Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/classes/templates.class.php on line 162 Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/modules/sitelogin.php on line 110 :VLIVKOR.COM: > Версия для печати > Активные методы обучения в преподавании графических дисциплин в профильных классах общеобразовательных школ
{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Статьи, Педагогика, Преподавание, Методики > Активные методы обучения в преподавании графических дисциплин в профильных классах общеобразовательных школ
{LF_links}

Активные методы обучения в преподавании графических дисциплин в профильных классах общеобразовательных школ


13 ноября 2007. Разместил: lessons
Достижение цели расширения возможности социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием возможно при выполнении ряда условий, в том числе, при условии введения в образовательный процесс элективных курсов и применения активных методов обучения. Опыт работы по методу учебных проектов может быть использован учителями ИЗО и технологии на занятиях элективных курсов по графическим дисциплинам в профильных классах.

При организации профильного обучения старшеклассников, как одного из направлений модернизации российского образования, поставлена задача создания “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда…”. Поэтому одной из основных целей перехода к профильному обучению, отмечается в Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, является “расширение возможностей социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием”. При этом “профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса”, так как в этом случае “расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории”.

В этом случае появляется необходимость преподавания графических дисциплин для учащихся, выбравших специальности инженера, архитектора, дизайнера и т. п., обучающихся в технических профильных классах.

Но зачастую обилие информации не приводит к системности знаний. В то же время, одна из целей обучения – освоение учащимися знаний, умений и навыков, поэтому важно научить школьников выделять главное, находить связи и структурировать полученную информацию, а также самостоятельной поисковой деятельности. Учитель должен научить школьников не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике, при этом уметь ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знания, т. е. научить учиться.

Решить поставленные перед собой задачи учитель может через применение активных форм и методов обучения, в том числе и через метод учебных проектов.

В современной педагогике отмечается, что метод проектов возможен при осуществлении деятельностно-личностного подхода, который предполагает:

- связь обучения с жизнью;

- развитие самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе;

- развитие умения адаптироваться к действительности;

- умение общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности.

Метод учебных проектов, применяемый в преподавании графических дисциплин в профильных классах общеобразовательных школ, позволяет учащимся не только получить новые и закрепить уже имеющиеся знания, применить их на практике, совершенствовать графические умения и навыки, но и реализовать элементы профессиональной деятельности. Таким образом, метод учебных проектов помогает осуществлять преемственность между общим и профессиональным образованием.

Нами был разработан и осуществлен проект по начертательной геометрии, которая изучается на занятиях элективного курса в профильных технических классах. Выполнение проекта осуществлялось в рамках изучения темы “Чертежи и развертки поверхностей геометрических тел”.

Название проекта: “Макет календаря”.

Предмет: элективный курс по начертательной геометрии.

Класс: 10-й технический.

Время работы над проектом: 4 учебных часа.

Тип групп: малые группы по 3-4 человека.

Основные цели:

- развитие творческих способностей учащихся;

- формирование прочных знаний о построении чертежей и разверток поверхностей геометрических тел;

- формирование умений самостоятельно разрабатывать и выполнять чертежи разверток и моделей в соответствии с выбранной конструкцией;

- развитие графических умений и навыков;

- воспитание самостоятельности и творческой активности;

- формирование коммуникативных умений.

Постановка перед учащимися проблемы: разработать объемную конструкцию календаря, выполнить необходимые графические изображения и макет календаря в материале.

План работы над учебным проектом:

1) Создание групп, сообщение и обсуждение проблемы, составление плана работы над проектом, поиск и выполнение технических рисунков. На этом этапе обсуждение проблемы проводится учителем как фронтально со всеми учащимися, так и самостоятельно внутри групп, при этом учитель может предложить рассмотреть различные варианты конструкций: на основе многогранника, статичные и динамичные конструкции, состоящие из модулей.

Активные методы обучения в преподавании графических дисциплин в профильных классах общеобразовательных школ

Разрабатываются требования к конструкции, которая должна быть оригинальной, эстетически привлекательной, состоять из сочетания простых геометрических тел.

2) Выполнение эскизов, утвержденной в группе конструкции, выполнение чертежей разверток.

3) Выполнение макета из картона.

На втором и третьем этапе школьники работают самостоятельно, при незначительном участии учителя, который исполняет роль консультанта.

4) Оформление проекта и презентация результатов, которая завершает работу. Выступая перед классом, учащиеся рассказывают о том, как рождалась идея, аргументируя принятое решение, о том, как были использованы полученные на уроках знания, житейский опыт. Каждая группа предъявляет самоанализ своей деятельности. На этом этапе учитель определяет глубину знаний по изучаемой теме, как учащиеся справились с применением этих знаний, отмечает то, какие практические умения они приобрели.

Оценивают проект не только учитель, но и учащиеся. Наблюдение показало, что оценка школьниками результатов своих одноклассников вполне объективна и имеет большое воспитательное значение.

Работа учащихся.

Описание конструкции.

“По своему художественному образу календарь ассоциируется с круглой башней, у которой каждый этаж вращается вокруг цилиндрической основы. Конструкция состоит из призматической подставки, полого цилиндра в центре и цилиндрических колец с вырезами. На основу наклеены календарные числа по месяцам. Каждый ярус – отдельное время года. Поворачивая кольцо можно переходить от одного месяца к другому.

Активные методы обучения в преподавании графических дисциплин в профильных классах общеобразовательных школ

Презентация.

“Мы выбрали данную форму календаря из-за ее практичности, удобства, многофункциональности и оригинальности конструкции.

Эта конструкция будет интересна детям, т. к. имеет много крутящихся элементов. Ее можно легко собрать и разобрать, поэтому календарь можно использовать как игрушку, для этого детали календаря лучше всего сделать в ярких цветах. Если выполнить изделие в строгих цветах, то календарь будет неотъемлемой частью рабочего стола и будет удобной подставкой под карандаши. Можно также расположить его в центре обеденного стола, поставить в него искусственные цветы – это будет прекрасное украшение. При этом собрать это чудо не самая сложная задача.

Мы считаем, что конструкция этого календаря весьма удачна, ввиду ее оригинальности и многогранности использования, это может быть практически любая вещь – игрушка, ваза для цветов, подставка для карандашей, в зависимости от вашей фантазии и необходимости. При этом вы всегда будете знать, какое сегодня число”.


Семёнова Нина Константиновна, учитель изобразительного искусства и черчения



{SL_links}

Вернуться назад