mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2007
    18
    окт
    Эти удивительные птицы
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт
    Познавательная игра
    Проведению познавательной игры предшествовала длительная подготовительная работа. А по ее окончании у учащихся возникла потребность продолжить знакомство с птицами в разнообразных формах: изучение энциклопедии о птицах, создание стенгазеты "Самые-самые" о птицах-"рекордсменах", составление кроссвордов и загадок, складывание новых фигурок оригами. В природе дети учатся угадывать птиц, вспоминая услышанные фонозаписи. Зимой класс регулярно подкармливает зимующих птиц, а весной ученики участвуют в акции "Прилетайте скорее!", развешивая сделанные дома с помощью родителей скворечники.
    Цели:

    • cпособствовать закреплению знаний младших школьников о птицах, расширять кругозор детей;
    • содействовать развитию внимания, памяти, логического мышления, познавательной активности, реакции учащихся;
    • воспитанию любви к природе, интереса к миру птиц.

    Оборудование:

    • иллюстрации (или фото) птиц: клест, иволга, гусь;
    • эмблемы для команд;
    • жетоны за правильные ответы в викторине;
    • бумага для оригами;
    • кроссворд с заданиями;
    • фонограммы голосов птиц;
    • 15 карточек с буквами (игра “Типография”);
    • карточки с заданием к игре “Ну-ка, прочитай!”.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    1. Вступительная часть

    А)

    УЧИТЕЛЬ: - Тему сегодняшнего занятия вы узнаете, отгадав загадку:

    Снится ночью пауку
    Чудо-юдо на суку.
    Длинный клюв и два крыла…
    Прилетит – плохи дела.
    А кого паук боится?
    Угадали? Это … ( птица).

    - Значит, мы будем говорить о птицах. Многие из них могут нас удивить, поверьте мне.

    Знаете ли вы, что не только поэтам, генералам и героям ставят памятники, но и самым обычным для нас птицам.

    Когда-то, очень давно, еще до нашей эры, воинственные племена галлов напали на Рим. Они окружили Капитолий – крепость на самом высоком холме. Галльские захватчики ночью решили взобраться на крутые склоны холма и перебить жителей Рима, которые спрятались в Капитолии…

    Защитники, крайне изнуренные, спали. Даже сторожевые собаки уснули. И быть жителям Рима уничтоженными, если б не … ГУСИ!

    Не успел враг появиться на стенах крепости, как вдруг гуси загоготали, да так громко, что защитники через мгновение были на ногах. Они отважно бросились на коварных галлов и разбили их войско!

    Вот и говорят с тех пор: “Гуси спасли Рим”.

    За это благодарные римляне объявили гусей священными птицами и возвели им большой памятник.

    Вот видите: такие обыкновенные птицы, как гуси? Тоже способны совершать героические поступки, за что им и памятник.

    Б)

    - А задумывались ли вы над тем, почему птиц называют именно так, а не иначе? Откуда взялись их названия?

    Я представляю вам наших экспертов, которые и расскажут вам о некоторых птицах, каких – сейчас узнаете.

    1) О КЛЕСТЕ:

    УЧЕНИК 1:

    Кто там прыгает, шуршит,
    Клювом шишки потрошит?
    Голоском речистым, чистым –
    Клее! Кле! Кле! – поет со свистом? ( Клёст)

    Почему его так назвали?

    УЧЕНИК 2: - Название птицы “клёст” произошло от старого русского слова “клестить”, что значит “сжимать, сдавливать, стискивать”. Клюв у этой птицы загнут крест на крест, он как будто сжат, сдавлен. За крестообразный клюв птицу и прозвали клестом. ( Показ иллюстрации.)

