mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2007
    29
    окт
    Читая Менделеева...
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт
    Химический КВН
    Урок обобщает знания учащихся по теме "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева", а также развивает интерес к предмету.

    Цели мероприятия.

    Обобщить знания учащихся по теме “Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева”; стимулировать познавательную деятельность учащихся, развивать интерес к предмету, мыслительную деятельность - эрудицию, логическое рассуждение, умение формулировать и высказывать свои мысли, применять свои знания на практике; воспитывать чувство ответственности за результаты коллективной работы.

    Оборудование.

    Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; “слепая” таблица периодической системы (2 экземпляра); стаканчики со спиртом и водой, спиртовка, лучинка, носовой платок, щипцы, спички ; дихромат аммония, лабораторный штатив с лапкой, асбестовая сетка (фарфоровая чашка); магнитофон; колба с раствором железного (медного) купороса.

    Подготовительный этап.

    1. Сформировать две команды (5-7 учащихся).
    2. Составить кроссворд из десяти химических понятий для команды соперников.
    3. Знать биографию Д.И. Менделеева и составить по ней три вопроса соперникам.
    4. Хорошо знать положение элементов в периодической системе Д.И. Менделеева (I-III периоды).
    5. Ответить на вопросы викторины:
    6. а. Название каких элементов (в переводе на русский язык) вы знаете? Что они означают? (прил.1)
      б. В каких пословицах и поговорках встречаются названия химических элементов?
      в. Назовите 8 элементов, существование которых предсказал Д.И.Менделеев. (Галлий, скандий, германий, рений, полоний, протактиний, радий, актиний).
      г. Какой элемент является самым распространенным в солнечной системе? Кем и когда он был открыт?
      д. Названия каких химических элементов происходят от имен героев древних мифов и сказаний? (прил.1)
      е. При Петре I вручалась медаль “За пьянство”. Из какого металла она изготавливалась и где хранилась? (из железа, точнее из чугуна, одевалась она на шею и снималась только тогда, когда “награждённый” бросал пить)

    7. Знать характеристику элемента по положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

    Ход мероприятия:

    Учитель. Сегодня нам предстоит обобщить ваши знания о периодическом законе, который не может быть записан в виде какой-либо математической формулы или уравнения, а имеет графическое выражение в виде периодической системы химических элементов. Она может быть представлена разными видами таблиц (учитель показывает коротко- и длиннопериодный варианты). Таким образом, перефразируя высказывания великого поэта, можно сказать: “Периодический закон и Периодическая система – это близнецы-братья. Мы говорим “Периодический закон”- подразумеваем Периодическую систему. Мы говорим “Периодическая система” - подразумеваем Периодический закон”.
        Вы знаете, что основой периодической системы являются химические элементы.

    Другого ничего в природе нет
    Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
    Всё – от песчинок малых до планет -
    Из элементов состоит единых.
    Как формула, как график трудовой,
    Строй менделеевской системы строгий.
    Вокруг тебя творится мир живой,
    Входи в него, вдыхай, руками трогай.

    1-й ведущий. “Прошу всех встать! Большой приз КВНа внести! (двое учащихся вносят колбу с голубой жидкостью) Этот приз получит команда самых смекалистых, самых умных и самых сообразительных. Итак, начинаем наш конкурс, наш КВН. Для начала представим самое справедливое жюри (в состав жюри могут входить учащиеся 10-11 классов). Познакомимся с участниками – слово для приветствия предоставляется командам. (команды приветствуют друг друга, жюри и болельщиков)

    2-й ведущий. Для того, чтобы проверить готовность команд к соревнованиям, проведём разминку - каждая команда приготовила по 3 вопроса, связанных с биографией Д.И.Менделеева (команды по очереди задают вопросы, время для обдумывания - 20 секунд). Вопрос – 1 балл, полный ответ – 2 балла.

    Учитель. Дмитрий Иванович Менделеев родился в 1834 году в г. Тобольске. Он был семнадцатым ребёнком в семье директора Тобольской гимназии Ивана Павловича Менделеева и его жены Марии Дмитриевны. Учёба Дмитрию давалась нелегко. На первом курсе Педагогического института он умудрился по всем предметам, кроме математики, получить неудовлетворительные оценки. Да и по математике он имел всего лишь “ удовлетворительно”… Но на старших курсах дело пошло по-другому: среднегодовой балл Менделеева был равен 4.5 при единственной тройке - по Закону Божьему. Дмитрий Иванович окончил институт в 1855 году с золотой медалью, получив диплом старшего учителя. В августе 1887 г. Менделеев в одиночку совершил полёт на воздушном шаре около г. Клин для наблюдения солнечной короны во время солнечного затмения, проделав в одиночку путь около 100 км с максимальной высотой полёта примерно 4 км. За свои научные заслуги Дмитрий Иванович Менделеев был избран членом более 50 академий и научных обществ разных стран мира.

