Vlivkor.Com > Сценарии, Интеллектуальные > Эти удивительные птицы Эти удивительные птицы18 октября 2007. Разместил: lessons |
|||||||||||||||||||||||||||
Познавательная игра
Проведению познавательной игры предшествовала длительная подготовительная работа. А по ее окончании у учащихся возникла потребность продолжить знакомство с птицами в разнообразных формах: изучение энциклопедии о птицах, создание стенгазеты "Самые-самые" о птицах-"рекордсменах", составление кроссвордов и загадок, складывание новых фигурок оригами. В природе дети учатся угадывать птиц, вспоминая услышанные фонозаписи. Зимой класс регулярно подкармливает зимующих птиц, а весной ученики участвуют в акции "Прилетайте скорее!", развешивая сделанные дома с помощью родителей скворечники.Цели:
Оборудование:
ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Вступительная часть А) УЧИТЕЛЬ: - Тему сегодняшнего занятия вы узнаете, отгадав загадку:
- Значит, мы будем говорить о птицах. Многие из них могут нас удивить, поверьте мне. Знаете ли вы, что не только поэтам, генералам и героям ставят памятники, но и самым обычным для нас птицам. Когда-то, очень давно, еще до нашей эры, воинственные племена галлов напали на Рим. Они окружили Капитолий – крепость на самом высоком холме. Галльские захватчики ночью решили взобраться на крутые склоны холма и перебить жителей Рима, которые спрятались в Капитолии… Защитники, крайне изнуренные, спали. Даже сторожевые собаки уснули. И быть жителям Рима уничтоженными, если б не … ГУСИ! Не успел враг появиться на стенах крепости, как вдруг гуси загоготали, да так громко, что защитники через мгновение были на ногах. Они отважно бросились на коварных галлов и разбили их войско! Вот и говорят с тех пор: “Гуси спасли Рим”. За это благодарные римляне объявили гусей священными птицами и возвели им большой памятник. Вот видите: такие обыкновенные птицы, как гуси? Тоже способны совершать героические поступки, за что им и памятник. Б) - А задумывались ли вы над тем, почему птиц называют именно так, а не иначе? Откуда взялись их названия? Я представляю вам наших экспертов, которые и расскажут вам о некоторых птицах, каких – сейчас узнаете. 1) О КЛЕСТЕ: УЧЕНИК 1:
Почему его так назвали? УЧЕНИК 2: - Название птицы “клёст” произошло от старого русского слова “клестить”, что значит “сжимать, сдавливать, стискивать”. Клюв у этой птицы загнут крест на крест, он как будто сжат, сдавлен. За крестообразный клюв птицу и прозвали клестом. ( Показ иллюстрации.) УЧЕНИК 3: - Самая замечательная особенность внешнего вида клеста – его клюв, кончики которого перекрещиваются. Старинная легенда гласит, что, когда Иисус Христос был распят на кресте, к нему прилетели клесты и стали клювами вынимать колючки из тернового венца. Пытались вытащить и гвозди, которыми руки и ноги Христа были прибиты к кресту. Но это оказалось им не под силу, и кончики клювов птиц перекрестились, а перья, испачканные кровью, стали красными. За это в некоторых странах клестов зовут “Христовыми птицами”. УЧЕНИК 4: - Птенцы у клестов чаще бывают зимой. Это связано с едой. Ведь клесты питаются семенами хвойных деревьев, а зимой их много. Поэтому малыши-клесты не боятся замерзнуть, родители их прокормят и обогреют в гнездах, сделанных в густых лапах хвойных деревьев. УЧЕНИК 5: - За то, что клюв у них крестообразный, что птенцы выводятся зимой, в народе их называют “святыми птицами”. 