    УЧЕНИК 3: - Самая замечательная особенность внешнего вида клеста – его клюв, кончики которого перекрещиваются. Старинная легенда гласит, что, когда Иисус Христос был распят на кресте, к нему прилетели клесты и стали клювами вынимать колючки из тернового венца. Пытались вытащить и гвозди, которыми руки и ноги Христа были прибиты к кресту. Но это оказалось им не под силу, и кончики клювов птиц перекрестились, а перья, испачканные кровью, стали красными. За это в некоторых странах клестов зовут “Христовыми птицами”.

    УЧЕНИК 4: - Птенцы у клестов чаще бывают зимой. Это связано с едой. Ведь клесты питаются семенами хвойных деревьев, а зимой их много. Поэтому малыши-клесты не боятся замерзнуть, родители их прокормят и обогреют в гнездах, сделанных в густых лапах хвойных деревьев.

    УЧЕНИК 5: - За то, что клюв у них крестообразный, что птенцы выводятся зимой, в народе их называют “святыми птицами”.

    2) ОБ ИВОЛГЕ:

    УЧЕНИК 1: - Имя птицы может зависеть и от ее характера.

    Бывает, услышишь в лесу чудесный птичий голос: будто кто-то на флейте играет. И вдруг с того же дерева, откуда доносилось мелодичное пение, понесутся такие звуки, что хоть уши затыкай – будто кошке на хвост наступили. И так интересно посмотреть на этого “музыканта”…

    УЧЕНИК 2: - Однако разглядеть нелегко: этот “музыкант” всегда прячется в густой листве. Даже с юга прилетает позже других птиц, когда на деревьях уже во всю шумит листва, и улетает всегда раньше, пока листья не опали.

    УЧЕНИК 3: - Но когда познакомишься с певцом, то поймешь, почему ему нужна густая листва. Уж очень у него яркое и заметное оперение: желто-золотистые грудь, головка и спинка, а крылья и хвост – бархатно-черные. Это ИВОЛГА. ( Показ иллюстрации.)

    УЧЕНИК 4: - Слово “Иволга” в переводе на русский язык означает “неясный характер”. Из-за своего “неясного характера” она может издавать и красивые, и неприятные звуки. Недаром иволгу зовут “лесной флейтой” и “лесной кошкой”.

    УЧЕНИК 5: - Иволга – одна из самых красивых птиц и лучших певуний наших лесов. Поедая множество вредных насекомых, иволга приносит природе большую пользу.

    2. Викторина

    УЧИТЕЛЬ: - Спасибо нашим экспертам.

    - Ну, а сейчас я предлагаю вам собраться с мыслями, проявить свои находчивость, смекалку, сообразить в нашей викторине.

    Для этого разделимся на 2 команды. Назовем их:

    1. “Журавлики”;
    2. “Соловушки”.

    ( Выбор капитанов команд. Их представление.)

    - Поприветствуем команду “Журавлики”!

    - Поприветствуем команду “Соловушки”!

    - Итак, внимание, начинаем1

    1. Конкурс капитанов команд.

    - Капитанов команд прошу выйти сюда.

    Вам предстоит выполнить следующие задания:

    1. Кто быстрее сложит из бумаги птицу? ( Оригами)
    2. Скороговорка: ( Карточки)
    Три свиристели еле-еле свистели на ели.
    3. Игра “Петушки”.

    Играющие (по 1 человеку от каждой команды) входят в круг диаметром 2 м и принимают исходное для боя положение, присев на двух ногах или стоя на одной ( правая рука держит левую ногу, а левая рука согнута впереди и прижата к туловищу ). Задача: вытолкнуть противника.

    2. – В следующем конкурсе вам (теперь уже целыми командами) предстоит разгадать кроссворд “Птицы”.

    3. – А сейчас мы вспомним ваше домашнее задание и попросим инсценировать басни И.А.Крылова.

    а) “Гуси”;
    б) “Кукушка и Петух”.

    - Молодцы! Спасибо!

    4. – Сейчас вы должны будете отгадать, “Чей же это голосок?”.

    ( Звучат фонограммы голосов птиц.)

