Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/classes/templates.class.php on line 162 Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/modules/sitelogin.php on line 110
Vlivkor.Com > Сценарии, Интеллектуальные > Читая Менделеева... Читая Менделеева...29 октября 2007. Разместил: lessons |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Химический КВН Урок обобщает знания учащихся по теме "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева", а также развивает интерес к предмету. Цели мероприятия. Обобщить знания учащихся по теме “Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева”; стимулировать познавательную деятельность учащихся, развивать интерес к предмету, мыслительную деятельность - эрудицию, логическое рассуждение, умение формулировать и высказывать свои мысли, применять свои знания на практике; воспитывать чувство ответственности за результаты коллективной работы. Оборудование. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; “слепая” таблица периодической системы (2 экземпляра); стаканчики со спиртом и водой, спиртовка, лучинка, носовой платок, щипцы, спички ; дихромат аммония, лабораторный штатив с лапкой, асбестовая сетка (фарфоровая чашка); магнитофон; колба с раствором железного (медного) купороса. Подготовительный этап.
а. Название каких элементов (в переводе на
русский язык) вы знаете? Что они означают? (прил.1) Ход мероприятия:
Учитель. Сегодня нам предстоит
обобщить ваши знания о периодическом законе,
который не может быть записан в виде какой-либо
математической формулы или уравнения, а имеет
графическое выражение в виде периодической
системы химических элементов. Она может быть
представлена разными видами таблиц (учитель
показывает коротко- и длиннопериодный варианты).
Таким образом, перефразируя высказывания
великого поэта, можно сказать: “Периодический
закон и Периодическая система – это
близнецы-братья. Мы говорим “Периодический
закон”- подразумеваем Периодическую систему. Мы
говорим “Периодическая система” -
подразумеваем Периодический закон”.
1-й ведущий. “Прошу всех встать! Большой приз КВНа внести! (двое учащихся вносят колбу с голубой жидкостью) Этот приз получит команда самых смекалистых, самых умных и самых сообразительных. Итак, начинаем наш конкурс, наш КВН. Для начала представим самое справедливое жюри (в состав жюри могут входить учащиеся 10-11 классов). Познакомимся с участниками – слово для приветствия предоставляется командам. (команды приветствуют друг друга, жюри и болельщиков) 2-й ведущий. Для того, чтобы проверить готовность команд к соревнованиям, проведём разминку - каждая команда приготовила по 3 вопроса, связанных с биографией Д.И.Менделеева (команды по очереди задают вопросы, время для обдумывания - 20 секунд). Вопрос – 1 балл, полный ответ – 2 балла. Учитель. Дмитрий Иванович Менделеев родился в 1834 году в г. Тобольске. Он был семнадцатым ребёнком в семье директора Тобольской гимназии Ивана Павловича Менделеева и его жены Марии Дмитриевны. Учёба Дмитрию давалась нелегко. На первом курсе Педагогического института он умудрился по всем предметам, кроме математики, получить неудовлетворительные оценки. Да и по математике он имел всего лишь “ удовлетворительно”… Но на старших курсах дело пошло по-другому: среднегодовой балл Менделеева был равен 4.5 при единственной тройке - по Закону Божьему. Дмитрий Иванович окончил институт в 1855 году с золотой медалью, получив диплом старшего учителя. В августе 1887 г. Менделеев в одиночку совершил полёт на воздушном шаре около г. Клин для наблюдения солнечной короны во время солнечного затмения, проделав в одиночку путь около 100 км с максимальной высотой полёта примерно 4 км. За свои научные заслуги Дмитрий Иванович Менделеев был избран членом более 50 академий и научных обществ разных стран мира.
1-й ведущий. Конкурс “ Химия +
География +Астрономия”: 2-й ведущий. Пока команды работают над своими ответами, поиграем с болельщиками. Загадки:
Учитель. Золото по праву считается одним из самых древних и ценных металлов. В представлении алхимиков золото считалось “ царём металлов”. В природе встречается почти всегда в чистом виде: в самородках или в виде мелких зерен и чешуек, вкраплённых в твёрдые породы. В ХI в. в южной части Афганистана был найден самородок размером “локоть на локоть”, что составляет 2500 кг. Это самый большой самородок золота за всю историю золотодобычи. Самые крупные получают имена и хранятся в музеях - “Плита Хольтермана” (Австралия 1872 год), “Желанный незнакомец” массой 71 кг. (Австралия 1869 год), “Большой треугольник”- 36 кг. (Россия, 1842 год). Самородное золото никогда не бывает чистым. Оно содержит примеси металлов, меняющих его цвет от соломенно-желтого до зелёного, яркого розово-красного и белого. Так, “червонное золото” содержит больше 25% меди, что придаёт ему красный цвет.
1-й ведущий. Конкурс “ Шерлок-
Химик”.
2-й ведущий. Конкурс “Знаешь ли ты
периодическую систему?” 1-й ведущий. Пока заполняется таблица периодической системы с пустыми клетками для команд, проводим конкурс “химический кроссворд”. (Команды обмениваются кроссвордами и решают их.) Учитель. Проводит игру с болельщиками:
2-й ведущий. Конкурс капитанов. Определите, какие величины, характеризующие строение атома и положение химического элемента в таблице, численно равны между собой. Буквы, соответствующие правильным ответам образуют название химического элемента, обнаруженного в 1868 году в солнечном спектре.
2-й ведущий. Конкурс “Волшебный
платок”.
Учитель. Проверим ваше домашнее
задание - как ответили на вопросы викторины.
Капитаны по очереди подходят к ведущим,
вытягивают вопрос викторины ,а команды отвечают.
За ответ получают до 5 баллов.
Последний результат сообщается ведущему,
который сразу объявляет задуманный элемент.
Названия химических элементов Фосфор в переводе с греческого –
“светоносец”; Именами героев древних мифов и сказаний
названы следующие химические элементы: В честь стран и городов:
Опыт “Несгораемый платочек” Небольшой носовой платочек погружают сначала в воду, хорошо смачивают и отжимают. Затем платочек берут за уголок щипцами, погружают в стакан со спиртом, вынимают и тут же поджигают с помощью лучинки. Спирт быстро сгорает, а платочек остаётся невредим. Опыт “Извержение вулкана” На асбестовую сетку или металлический лист (можно фарфоровую чашку), укреплённые в штативе, насыпают дихромат аммония и нагревают пламенем спиртовки. Через некоторое время происходит выброс искр, имитирующий извержение вулкана. “Чародей” - задумайте элемент. Разгадка заключается в следующем. Пусть задуман элемент №25 (марганец). Проведём с числом 25 следующие действия: 25*2=50 Число 275 сообщается “чародею”, который в уме
отбрасывает последнюю цифру (получается 27) и
отнимает от полученного числа число 2 –
получается 25. Это и есть номер заданного
элемента. После этого “чародею” остаётся только
назвать этот элемент – марганец. Использованная литература
Печерская Марина Викторовна, учитель химии Вернуться назад |