{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Сценарии, Интеллектуальные > Эти удивительные птицы
{LF_links}

Эти удивительные птицы


18 октября 2007. Разместил: lessons
Познавательная игра
Проведению познавательной игры предшествовала длительная подготовительная работа. А по ее окончании у учащихся возникла потребность продолжить знакомство с птицами в разнообразных формах: изучение энциклопедии о птицах, создание стенгазеты "Самые-самые" о птицах-"рекордсменах", составление кроссвордов и загадок, складывание новых фигурок оригами. В природе дети учатся угадывать птиц, вспоминая услышанные фонозаписи. Зимой класс регулярно подкармливает зимующих птиц, а весной ученики участвуют в акции "Прилетайте скорее!", развешивая сделанные дома с помощью родителей скворечники.
Цели:

  • cпособствовать закреплению знаний младших школьников о птицах, расширять кругозор детей;
  • содействовать развитию внимания, памяти, логического мышления, познавательной активности, реакции учащихся;
  • воспитанию любви к природе, интереса к миру птиц.

Оборудование:

  • иллюстрации (или фото) птиц: клест, иволга, гусь;
  • эмблемы для команд;
  • жетоны за правильные ответы в викторине;
  • бумага для оригами;
  • кроссворд с заданиями;
  • фонограммы голосов птиц;
  • 15 карточек с буквами (игра “Типография”);
  • карточки с заданием к игре “Ну-ка, прочитай!”.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вступительная часть

А)

УЧИТЕЛЬ: - Тему сегодняшнего занятия вы узнаете, отгадав загадку:

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это … ( птица).

- Значит, мы будем говорить о птицах. Многие из них могут нас удивить, поверьте мне.

Знаете ли вы, что не только поэтам, генералам и героям ставят памятники, но и самым обычным для нас птицам.

Когда-то, очень давно, еще до нашей эры, воинственные племена галлов напали на Рим. Они окружили Капитолий – крепость на самом высоком холме. Галльские захватчики ночью решили взобраться на крутые склоны холма и перебить жителей Рима, которые спрятались в Капитолии…

Защитники, крайне изнуренные, спали. Даже сторожевые собаки уснули. И быть жителям Рима уничтоженными, если б не … ГУСИ!

Не успел враг появиться на стенах крепости, как вдруг гуси загоготали, да так громко, что защитники через мгновение были на ногах. Они отважно бросились на коварных галлов и разбили их войско!

Вот и говорят с тех пор: “Гуси спасли Рим”.

За это благодарные римляне объявили гусей священными птицами и возвели им большой памятник.

Вот видите: такие обыкновенные птицы, как гуси? Тоже способны совершать героические поступки, за что им и памятник.

Б)

- А задумывались ли вы над тем, почему птиц называют именно так, а не иначе? Откуда взялись их названия?

Я представляю вам наших экспертов, которые и расскажут вам о некоторых птицах, каких – сейчас узнаете.

1) О КЛЕСТЕ:

УЧЕНИК 1:

Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Клее! Кле! Кле! – поет со свистом? ( Клёст)

Почему его так назвали?

УЧЕНИК 2: - Название птицы “клёст” произошло от старого русского слова “клестить”, что значит “сжимать, сдавливать, стискивать”. Клюв у этой птицы загнут крест на крест, он как будто сжат, сдавлен. За крестообразный клюв птицу и прозвали клестом. ( Показ иллюстрации.)

УЧЕНИК 3: - Самая замечательная особенность внешнего вида клеста – его клюв, кончики которого перекрещиваются. Старинная легенда гласит, что, когда Иисус Христос был распят на кресте, к нему прилетели клесты и стали клювами вынимать колючки из тернового венца. Пытались вытащить и гвозди, которыми руки и ноги Христа были прибиты к кресту. Но это оказалось им не под силу, и кончики клювов птиц перекрестились, а перья, испачканные кровью, стали красными. За это в некоторых странах клестов зовут “Христовыми птицами”.

УЧЕНИК 4: - Птенцы у клестов чаще бывают зимой. Это связано с едой. Ведь клесты питаются семенами хвойных деревьев, а зимой их много. Поэтому малыши-клесты не боятся замерзнуть, родители их прокормят и обогреют в гнездах, сделанных в густых лапах хвойных деревьев.

УЧЕНИК 5: - За то, что клюв у них крестообразный, что птенцы выводятся зимой, в народе их называют “святыми птицами”.

2) ОБ ИВОЛГЕ:

УЧЕНИК 1: - Имя птицы может зависеть и от ее характера.

Бывает, услышишь в лесу чудесный птичий голос: будто кто-то на флейте играет. И вдруг с того же дерева, откуда доносилось мелодичное пение, понесутся такие звуки, что хоть уши затыкай – будто кошке на хвост наступили. И так интересно посмотреть на этого “музыканта”…

УЧЕНИК 2: - Однако разглядеть нелегко: этот “музыкант” всегда прячется в густой листве. Даже с юга прилетает позже других птиц, когда на деревьях уже во всю шумит листва, и улетает всегда раньше, пока листья не опали.

УЧЕНИК 3: - Но когда познакомишься с певцом, то поймешь, почему ему нужна густая листва. Уж очень у него яркое и заметное оперение: желто-золотистые грудь, головка и спинка, а крылья и хвост – бархатно-черные. Это ИВОЛГА. ( Показ иллюстрации.)