    №№
    п\п

    Птица

    Подсказка-загадка

    1.

    Куриный двор Квохчет, квохчет,
    Детей зовет,
    Всех под крылья соберет. ( Курица)

    2.

    Гуси и утки Крылатый, горластый, красные лапки,
    Щиплет за пятки, беги без оглядки. ( Гусь)

    Пестрая крякушка
    Ловит лягушек,
    Ходит в развалочку,
    Спотыкалочкой. ( Утка)

    3.

    Воробьи Под застройкою – жилье –
    В нем живет одно жулье.

    Птица-жулик, птица-вор
    Нам нахлебник с давних пор. ( Воробей)

    4.

    Чайки Какая птица провожает моряков? ( Чайка)

    5.

    Индюки Натужится, напружится,
    Начнет болтать,
    По-чудному лопотать
    Ходит он надутый,
    Все грозит кому-то. ( Индюк)

    6.

    Петухи Всех я вовремя бужу,
    Хоть часов не завожу. ( Петух)

    7.

    Голуби Эту птицу называют птицей мира, почтовой птицей. ( Голубь)

    8.

    Соловьи Он серенький на вид,
    Но пеньем знаменит. ( Соловей)

    5. Игра “По словесному портрету ты скажи нам, кто же это?

    1. клест;
    2. иволга;
    3. трясогузка.

    6. Игра “Типография”

    Каждая команда получает 15 карточек с буквами:

    А В Г Е И К Л Н О П Р С Ц Ч Я.

    Каждому игроку – по карточке.

    ( Если количество карточек превышает количество игроков в команде, то несколько игроков (капитан) получат несколько карточек.)

    Ведущий читает загадку, а дети, отгадав ее, стараются быстро стать в ряд так, чтобы можно было прочитать слово – отгадку. Очко достается команде, которая быстрее составит слово. Победитель – команда, получившая большее число очков.

    Всех перелетных птиц черней,
    Чистит пашню от червей,
    Взад- вперед по пашне вскачь,
    А зовется птица… ( грач)

    На одной ноге стоит,
    В воду пристально глядит.
    Тычет клювом наугад –
    Ищет в речке лягушат –
    На носу повисла капля…
    Узнаете? Это… ( цапля).

    Распустила хвост жар-птица,
    Он горит и золотится.
    Из заморских к нам долин
    Этот хвост принес … ( павлин).

    Мы построили вдвоем
    Для гостей весенний дом,
    А верней сказать – дворец.
    Прилетай скорей, … ( скворец).

    Ночь, как смоль, черным черна.
    Серой птице не до сна:
    Меж кустов, как тень, скользит,
    Караулит, кто не спит.
    Ловит каждый шорох чутко,
    А как крикнет, станет жутко,
    Вздрогнет спящая трава.
    Это ухает … ( сова).

    7. “Ну-ка, прочитай!”

    Задание: здесь записаны названия птиц. Чтобы их прочесть, в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы. Итак, кто быстрее?

    ПБДАКМКВЛОМДИОБН

    РЗТЯСТЮБДЛЮСИДРК

    КЛТУВБРЫВИБЦЫТАЛ

    (Зашифрованные названия птиц: ПАВЛИН, ЗЯБЛИК, КУРИЦА.)

    8. Конкурс: кто больше назовет пословиц с упоминанием птиц?

    3. Подведение итогов, подсчет жетонов.

    - Вот и завершается наша викторина.

    Расскажите, о чем новом сегодня вы узнали?

    Думаю, сколько бы очков ни набрала каждая команда, все равно победила дружба.

    4. Награждение победителей альбомами-раскрасками о птицах.

    5. Домашнее задание: найти дома в различных источниках литературы сведения о том, каким еще птицам люди установили памятники, а также, что означают названия других птиц ( по выбору).


    Нечаева Оксана Павловна, учитель начальных классов


    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 10748
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.