2) ОБ ИВОЛГЕ: УЧЕНИК 1: - Имя птицы может зависеть и от ее характера. Бывает, услышишь в лесу чудесный птичий голос: будто кто-то на флейте играет. И вдруг с того же дерева, откуда доносилось мелодичное пение, понесутся такие звуки, что хоть уши затыкай – будто кошке на хвост наступили. И так интересно посмотреть на этого “музыканта”… УЧЕНИК 2: - Однако разглядеть нелегко: этот “музыкант” всегда прячется в густой листве. Даже с юга прилетает позже других птиц, когда на деревьях уже во всю шумит листва, и улетает всегда раньше, пока листья не опали. УЧЕНИК 3: - Но когда познакомишься с певцом, то поймешь, почему ему нужна густая листва. Уж очень у него яркое и заметное оперение: желто-золотистые грудь, головка и спинка, а крылья и хвост – бархатно-черные. Это ИВОЛГА. ( Показ иллюстрации.) УЧЕНИК 4: - Слово “Иволга” в переводе на русский язык означает “неясный характер”. Из-за своего “неясного характера” она может издавать и красивые, и неприятные звуки. Недаром иволгу зовут “лесной флейтой” и “лесной кошкой”. УЧЕНИК 5: - Иволга – одна из самых красивых птиц и лучших певуний наших лесов. Поедая множество вредных насекомых, иволга приносит природе большую пользу. 2. Викторина УЧИТЕЛЬ: - Спасибо нашим экспертам. - Ну, а сейчас я предлагаю вам собраться с мыслями, проявить свои находчивость, смекалку, сообразить в нашей викторине. Для этого разделимся на 2 команды. Назовем их:
( Выбор капитанов команд. Их представление.) - Поприветствуем команду “Журавлики”! - Поприветствуем команду “Соловушки”! - Итак, внимание, начинаем1 1. Конкурс капитанов команд. - Капитанов команд прошу выйти сюда. Вам предстоит выполнить следующие задания:
Играющие (по 1 человеку от каждой команды) входят в круг диаметром 2 м и принимают исходное для боя положение, присев на двух ногах или стоя на одной ( правая рука держит левую ногу, а левая рука согнута впереди и прижата к туловищу ). Задача: вытолкнуть противника. 2. – В следующем конкурсе вам (теперь уже целыми командами) предстоит разгадать кроссворд “Птицы”. 3. – А сейчас мы вспомним ваше домашнее задание и попросим инсценировать басни И.А.Крылова. а) “Гуси”; - Молодцы! Спасибо! 4. – Сейчас вы должны будете отгадать, “Чей же это голосок?”. ( Звучат фонограммы голосов птиц.)
5. Игра “По словесному портрету ты скажи нам, кто же это?”
6. Игра “Типография” Каждая команда получает 15 карточек с буквами: А В Г Е И К Л Н О П Р С Ц Ч Я. Каждому игроку – по карточке. ( Если количество карточек превышает количество игроков в команде, то несколько игроков (капитан) получат несколько карточек.) Ведущий читает загадку, а дети, отгадав ее, стараются быстро стать в ряд так, чтобы можно было прочитать слово – отгадку. Очко достается команде, которая быстрее составит слово. Победитель – команда, получившая большее число очков. Всех перелетных птиц черней, На одной ноге стоит, Распустила хвост жар-птица, Мы построили вдвоем Ночь, как смоль, черным черна. 7. “Ну-ка, прочитай!” Задание: здесь записаны названия птиц. Чтобы их прочесть, в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы. Итак, кто быстрее? ПБДАКМКВЛОМДИОБН РЗТЯСТЮБДЛЮСИДРК КЛТУВБРЫВИБЦЫТАЛ (Зашифрованные названия птиц: ПАВЛИН, ЗЯБЛИК, КУРИЦА.) 8. Конкурс: кто больше назовет пословиц с упоминанием птиц? 3. Подведение итогов, подсчет жетонов. - Вот и завершается наша викторина. Расскажите, о чем новом сегодня вы узнали? Думаю, сколько бы очков ни набрала каждая команда, все равно победила дружба. 4. Награждение победителей альбомами-раскрасками о птицах. 5. Домашнее задание: найти дома в различных источниках литературы сведения о том, каким еще птицам люди установили памятники, а также, что означают названия других птиц ( по выбору).
Нечаева Оксана Павловна, учитель начальных классов Вернуться назад |