    1-й ведущий. Конкурс “ Химия + География +Астрономия”:
    -назовите химические элементы, названные в честь стран и городов;
    - назовите химические элементы, названные в честь планет. (за каждый названный элемент – 1 балл, время-3 минуты)

    2-й ведущий. Пока команды работают над своими ответами, поиграем с болельщиками.

    Загадки:

    Больше, чем его, друзья,
    В природе нету элемента.
    В его присутствии железо
    Горит, как магниевая лента.
    Ещё сказать уместно:
    Всем он нужен и во сне.
    Что за элемент чудесный?
    Кто узнал, скажите мне?

    ( Кислород)

    Прославлен всеми письменами
    Металл, испытанный огнём,
    Манил к себе людей веками,
    Алхимик жил мечтой о нём.
    Он как кумир, он свержен нами,
    Уж блеск его не так манит:
    Ведь хорошо мы знаем с вами-
    Не всё так ценно, что блестит.

    ( Золото)

    Учитель. Золото по праву считается одним из самых древних и ценных металлов. В представлении алхимиков золото считалось “ царём металлов”. В природе встречается почти всегда в чистом виде: в самородках или в виде мелких зерен и чешуек, вкраплённых в твёрдые породы. В ХI в. в южной части Афганистана был найден самородок размером “локоть на локоть”, что составляет 2500 кг. Это самый большой самородок золота за всю историю золотодобычи. Самые крупные получают имена и хранятся в музеях - “Плита Хольтермана” (Австралия 1872 год), “Желанный незнакомец” массой 71 кг. (Австралия 1869 год), “Большой треугольник”- 36 кг. (Россия, 1842 год). Самородное золото никогда не бывает чистым. Оно содержит примеси металлов, меняющих его цвет от соломенно-желтого до зелёного, яркого розово-красного и белого. Так, “червонное золото” содержит больше 25% меди, что придаёт ему красный цвет.

    1-й ведущий. Конкурс “ Шерлок- Химик”.
    Условия: одна из команд - детектив “Шерлок”, другая - “Химик”. “Химик” загадывает (про себя) один из химических элементов периодической системы и на вопросы детектива “Шерлока” имеет право отвечать только “да” или “нет”. Соответственно, “Шерлок” может задавать вопросы только так, чтобы на них можно было ответить однозначно. Нельзя спрашивать: “В каком периоде или группе ты живёшь?”. Выигрывает та команда, которая находит загаданный элемент наименьшим числом заданных вопросов. (Ведущий считает число вопросов)

    2-й ведущий. Конкурс “Знаешь ли ты периодическую систему?”
    Вызывается по одному участнику от команды и выдаётся “слепая” таблица периодической системы (с пустыми клетками). Задание: вписать как можно больше знаков химических элементов в пустые клетки таблицы. (За каждый вписанный элемент - 1 балл, время - 3 минуты)

    1-й ведущий. Пока заполняется таблица периодической системы с пустыми клетками для команд, проводим конкурс “химический кроссворд”. (Команды обмениваются кроссвордами и решают их.)

    Учитель. Проводит игру с болельщиками:

    - назовите элементы, названия которых состоят из трёх букв;
    - назовите элементы, названия которых состоят из четырёх букв;
    - назовите элементы, названия которых состоят из десяти и более букв.

    2-й ведущий. Конкурс капитанов.

    Определите, какие величины, характеризующие строение атома и положение химического элемента в таблице, численно равны между собой. Буквы, соответствующие правильным ответам образуют название химического элемента, обнаруженного в 1868 году в солнечном спектре.

    Строение атома Положение химического элемента в периодической системе
    Порядковый номер Номер периода Номер группы
    Заряд ядра

    Г

    Д

    Ж

    Число электронов в атоме

    Е

    З

    К

    Число протонов в ядре атома

    Л

    М

    Н

    Число нейтронов в ядре атома

    Ю

    У

    С

    Число электронов на внешнем уровне

    О

    П

    И

    Число энергетических уровней

    Ч

    Й

    Я

    Ответ: гелий.