УЧЕНИК 4: - Слово “Иволга” в переводе на русский язык означает “неясный характер”. Из-за своего “неясного характера” она может издавать и красивые, и неприятные звуки. Недаром иволгу зовут “лесной флейтой” и “лесной кошкой”.

УЧЕНИК 5: - Иволга – одна из самых красивых птиц и лучших певуний наших лесов. Поедая множество вредных насекомых, иволга приносит природе большую пользу.

2. Викторина

УЧИТЕЛЬ: - Спасибо нашим экспертам.

- Ну, а сейчас я предлагаю вам собраться с мыслями, проявить свои находчивость, смекалку, сообразить в нашей викторине.

Для этого разделимся на 2 команды. Назовем их:

  1. “Журавлики”;
  2. “Соловушки”.

( Выбор капитанов команд. Их представление.)

- Поприветствуем команду “Журавлики”!

- Поприветствуем команду “Соловушки”!

- Итак, внимание, начинаем1

1. Конкурс капитанов команд.

- Капитанов команд прошу выйти сюда.

Вам предстоит выполнить следующие задания:

1. Кто быстрее сложит из бумаги птицу? ( Оригами)
2. Скороговорка: ( Карточки)
Три свиристели еле-еле свистели на ели.
3. Игра “Петушки”.

Играющие (по 1 человеку от каждой команды) входят в круг диаметром 2 м и принимают исходное для боя положение, присев на двух ногах или стоя на одной ( правая рука держит левую ногу, а левая рука согнута впереди и прижата к туловищу ). Задача: вытолкнуть противника.

2. – В следующем конкурсе вам (теперь уже целыми командами) предстоит разгадать кроссворд “Птицы”.

3. – А сейчас мы вспомним ваше домашнее задание и попросим инсценировать басни И.А.Крылова.

а) “Гуси”;
б) “Кукушка и Петух”.

- Молодцы! Спасибо!

4. – Сейчас вы должны будете отгадать, “Чей же это голосок?”.

( Звучат фонограммы голосов птиц.)

№№
п\п

Птица

Подсказка-загадка

1.

Куриный двор Квохчет, квохчет,
Детей зовет,
Всех под крылья соберет. ( Курица)

2.

Гуси и утки Крылатый, горластый, красные лапки,
Щиплет за пятки, беги без оглядки. ( Гусь)

Пестрая крякушка
Ловит лягушек,
Ходит в развалочку,
Спотыкалочкой. ( Утка)

3.

Воробьи Под застройкою – жилье –
В нем живет одно жулье.

Птица-жулик, птица-вор
Нам нахлебник с давних пор. ( Воробей)

4.

Чайки Какая птица провожает моряков? ( Чайка)

5.

Индюки Натужится, напружится,
Начнет болтать,
По-чудному лопотать
Ходит он надутый,
Все грозит кому-то. ( Индюк)

6.

Петухи Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу. ( Петух)

7.

Голуби Эту птицу называют птицей мира, почтовой птицей. ( Голубь)

8.

Соловьи Он серенький на вид,
Но пеньем знаменит. ( Соловей)

5. Игра “По словесному портрету ты скажи нам, кто же это?

  1. клест;
  2. иволга;
  3. трясогузка.

6. Игра “Типография”

Каждая команда получает 15 карточек с буквами:

А В Г Е И К Л Н О П Р С Ц Ч Я.

Каждому игроку – по карточке.

( Если количество карточек превышает количество игроков в команде, то несколько игроков (капитан) получат несколько карточек.)

Ведущий читает загадку, а дети, отгадав ее, стараются быстро стать в ряд так, чтобы можно было прочитать слово – отгадку. Очко достается команде, которая быстрее составит слово. Победитель – команда, получившая большее число очков.

Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад- вперед по пашне вскачь,
А зовется птица… ( грач)

На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат –
На носу повисла капля…
Узнаете? Это… ( цапля).

Распустила хвост жар-птица,
Он горит и золотится.
Из заморских к нам долин
Этот хвост принес … ( павлин).

Мы построили вдвоем
Для гостей весенний дом,
А верней сказать – дворец.
Прилетай скорей, … ( скворец).

Ночь, как смоль, черным черна.
Серой птице не до сна:
Меж кустов, как тень, скользит,
Караулит, кто не спит.
Ловит каждый шорох чутко,
А как крикнет, станет жутко,
Вздрогнет спящая трава.
Это ухает … ( сова).

7. “Ну-ка, прочитай!”

Задание: здесь записаны названия птиц. Чтобы их прочесть, в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы. Итак, кто быстрее?

ПБДАКМКВЛОМДИОБН

РЗТЯСТЮБДЛЮСИДРК

КЛТУВБРЫВИБЦЫТАЛ

(Зашифрованные названия птиц: ПАВЛИН, ЗЯБЛИК, КУРИЦА.)

8. Конкурс: кто больше назовет пословиц с упоминанием птиц?

3. Подведение итогов, подсчет жетонов.

- Вот и завершается наша викторина.

Расскажите, о чем новом сегодня вы узнали?

Думаю, сколько бы очков ни набрала каждая команда, все равно победила дружба.

4. Награждение победителей альбомами-раскрасками о птицах.

5. Домашнее задание: найти дома в различных источниках литературы сведения о том, каким еще птицам люди установили памятники, а также, что означают названия других птиц ( по выбору).


Нечаева Оксана Павловна, учитель начальных классов



{SL_links}

Вернуться назад