Vlivkor.Com > Сценарии, Разное > Охраняемые животные Иркутской области Охраняемые животные Иркутской области16 ноября 2007. Разместил: lessons |
Данное занятие посвящено охраняемым животным Иркутской области. Информация, полученная на этом занятии, расширяет и углубляет знания о животных, воспитывает и развивает в детях чувство заботы и сострадания к братьям нашим меньшим, способствует расширению кругозора.
Цели и задачи: познакомить учащихся с книгами: “Кадастр редких и исчезающих животных Иркутского района”, “Редкие животные Иркутской области”. Научить детей определять животных по силуэтам. Развить познавательный интерес в деле охраны животных, привить к учащимся симпатии к братьям нашим меньшим. Содействовать воспитанию у школьников доброты, чуткости, уважения к миру животных.
Оформление класса : на доске вывешиваются иллюстрации и нарисованные картинки с изображением редких животных, цитаты писателей. Для работы используется стенд с изображением схемы Иркутской области, силуэты животных, листы бумаги для рисунков, ножницы, магнитофон, видеокассета, аудиокассета.
:План занятия:
Дети рассаживаются за двумя столами, образуя две группы. Звучит аудиокассета с голосами птиц. - Ребята, что вы слышите? (Голоса птиц) - А птицы кто они? Как назвать одним словом? (Животные) - Как вы думаете, о ком мы будем сегодня вести речь? (О животных) - Как вы думаете, а много их? Есть ли такие животные, которых стало мало? - Мы сегодня поговорим о животных, без которых человеческая жизнь немыслима. Все согласны? Будем вести речь не о простых животных, а о животных нашей области, об охраняемых животных. (Открывается доска с надписью темы, цифрами, рисунками о животных). - Тема нашего занятия “Охраняемые животные Иркутской Области”. Ребята, кто-нибудь знает, какие животные нашей области нуждаются в охране и защите? Ответы ребят: - Да! - Сейчас мы и выясним, кто же нуждается в охране? Послушаем наших ребят, которые подготовили для нас сообщения о редких животных. Значительная часть редких животных Иркутской области включена в Красную книгу России. (Прослушиваются подготовленные сообщения ребят, которые дополняют свои рассказы рисунками животных). 1 ученик: Из млекопитающих к этой категории относятся: прибайкальский черношапочный сурок и снежный барс (ирбис). Численность прибайкальского черношапочного сурка очень низка и до сих пор неизвестна. Из – за распашки лесостепи быстро сокращается численность светлого хоря. Случаи постоянного обитания снежного барса на территории области до сих пор неизвестны, хотя появились сведения, что барс может размножаться на территории области. 2 ученик: Из птиц к краснокнижным видам относятся ряд очень редких видов, которые встречаются в области во время пролёта и залётом: кудрявый пеликан, горный гусь, степной лунь, орлан – долгохвост, стерх, восточная дрофа, белая чайка и некоторые другие. А вот лебедь-клоктун, ранее обычный и даже многочисленный вид, в настоящее время стал очень редким. 3 ученик: Многие виды краснокнижных хищных птиц: скопа, степной орёл, орлан – белохвост, кречет, балабан и сапсан – снижают свою численность. Численность балабана очень низка (нелегальный отлов на продажу). - В целом для хищных птиц ситуация в области улучшилась. Как вы думаете, ребята, почему? (Ответы учащихся). Это связано с уменьшением количества удобрений и химикатов, используемых для обработки полей, ростом численности длиннохвостого суслика и других видов мелких грызунов. Численность чёрного аиста особенно в Байкало-Ленском заповеднике начала заметно расти. В южных районах чаще стала встречаться журавль красавка. Не вызывает опасений и состояние филина. 4 ученик: Редкими видами птиц являются камышовая овсянка, серая цапля, бородатая куропатка, перепел, белая лазоревка, голубая сорока, огарь, клинтух, серый журавль, малый перепелятник, чёрная крачка, таёжный гуменник и др. 5 ученик: Низкая численность характерна и для земноводных (монгольская и серая жаба). Из пресмыкающихся (прыткая ящерица, обыкновенный уж, узорчатый полоз). 