на их лицах – хитрые улыбки. (Дети рассказывают об особенностях букв: е, ё, ю, я.).
- А теперь послушайте сказку “Почему Ё всегда “ударная”. Из этой сказки вы узнайте, откуда взялись у буквы Ё вверху две шишки - ой, нет! - две точки.
Словарная разминка. Игры со словами. -Буква “О” составила из слогов слова, но пока она катилась из своего домика, слоги рассыпались. Помогите букве составить слова. (Слоги на карточках: ро, за, зи, на, ма, лыш, яб, ло, ко, ка, бу, аз) -Перепутаны части слов. Составьте слова.
Кара – бан Бара – бас Бук – то Боло – вы Беге – брод Бутер – мот
Работа в парах. Учитель читает стихотворение А. А. Шибаева: [3]
Много с буквами хлопот, Уж такой они народ, Но когда с умом, толково Их поставишь в чёткий ряд, Превратятся буквы в слово И - с тобой заговорят…
-Следующее задание королевы Азбуки: Буквы решили немного пошалить. Они разбежались по листку. Раньше из них можно было составить много разных слов. Найдите эти слова Приложение 4
Физкультминутка. Упражнение для глаз.
Путешествие по проспекту Согласных. -На улице Гласных вы справились со всеми сложными заданиями. Королева Азбука провожает нас на проспект Согласных. Он самый большой и шумный в городе. Почему? (Ответы детей.) - Некоторые согласные очень сдружились и гуляют по городу парами. Какие это буквы? (Ответы детей.) - Есть согласные, которые не хотят дружить с некоторыми гласными. Какие это буквы, и с какими гласными они не дружат? (Буквы Ж, Ш не дружат с буквой ы. Буквы Ч, Щ не дружат с буквами Я, Ю.) [4] -У буквы З случилось несчастье. Она потеряла своё место в слове. Помогите ей его найти: ЗАБУКА (АЗБУКА). - Молодцы, ребята! Королева очень довольна вашими знаниями. Идём за ней дальше!
Переулок Беззвучный. - Вот маленький тихий переулок. В нём всего два домика. А называется этот переулок (Дети читают – Беззвучный.) Странное название. Почему оно такое? (Дети говорят о том, что ь и ъ знаки звуков не обозначают.) -Что вы ещё знаете об этих буквах? -Найдите лишнее слово в каждом столбике и объясните, почему оно лишнее.
Пальто Листья Деревья Льёт Воробьи |
Подъём Съёмка Съехал Сел Съем
|
Игра: “Образуй новые слова”. Угол, мел, ел. л + ь получаются новые слова. Уголь, мель, ель. -Составьте с любым из этих слов предложение.
Чтение стихотворения “Азбука” С. Михалкова (заранее подготовленной ученицей). -Послушайте стихотворение Михалкова “Азбука” и расположите буквы так, как они следуют в алфавите. (М Г Ж Ю У Ф Р ь С О А) -Назвали буквы все по порядку, Теперь приглашаю всех на зарядку.
Физкультминутка под музыку. ( Проводят ученики)
Игра: “Дополни букву”. (Работа у доски.) - Итак, последнее задание королевы Азбуки: -Дополните буквы нужными элементами. - Прочитайте. Что у вас получилось Приложение 6 (Каждый ученик выходит к доске и дополняет букву нужным элементом.)
Подведение итогов урока. - Мы с вами прошли по городу, всех узнали, задания выполнили. А теперь, прощаясь с жителями города Азбуки, прочитаем стихотворение В. Берестова, которое он посвятил всем первоклассникам: (Хоровое чтение стихотворения.)
“ Как хорошо уметь читать!” [1]
Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, Не надо бабушку трясти: “Прочти, пожалуйста! Прочти!” Не надо умолять сестрицу: “Ну, прочитай ещё страницу!” Не надо звать, не надо ждать, А можно взять и почитать.
Рефлексивная деятельность. (Предложить детям высказать своё отношение к уроку, используя слова, записанные на доске.)
- научился…
- узнал …
- понравилось …
- затруднялся …
- поделюсь …
- расскажу …
Использованная литература:
- Бетенькова Н. М. Азбука: Для 1-го кл. четырёхлет. нач. шк. / Н. М. Бетенькова, В. Г. Горецкий, Д. С. Фонин. – 3-е изд., дораб. – СпецЛит, 2003.
- Бондаренко А. А. В летней школе ударения: Книга для учащихся нач. классов / Просвещение, 1995.
- Волина В. В. Учимся играя. – М.:Новая школа, 1994.
- Волина В. В. Занимательное азбуковедение.
- Менькова Е. М. Литературное чтение. 1 класс /1-4/ - Волгоград 2002.
- Минский Е. М. От игры к знаниям. Пособие для учителя. М., “Просвещение”, 1982.
Мубаракшина Светлана Мухитулловна, учитель начальных классов
{SL_links}
Вернуться назад
|