    2-й ведущий. Конкурс “Волшебный платок”.
    Приглашаются по 2 участника от каждой команды. Перед вами на столе находятся спирт и вода. Как, используя эти вещества, сжечь носовой платок, чтобы он остался целым и невредимым.

    Учитель. Проверим ваше домашнее задание - как ответили на вопросы викторины. Капитаны по очереди подходят к ведущим, вытягивают вопрос викторины ,а команды отвечают. За ответ получают до 5 баллов.
    Пришло время подвести итоги, пока жюри совещается, мы познакомимся с великим чародеем.
    “Чародей” просит любого ученика задумать химический элемент по периодической системе и провести с номером элемента следующие вычисления без сообщения промежуточных результатов:

    - номер элемента удвоить;
    - к произведению прибавить 5;
    - сумму умножить на 5.

    Последний результат сообщается ведущему, который сразу объявляет задуманный элемент.
    Жюри объявляет итоги, награждает победителей. Кроме этого участники команд и активные болельщики получают оценки.
    В заключении демонстрируется опыт “Извержение вулкана” (выключается свет и звучит музыка).

    Приложение 1

    Названия химических элементов

    Фосфор в переводе с греческого – “светоносец”;
    Фтор – от греческого “фторос” - разрушение, гибель;
    Бром – от древнегреческого “бромос” - зловонный;
    Йод – с греческого – “фиолетовый”, “тёмно-синий”;
    Астат – от греческого “астатос” - неустойчивый;
    Литий – от греческого “литос” - камень;
    Рубидий – от латинского “рубидос” - тёмно-красный;
    Магний - от греческого названия “Магнии” - местность в Фессалии, где добывали магнезию- окись магния;
    Хром - от греческого “хромос” - краска, цвет и т. д.

    Именами героев древних мифов и сказаний названы следующие химические элементы:
    титан (Титаны – мифические обитатели земли),
    ванадий (Ванада – богиня скандинавской мифологии),
    ниобий (Ниоба – дочь Тантала),
    прометий (Прометей – мифический герой, подаривший людям огонь),
    тантал (Тантал – герой мифов древней Греции).

    В честь стран и городов:
    магний (Магнезия – город в Греции);
    иттрий (Иттербии – город вблизи Стокгольма);
    гафний (Гафния – древнее название Копенгагена);
    лютеций (Лютеция – древнее название Парижа);
    германий (Германия);
    рутений (от лат. Ruthenia – Россия) и т. д.

    Приложение 2

    Опыт “Несгораемый платочек”

    Небольшой носовой платочек погружают сначала в воду, хорошо смачивают и отжимают. Затем платочек берут за уголок щипцами, погружают в стакан со спиртом, вынимают и тут же поджигают с помощью лучинки. Спирт быстро сгорает, а платочек остаётся невредим.

    Опыт “Извержение вулкана”

    На асбестовую сетку или металлический лист (можно фарфоровую чашку), укреплённые в штативе, насыпают дихромат аммония и нагревают пламенем спиртовки. Через некоторое время происходит выброс искр, имитирующий извержение вулкана.

     

    “Чародей” - задумайте элемент.

    Разгадка заключается в следующем. Пусть задуман элемент №25 (марганец). Проведём с числом 25 следующие действия:

    25*2=50
    50+5=55
    55*5=275

    Число 275 сообщается “чародею”, который в уме отбрасывает последнюю цифру (получается 27) и отнимает от полученного числа число 2 – получается 25. Это и есть номер заданного элемента. После этого “чародею” остаётся только назвать этот элемент – марганец.

    Использованная литература

    1. Малышкина В.Занимательная химия. Тригон. Санкт – Петербург.2001г.
    2. Девяткин В.В. Ляхова Ю.М. Химия для любознательных. Ярославль. Академия .2000г.
    3. Штремплер Г.И. Химия на досуге. Фрунзе – 1990.
    4. Тыльдсепп А.А. Корк В.А. Мы изучаем химию. Москва “Просвещение”1988г.
    5. Степин Б.Д. Аликберова Л.Ю.Занимательные опыты по химии. Москва.Дрофа.2002г.

    Печерская Марина Викторовна, учитель химии


    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 5831
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.