6 ученик: Последние годы на территории области отмечено снижение численности косули, причиной является рост численности волка, браконьерство. Поэтому администрация Иркутской области запретила охоту на косулю сроком на 3 года с 2000 – 2003г. - А из рыб, ребята, есть редкие виды? Из рыб малочисленны таймень и осётр. - А есть такие насекомые, которые относятся к редким? Назовите! Из насекомых – шмель. - Молодцы, ребята! Много животных можно перечислять, которые нуждаются в нашей защите. Животный мир Иркутской области богат и разнообразен. Он представляет 68 видов млекопитающих, 335 видов птиц, 6 рептилий, и 5 видов земноводных. Из них к числу особо охраняемых, включённых в основной перечень Красной книги России, а также нуждающихся в особом внимании к их состоянию в природной среде относится 35 видов. Всего в регионе требуют особой охраны и повышенного внимания к состоянию численности 137 видов. Общая ситуация с охраной животного мира в области очень сложна. Основными причинами являются антропогенная нагрузка, сплошные рубки, строительство транспортных магистралей, ЛЭП и многие др. Я хочу обратить ваше внимание на две книги, которые называются “Кадастр редких и исчезающих животных Иркутской области” и “Редкие животные Иркутской области”. Основной целью “Кадастра…” является обеспечение необходимой информацией специалистов, занимающихся вопросами сохранения биоразнообразия, и нас с вами, чтобы, обращаясь к этой книге, мы почувствовали боль за наших братьев меньших. Эта книга содержит информацию по редким и исчезающим видам животных нашего района, учёт которых проводится каждые 10 лет. И вторая книга “Редкие животные Иркутской области”. В эту книгу занесены животные тех видов, которые занесены в Международную Красную книгу и редкие виды, относящиеся к нашему региону. Мы поработаем с этими книгами на занятии чуть позже. А сейчас можете ли вы привести примеры проявления сочувствия, доброты к животным из вашей жизни? (Ответы детей). - Ну а сейчас проведём небольшую физкультминутку? (Зачитываются строки из физкультминутки, ребята повторяют движения за руководителем). Мы немножко отдохнём, - Отдохнули? А сейчас предлагаю вам разгадать кроссворды на тему “Животные”. Разгадав кроссворды, определите и назовите редких животных 1. Посмотрите-ка, какая – 6. С ветки на ветку, быстрый, как мяч, 7. Внешне с белочкою схожий, 8. Хочешь – верь, хочешь – не верь: 9. Самих не видно, 11. Шёл я осенью с охоты, 12. Под корягой в жирном иле 14. Серовато, зубовато, В оставшиеся клетки впиши следующие названия животных: кабарга, соболь, горностай, бурозубка, выдра, язь, солонгой. Подумай, как распределить в кроссворде следующие названия птиц, обитающих на Байкале: пеночка, орлан, дрозд, поползень, тетерев, желна, лебедь, вальдшнеп, клёст. Придумай и допиши в клеточки недостающее название птицы. - Молодцы! Сделаем паузу! Для этого вы должны, закрыв глаза представить себя каким – то животным? Расскажите, кем вы были! - Молодцы! А сейчас мы посмотрим фрагменты видеофильма, который называется “У края чарующей бездны”. Расскажите, каких животных нашей области вы видели? Какие животные из просмотренного фильма занесены в Красную книгу? (Показываются фрагменты из фильма М. Степанцова “У края чарующей бездны”) - Сейчас мы приступим к ответственной работе. Нам необходимо вырезать силуэты животных, и поработав с книгой “Редкие животные Иркутской области”, прикрепить силуэты на карту-схему Иркутской области в тех местах, где эти виды животных распространены. (Учащиеся сравнивают подготовленные силуэты животных с книжными образами животных и наносят на подготовленную карту – схему Иркутской области). - Молодцы, ребята! - Проведём физкультминутку! (Зачитываются строки из физкультминутки, ребята повторяют движения за руководителем). Мы немножко отдохнём, - Спасибо всем, молодцы! Теперь мы поиграем в игру, которая называется “Узнай себя”. На листах ватмана нарисованы животные, у которых вместо головы вырезаны отверстия. Доброволец-ученик вставляет голову в отверстие и задаёт вопросы для определения животного, дети должны ответить двумя словами “Да” или “Нет”. - Молодцы! А сейчас следующее задание, давайте представим себе животное будущего, которое заселит нашу планету, если мы не будем проявлять заботу о животных! Вам (двум группам) предлагается нарисовать такое животное. (Ребята рисуют животное из будущего). - А теперь расскажите, пожалуйста, о нём! Молодцы! Спасибо! Вам нравятся такие животные? Хотите, чтобы в будущем такие животные заселяли нашу планету? (Дети не согласны). (Нарисованные картинки ребята быстро прячут). Хочу закончить наше занятие стихотворением Рождественского “Просьба”, замечательные слова в этом стихотворении.
“Птицы, розы и звери в души людям смотрят, - А сейчас самая приятная процедура – награждение. Этими замечательными нагрудными медальонами, подготовленными руками наших ребят с изображением самой мудрой птицы – совы, награждаются, самые активные ребята это: ………. - Спасибо всем! Все молодцы!
Серебренникова Елена Коминтерновна, педагог дополнительного образования Вернуться назад |